Внеклассное занятие «Урок вежливости». 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Цели: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам; раскрыть перед обучающимися сущность понятия «вежливость»; систематизировать знания о правилах вежливого поведения, упражнять обучающихся в анализе своих поступков.

Задачи:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • формировать умения работы с информацией;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • систематизировать знания о правилах вежливого поведения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, конструировать;
  • упражнять обучающихся в анализе своих поступков.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная.

Формируемые УУД:

Познавательные: развитие  внимания, мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать и опровергать.
Личностные и коммуникативные умения: воспитание взаимопонимания, дружеского отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, умение договариваться через организацию совместной деятельности (групповую работу).

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Ожидаемый результат

  1. Формулировка понятия «вежливость».
  2. Применение полученных знаний в реальной жизни.
  3. Обогащение словарного запаса.
  4. Формирование умения уважать мнение других, слушать и договариваться с другими людьми, используя слова вежливости.

Оборудование: мультфильм А. Барто «Медвежонок-невежа», проектор и демонстрационный экран; билеты с номера группы, карточки с заданиями для групп, плакат с правилами вежливости.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний

– Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитайте слова, записанные на доске:

Здравствуйте!                 Добрый день!                       Спасибо!                        Пожалуйста!

– Каким словом мы объединим все эти слова? (вежливые слова, вежливость, доброжелательность).
– Как вы думаете, почему с этими словами будет связано наше занятие?
– Чтобы наше занятие прошло интересно, мы с вами позовем хорошее настроение. Для этого посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся.

3. Основная часть

– Сегодня мы поговорим о вежливости. Что это такое? Какого человека можно назвать вежливым?
– Об этом мы узнаем, если  посмотрим мультфильм А.Барто «Медвежонок-невежа»
– Кого же можно назвать вежливым? (Вежливый — это тот, кто хорошо себя ведет, не шалит; говорит вежливые слова и не грубит; помогает другим)
– Вежливость — это доброе поведение, соблюдение правил приличия. Слово это произошло от старинного «вежество», что означало учтивость, ученость.
– Надеюсь, среди вас таких мишек нет и вы все люди воспитанные, умеете культурно себя вести и знаете все вежливые слова? Сейчас мы это и обговорим!

Игра «Доскажи словечко»

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй.
А скажи погромче: ... (здравствуй).

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу ... (привет)

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать ... (пожалуйста).

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте ... (любезны),
Будьте ... (добры).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну ... (извините)!

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: ... (до свидания!)

Когда я что-то подарю,
Мне говорят: ... (благодарю!)
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо!)

– Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы ими пользоваться?

4. Физкультминутка

– Медвежата в чаще жили
– Головой они крутили,
(Круговые вращения головой по часой и против часовой стрелки)
– Вот так, вот так головой они крутили.
– Медвежата мед искали,
– Дружно дерево качали,
(Наклоны вправо-влево)
– Вот так, вот так дружно дерево качали.
– Медвежата воду пили,
– Друг за дружкою ходили,
(Шаг на месте)
– Вот так, вот так друг за другом все ходили.
– Медвежата танцевали,
(Поворот и хлопок над головой)
– Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

5.  Закрепление полученных знаний

– А теперь я предлагаю вам разделиться на три группы. Для этого вытащите билет с номером группы из коробки и пройдите на свои места.
– У каждой группы на столе лежит конверт с заданием. (Задача детей инсценировать ситуацию)
– Прочитайте внимательно, распределите роли и обсудите порядок выполнения этого задания.

Задания:

  1. Мама послал тебя к соседке попросить немного соли. Как ты это сделаешь?
  2. Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?
  3. Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рожденья. Как ты это сделаешь?

После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.

– Вы хорошо справились с заданием. Только, ребята, помните, что сила «волшебных слов» зависит от того, как мы их говорим. Нужно говорить вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Нельзя разговаривать резким тоном, отвернувшись в сторону. Вежливый человек не бывает грубым.

6. Рефлексия

– Давайте вместе составим правила вежливого обращения.

(На доске вывешивается плакат с правилами)

Правила вежливости

  1. Пользуйся словами вежливого обращения:______________
  2. Будь приветлив и вежлив со всеми _________________.
  3. Не _________________ взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  4. Слушай старших ________________, стой при этом спокойно, смотри в ____________ собеседнику.
  5. ___________________________________________________________________________________________________.

7. Итог

– Подумайте, всегда ли вы сами бываете вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе?

2.01.2015