Занятие по ручному труду для детей подготовительной группы на тему «Куколка Счастье своими руками»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Развитие интереса, как детей, так и родителей к истокам народного творчества.
  • Формирование представления об изготовлении народной куклы – как атрибута духовной культуры русского народа.
  • Привитие интереса к созданию куколки своими руками – по традиционной технологии.

Задачи:

  • Воспитательные: Воспитание патриотических чувств, уважение и интерес к памяти предков, к своей истории.
  • Развивающие:
    • Развиваем у детей творческое мышление, память, внимание ,наблюдательность.
    • Продолжаем развивать умение детей вступать в речевое и игровое взаимодействие , как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Образовательные:
    • Сформировать представления о русской народной тряпичной кукле, об ее истории возникновения.
    • Научить детей и взрослых, создавать куколку своими руками, передавая характерные особенности внешнего вида.

Предварительная работа:

1) Консультация для родителей группы на тему: “Народная тряпичная кукла” с демонстрацией презентации по данной теме.

2) Беседа с детьми на тему: “История возникновения тряпичных кукол” - рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением куколок.

3) Беседа с детьми на тему: “Народные игрушки”

4) Разучивание стихов, загадок, пословиц о куклах.

Оборудование и материалы:

  • Мультимедиа для демонстрации презентации.
  • Иллюстрации народных кукол.
  • Различные народные игрушки.
  • Музыка – классика для детей.
  • Волшебный сундучок для сюрприза.
  • Материалы для изготовления куколок.

I. Организационный момент

Дети и воспитатель стоят на ковре.

Воспитатель приветствует всех, кто пришел на открытое занятие в группу. Затем задает вопрос: “ Ребятки, а почему же у нас так много людей в группе?”

Ответы детей: - К нам пришли гости, наши мамы, наши бабушки, наши педагоги,

В-ль: - А как вы думаете, что мы как хозяева должны сказать гостям?

Ответы детей...

В-ль: - Молодцы, ребятки столько ласковых , нежных и волшебных слов , вы сказали нашим гостям. А теперь давайте и мы с вами тоже присоединимся к ним (дети садятся за столы к своим родным).

Воспитателю с целью создания комфортной обстановки на занятии предлагает провести игру: “Ласковые слова” - мяч передается соседу справа и ласковое слово адресовано именно ему. Воспитатель начинает игру.

II. Основное занятие

В-ль: - Уважаемые гости и дорогие ребятки, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем занятии, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку.

Ну, что, ребятки, догадались, это кто?

Ответы детей: - Кукла.

Воспитатель ставит на стол “Волшебный сундучок” и достает оттуда современные куклы, сделанные из разных материалов. Раздает по одной кукле в руки детей и просит назвать из чего сделаны их куклы.

Ответы детей: - Резина, пластмасса, керамика, матерчатая заводская и т.д.

В-ль: - А чем они еще отличаются?

Ответы детей: - Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз, обувью и т.д.

В-ль: - Ребятки, а откуда игрушки появляются у вас дома или в детском саду?

Ответы детей: - Из магазина.

В-ль: - Да, правильно, мы их покупаем в магазинах, а откуда они появляются там?

Ответы детей...

В-ль: - Ну, конечно же, молодцы ребятки, наши игрушки делают на фабриках. Ребятки, а вот скажите мне, пожалуйста, где же брали игрушки в старину, когда не было таких магазинов и фабрик игрушек.

Ответы детей: - Делали своими руками.

В-ль. Ставит на стол поднос с разными игрушками (Дымковской, Филимоновой, Матрешкой, Богородской, Каргапольской), и просит детей рассказать о них, что они знают? (промысел, из чего сделаны).

Ответы детей... (затрудняются, воспитатель подсказывает)

В-ль: - Ребятки, а среди них есть куколки?

Ответы детей...

В-ль: - А скажите, пожалуйста, из чего делали наши предки своих куколок?

Ответы детей...

В-ль: - Да, молодцы детки, их делали из лоскутков материи и назывались они тряпичными куклами.

Воспитатель достает из “Волшебного сундучка” тряпичных кукол собственного производства, и просит их сравнить с матерчатыми куклами заводского производства. Чем они отличаются?

Ответы детей: - Ручками, ножками и другой одеждой и нет лица.

В-ль: - Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.

Ребенок читает стих про куклу.

Волосы льняные
На них ленточки цветные
С лоскутков ее скрутили.
В сарафанчик нарядили.
Вот она какая, яркая, забавная.
Тряпичная красавица.

В-ль: - Ребятки, давайте немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которую мы с вами стали разучивать накануне нашего занятия.

Наша куколка сидела (дети сидят на стульчиках как куколки)
Да решила погулять (тихонько встают и ходят как куколки на ровных ногах и ручки в строну)
Наша куколка гуляла
И играла и плясала (выполняют действие)
Приседала и скакала
Наша куколка моргала (Моргают глазками)
Быстро глазки закрывала
А потом их открывала
Наша куколка устала
И присела отдыхать. (Садятся на места)

Воспитатель просит детей и гостей, сесть поудобнее и предлагает посмотреть презентацию - “Куколка Счастье”

Первая часть презентации о куколке составила воспитатель.

Вторую часть пошаговое изготовление куколки взяла из интернета.

Воспитатель начинает показ презентации, сопровождает рассказом.

После слайда со стихотворением:

Куколка “Счастье” просто загляденье
Взрослым и детям всем на удивленье
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить.
Вам придется, не ленится
И старанье приложить.

Предлагает немного передохнуть и поиграть в различные игры.

1) “Перетяжки”- гимнастическая палка, мальчики с двух сторон. На полу лежит канат, кто заступит, тот проиграл.

2) “Кто быстрее?” - мамы, бабушки и девочки соревнуются, кто быстрее скрутит веревочку дойдя до центра.

3) “Перенести шарик без рук” - Мамы с мамами, девочки с девочками зажимают животами.

Воспитатель благодарит всех участников за активное участие, умение и старание! Мы хорошо отдохнули и теперь самое время заняться нам куколкой.

Воспитатель раздает пакетики с заготовками для будущих куколок. На столы кладет красные нитки и ножницы для всех участников процесса. Показывает своих куколок “счастья” сделанных специально для этого занятия. Обращает внимание гостей на характерные особенности (коса, ручки, обутки).

Ребенок читает стихотворение:

Здесь уголок, там уголок
Завяжем ловкий узелок
И кукла получилась...
Она нам будет оберег
В дому достаток сохранит
Семью от злобы защитит.
Конечно, всем нам нравится
Такая вот красавица!

Воспитатель включает презентацию с пошаговым изготовлением куколки. Во время слайдов подходит к родителям и детям, подсказывает или помогает, если они затрудняются.

Ребенок читает стихотворение:

Вот сверну я тряпочку
В лоскуточки наряжу
Сверху ниткой обвяжу
Получилась не игрушка
А любимая подружка.

Воспитатель напоминает, что использование украшений для куколки, это личное дело каждого. Каждый видит куколку по-своему. Самое главное не как оформляется и делается куколка, а какие мысли и думы при ее изготовлении вас посещают. Мысли должны быть светлыми и радостными. Тогда ваша куколка будет источником вашего счастья и вашей семьи. Чего я вам искренне и желаю!

III. Окончание работы

Воспитатель приглашает всех гостей на ковер и просит показать друг другу своих куколок (дети обсуждают игрушки).

Ребенок читает стихотворение.

Вот все куколки – подружки
Не похожи друг на дружку
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши.

В-ль: - Мы очень хорошо с вами поработали и можем поиграть с вами игру: “У Маланьи, у старушки”.

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Жили семеро детей
Жили семеро сыновей (все идут по кругу, один ребенок в центре)
На словах: каких сыновей? (все останавливаются и повторяют все движения за ребенком в центре)
Вот таких сыновей!! (показывает)
Вот с такими бровями
Вот с такими ушами
Вот с такими носами
Вот с такими усами.
Они ничего не ели
Целый день они сидели
Все на матушку глядели.
Но разом делали - Вот так!! (повторяем движения ребенка и застываем на месте)

Воспитатель благодарит всех за прекрасную и интересную работу, за то, что смогли прийти к нам на занятия. Приглашает гостей на следующее занятие, где будут делать игрушку “зайчик на пальчик”.

Презентация.