Урок по математике "Работаем диспетчерами". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок актуализации умений и навыков (практимум)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Цель урока: создать условия для формирования временных представлений и умений определять продолжительность событий.

Планируемые результаты образования

  • Предметные: имеют представления о том, как соотносить условие задачи с табличной формой, заполнять таблицу; умеют выполнять сложение и вычитание в пределах 100, находить результат умножения (сложением) и деления (подбором), восстанавливать задачи по табличным данным и ставить вопрос к задаче, решать задачи на разностное сравнение и определять длительность событий; знают, как ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме.
  • Личностные УД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу,
  • Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
    • регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке;
    • познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; понимают информацию, представленную в виде таблицы;
    • коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Основное содержание темы, термины и понятия:

  • Величины: время.Единицы измерения: минута, час, сутки.
  • Временные представления: вчера, сегодня, завтра, утро, день, вечер, ночь.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, трудовое обучение.

Ресурсы: М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова «Математика» учебник для 2 класса, 2 часть, электронный учебник М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова «математика» 2 класс, 2 часть., мультимедийный проектор, компьютеры для детей

Технологическая карта урока

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ресурсы

Знания

УУД

1 Самоопределение к деятельности (организационный момент). 2 мин –  включение учащихся в деятельность. Знают и выполняют правила вежливости личностные восприятие математики как части общечеловеческой культуры словесный Фронтальная Электронный учебник заставка
Презентация, слайд 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

– Сегодня урок математики хотелось бы начать с таких слов
Эпиграф:  «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий». 
– Как вы это понимаете?
Высказывают свои мнения.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Знания

УУД

Методы

Формы

Используемые ресурсы
2 Актуализация знаний с фиксацией затруднения в пробном учебном действии. 5 мин Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового; выявление затруднения в индивидуальной деятельности учащихся.  

Выполняют устные вычисления в пределах 100 с переходом через разряд;
определяют время

регулятивные:
удерживание учебной темы  на уроке с опорой на ориентиры;
познавательные
отвечать на вопросы учителя
личностные:
умение признавать  собственные ошибки, оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков;
Наглядный
видеометод
словесный
Фронтальная
Индивидуальная
Электронный учебник.
Тренинг
Стр 38
Презентация
2 слайд
3 слайд
Модели часов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

– Будем учиться  мыслить. Проведем небольшую разминку.
Тренировочные упражнения.   На время 2  ученика.
– В чем была сложность? Как её преодолеть?
– Как вы думаете, почему мы выполняли последнее задание?
Что мы знаем и умеем  по данной теме?
– знаем единицы измерения времени;
– умеем сравнивать и преобразовывать единицы времени;
– умеем определять время по часам;
– решать задачи на определение времени.
– Сейчас посмотрим,  как вы  точно умеете определять время по часам.
На ваших моделях часов покажите, как будут расположены стрелки на часах в 10 часов? Согласны вы с этой моделью?
– Как будут расположены стрелки в 11 часов 45 минут?
– Так показывают стрелки на этих часах, согласны? Как можно по другому сказать, сколько это времени? (Без пятнадцати двенадцать, без четверти двенадцать?
– Сколько минут осталось до того момента, когда часы покажут 12 часов?
– Можем ли по часам определить время суток? (Нет, так как часы два раза показывают одно и то же время за сутки)
– Как правильно поступать в таких ситуациях?
– В речи приняты следующие обороты (Приложение 1)
Но можно продолжить нумерацию после 12: 1 час дня  – 13 часов, 2 часа дня – 14 часов… 12 часов ночи – 24 часа, время снова начинают отсчитывать с нуля.
Считают устно.

– Повторить таблицу сложения, быть более
внимательным, быстрым, точным…

– Мы изучаем измерение величин
Время – тема предыдущего   урока.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Формулируют ответы и отслеживают продвижение знаний и умений по теме
Определяют время по часам на слайде.
Работают с моделями часов.
Отвечают на вопросы, решают проблемные вопросы

Этап учебного занятия

Время

Цель

Знания

УУД

Методы

Формы

Используемые ресурсы
3. Проверка домашнего задания 4 мин воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач
учить соотносить время событий со временем суток
знают распорядок дня регулятивные
адекватные воспринимают указания на ошибки
коммуникативные
построение монологических высказываний
личностные
оценивают свою деятельность
словесный
наглядный
Индивидуальная Творческие работы

4 слайд
5 слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

– Как вы научились соотносить время событий с временем суток узнаем, проверив ваше домашнее задание. (стенд с творческими работами) Расскажите о своем распорядке дня.  Дай оценку своей выполненной работе?
Алгоритм самооценки (Приложение 2)
Если мнение учителя и ученика совпадают   Урок может идти дальше.
1-2 ученика представляют свои работы.

 Самооценка.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Знания

УУД

Методы

Формы

Используемые ресурсы
4. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка темы, цели и задач урока.
4 мин – Подвести к теме урока. Мотивировать на работу
обсуждение затруднений, проговаривание цели и задач урока
Знают единицы времени регулятивные:
планируют учебные задачи;
коммуникативные:
высказывание своего мнения, участие в диалоге.
Словесный
наглядный
фронтальная Презентация слайды 6
карточки с величинами
карточки с темой, целью, планом урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

– Где нам могут пригодиться знания этой темы? (В будущей профессии.) 
– Об одной из таких профессий мы сегодня узнаем и даже поработаем.
Тема нашего урока: «Работаем…»

кем?
Можем узнать выполнив следующее задание: Назовите единицы времени.
Расположите их в порядке возрастания: (сек, мин, ч, сут, нед, мес, год, век, тысячелетие)
С обратной стороны карточек ДИСПЕТЧЕР
– Назовите тему урока.  РАБОТАЕМ ДИСПЕТЧЕРАМИ
– Как вы думаете чем нам предстоит заняться?
– Сформулируйте цель урока:

Знакомство с  работой диспетчера

– Всем ли понятно значение слова ДИСПЕТЧЕР?  В чем заключается работа диспетчера? (варианты ответов)
–Значит , что мы должны сначала узнать?

Кто такой диспетчер?

– Хорошо, мы узнаем, кто такой диспетчер. Этого будет достаточно, чтобы работать на уроке? Что нужно узнать  нам дальше? (Какие знания и умения  пригодятся для этой работы)
– Следовательно нам нужно узнать:

Какие знания и умения  необходимы диспетчеру для работы?

– Сформулируем 3 задачу.

Я – диспетчер!

– Итак, задачи урока мы определили. Сейчас мы отдохнем и начнем поиск ответов на поставленные вопросы.

 

Определяют тему рока

 

1 ученик у доски располагает единицы времени по возрастанию, устно преобразую в более мелкие единицы.
1 мин = 60 сек  1 час = 60 мин  1 сут = 24 часа  1 нед = 7 сут  1 мес = 30, 31, 28, 29 сут  1 год = 365, 366 сут, 12 мес  1 век = 100 лет  1 тысячелетие = 1000лет

Определяют цель урока, составляют совместно с учителем план урока.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Знания

УУД

Методы

Формы

Используемые ресурсы
5. Физкультминутка 2 мин. Снять напряжение с глаз, расслабиться, отдохнуть   Умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу Видеометод Двигательная активность 7-11 слайды

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Гимнастика для глаз.
Следит за действиями учащихся
Выполняют упражнения вместе с героем слайда, следят глазами за его действиями

Этап учебного занятия

Время

Цель

Знания

УУД

Методы

Формы

Используемые ресурсы

6. Применение знаний и умений в новой ситуации 10 мин. Формировать навык решения задач на определение времени. Знают, как соотносить условие задачи с табличной формой, определять длительность событий регулятивные
сохраняют учебные задачи
познавательные
используют модели для решения задач
обобщают
устанавливают аналогии
коммуникативные
формулируют свое мнение
контролируют действия партнера
договариваются и приходят к общему решению
личностные
Словесный
наглядный
Фронтальная индивидуальная работа в парах групповая толковый словарь
приложение
слайды 12-15
электронный учебник
таблицы с формулами
кчебник

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обратимся к первому вопросу. Ваши мнения.
В современное время появляется все больше новых профессий,  однако существуют специальности, которые остаются важными всегда. Одной из подобных профессий является диспетчер.
Где мы можем узнать значение слова «Диспетчер»? (В толковом словаре)
1 ученик зачитывает. Диспетчер – это….
Работник обеспечивающий выполнение графиков выпуска  движения поездов, самолетов автомобилей, судов, и т.д.
– На какой вопрос мы уже знаем ответ?
Переходим ко 2 вопросу. Ваше мнение?
Он  несет ответственность  за безопасность движения судов на своем участке, контролирует работу других работников.
Диспетчер постоянно отслеживает обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр.
–Что же  должен уметь диспетчер?
– Откройте учебники на стр. 42. Прочитайте задание №1
– Что нам известно? Что нужно узнать? Заполним таблицу:
Время отправления

Время в пути

Время прибытия

 

4 часа

16 часов

 Какое выражение можно составить, чтобы  ответить на вопрос задачи?
Запишите решение задачи в тетрадь
– Сделайте вывод,  как узнать  время отправления самолета, не называя чисел, а используя названия граф  таблицы.
Вывод фиксируется в виде формулы:

вр. отпр. = вр. приб. – вр. в пути

– Составьте обратные задачи данной.

Время отправления Время в пути Время прибытия
12 часов           16 часов

 

Время отправления Время в пути Время прибытия
12 часов 4 часа  

–  Сделайте вывод,  как узнать   время поезда в пути, не называя чисел, а используя названия граф таблицы.

вр.в пути = вр. приб. – вр. отпр.

–  Сделайте вывод,  как узнать   время прибытия поезда, не называя чисел, а используя названия граф таблицы.

вр. приб. = вр. вр. отпр. + вр. в пути

Сейчас вы будете работать в парах. Вспомним правила дружных ребят.
Задание № 2. Заполните таблицу. (Приложение 3)
Оцените работу в паре

Алгоритм самооценки

– Дайте ответ с помощью составленного выражения на любой из вопросов
– Ответим на вопросы при помощи нашей таблицы.

23 + 23 = 46(р) вчера и позавчера
46 + 46 = 92(р) в два следующих дня
23 * 3 = 23 + 23 + 23 = 69(р) по старому расписанию
92 – 69 = 23 р – больше

– Вернёмся к задачам, которые вы поставили в начале урока. На какой вопрос вы сейчас нашли ответ? (Какие знания и умения необходимы диспетчеру для работы?)
– Как вы поняли, что должен знать и уметь диспетчер?

Отвечают на вопросы учителя
Высказывают свое мнение
Делают выводы.
Оформляют решение задачи в тетрадях, один на доске
Составлять графики судов.
Работают в таблицах

Называют правила работы в паре.
Работают на компьютерах.
Дают оценку выполненной раб

Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений, умение управлять своим вниманием, усидчивость, наблюдательность и уметь быстро и точно ориентироваться во времени,  следить за графиком движения самолетов, составлять расписания, уметь быстро считать.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Знания

УУД

Методы

Формы

Используемые ресурсы
6. Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10 мин.     регулятивные
сохраняют учебные задачи
познавательные
используют модели для решения задач
обобщают
устанавливают аналогии
коммуникативные
формулируют свое мнение
контролируют действия партнера
договариваются и приходят к общему решению
личностные
проявляют интерес к учебному процессу
Словесный
практический
групповая Таблицы учебники
16-18 слайды
 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 
  – Пришло время приступить к работе диспетчера. Кто бы хотел попробовать себя в роли диспетчера? Как вы думаете, что вы будете делать?
Задание №3 Работать будете в группах. Правила работы в группе.
– Прочитаем задание № 3. Чтобы вам было удобно, я разделила таблицу на три части.
Заполните таблицу, работая в группах применяя необходимые формулы.
(Приложение 4)
Докладчик от каждой группы.
вр.приб = вр.опр. + вр. в пути
(Приложение 5)
вр. в пути  =  вр.приб. –  вр.опр.
(Приложение 6)
вр.опр. =  вр.приб. –  вр. в пути
Распределение обязанностей в группе: старший, секретарь, докладчик, консультанты.

Представление работы группы

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Знания

УУД

Методы

Формы

Используемые ресурсы
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1 мин. Дать инструктаж по выполнению домашнего задания Умеют делать записи в домашнего задагия в дневниках   словесный   Учебник
слайд 19

Деятельность учителя

Деятельность ученика

– Составить расписание электричек стр 43 № 5
Задания по выбору.  Составить расписание автобуса Никольск – Вологда
Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Знания

УУД

Методы

Формы

Используемые ресурсы

8. Рефлексия (подведение итогов) 2 мин. Подвести итог урока, итог деятельности учащихся на уроке.   Регулятивные
оценивать свои действия
познавательные
коммуникативные
формулировать собственное мнение и позицию
личностные
достижения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
словесный   слайды 20, 21
 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  – Подведём итоги нашей работы.
– По какой теме сегодня работали?
– Какую цель ставили перед собой?
– Как вы думаете , нам удалось её достичь?
– Вспомните задачи, которые мы ставили на урок и закончите предложения:
  • «Я узнал …»
  • «Я научился …»
  • «Мне понравилось работать …»

Наталья Донская

Берегите время

Берегите время, люди,
Ведь его не возвратить,
Не вернуть ушедшего счастья минуты
Увы, прошлого не изменить.
Дорожите моментом каждым,
И минуты жизни цените,
Помните, жизнь не прожить дважды,
Берегите время, люди – берегите!.

Определяют результаты урока, собственной деятельности

 

 

 

 

Читает ученик

12.01.2015