Функции плазматической мембраны

Разделы: Биология


Цель: познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны — регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды; научиться применять полученные знания на практике.

Задачи:

  • обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: осмос и осмотическое давление;
  • формировать следующие специальные умения и навыки:
    • умение работать с микроскопом и микропрепаратами,
    • умение сопоставлять полученные данные и предположения и делать выводы,
    • применять полученные знания с практикой,
    • выполнять требования техники безопасности;
  • развивать творчество, интерес к предмету, интеллект, эмоциональную мотивацию при работе в группе.

Оборудование и реактивы: микроскопы, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стаканы с раствором соли, фильтровальная бумага, лук репчатый, инструкция по проведению
лабораторной работы, презентация (Приложение 1)

Этапы урока

Действия учителя

Ожидаемые результаты

Оборудование
Актуализация знаний
(7 мин.)
Формулируется тема урока.

Беседа по вопросам:

  Слайд 1,2
1) Вспомните строение плазматической мембраны и её свойства. 1) Выслушиваются ответы обучающихся о жидкостно-мозаичной модели мембраны и функциях мембраны: отграничение содержимого клетки от внешней среды, защита от повреждений, избирательный транспорт веществ, образование межклеточных контактов, проведение сигналов в клетку. Слайд 3
2) Как проникают вещества в клетку? 2) Рассказ об эндоцитозе (фагоцитоце, пиноцитозе) и эктоцитоз. Слайд 4
3) Чем облегчённая диффузия отличается от активного транспорта веществ? 3) Активный транспорт:
– Переносят вещества белки-переносчики
– С затратой АТФ
– Против градиента концентрации (из области меньшей концентрации в область с большей концентрацией вещества);
Облегчённая диффузия:
– Переносят вещества белки-переносчики
– Без затрат АТФ
– По градиенту концентрации ( из области большей концентрации в область с меньшей концентрацией).
 

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Изучение нового материала (7 мин.) Постановка проблемного вопроса

Два студента оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором и, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться и лягушка гибнет. Заглянув в учебник, студенты обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно. 9% раствор вместо нужных 0,9% раствора. Почему гибнет лягушка? О передвижении какого вещества через плазматическую мембрану, мы с вами ещё не говорили?

Примерный ответ:

– Вода движется из раствора с меньшей концентрацией в раствор с большей концентрацией.
– Концентрация солевого раствора крови 0,9%, а смачивали 9% раствором соли, поэтому вода из клеток передвигалась в раствор, до установления равновесия.
– Поэтому клетки сморщивались, как бы высыхали.

Слайд 8

Слайд 9

– Мы будем выяснять, как передвигается вода через мембрану.

Беседа по схеме слайда (вспомнить изотонический раствор, гипертонический раствор, гипотонический раствор)

  Слайд 10
При изучении состава крови, мы говорили об обязательном постоянстве солевого состава плазмы крови. – Мембрана живых клеток пропускает определённые молекулы или ионы растворённых веществ. Слайд 11
Комментарии учителя.
Как вы понимаете понятие «избирательный транспорт веществ через плазматическую мембрану»?

Плазматическая мембрана является полупроницаемой, так как пропускает только молекулы растворителя (воды), задерживая все молекулы или ионы растворённого вещества. Этот процесс называется осмос – это прохождение молекул воды через полупроницаемую мембрану из раствора с меньшей концентрации в раствор с большей концентрации до установления равновесия.
Гидростатическое давление, которое необходимо приложить, чтобы предотвратить осмотическое поступление воды в раствор, называют осмотическим давлением этого раствора. Чем выше концентрация раствора, тем выше его осмотическое давление.

Записывают определение.
Рассмотреть схему на слайде.
 
2) Если клетку поместить в гипертонический раствор, то наблюдаем плазмолиз, то вода выходит из клетки до установления равновесия концентрации по обе стороны мембраны. Что произойдёт с клеткой? Беседа по слайду.

Клетка сжимается, либо сжимается её цитоплазма.

Слайд 12
3) Если клетку поместить в гипотонический раствор, то наблюдаем деплазмолиз, то вода поступает в клетку до установления равновесия концентрации по обе стороны мембраны. Что произойдёт с клеткой? Клетка разбухает и даже может лопнуть.  
Применение нового знания (выполнение лабораторной работы в парах)
(15 мин)
Пронаблюдаем данное явление, проделав лабораторную работу «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Инструкция к лабораторной работе (Приложение 2)
По инструкции обучающиеся выполняют и оформляют лабораторную работу, отвечают на вопросы. Слайды 13-19
Закрепление (13 мин.) Для закрепления выдаются вопросы для обсуждения группам учащихся. Ребята высказывают своё мнение и совместно формулируем правильный ответ.
(Приложение 3)

Вывод: Поступление воды из клетки и в клетку из внешней среды происходит по закону осмоса, что важно знать в медицине и сельском хозяйстве, и в повседневной жизни.

В группах из 4-х человек обсуждение заданий Слайды 20-22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Рефлексия (1 мин.) На партах детей находятся три смайлика: жёлтый, красный и зелёный.
  • Красный – мне было ничего не понятно, поэтому не интересно.
  • Жёлтый – урок прошёл как обычно.
  • Зелёный – урок понравился, узнал много нового.
Ребята выбирают смайлик, который соответствует их отношению к уроку.
(По окончании урока обучающиеся сдают тетради на проверку для оценивания полноты выполненной работы, аккуратности и ответов на вопросы). Критерии оценивания лабораторных работ прилагаются к рабочим программам.
Слайд 28
Домашнее задание (2 мин.) Приготовьте сообщение: «Где находят морские животные пресную воду?»
Ответьте на вопросы:

1) Когда хозяйка варит суп, она солит воду сразу, но если нам надо приготовить отварное мясо, то следует его варить сначала в несоленой воде. Почему?
2) Объясните:
а) почему заквашивается капуста;
б) выделяется сок с ягоды клубники, посыпанной сахаром;
в) почему вянут растения, если их не поливать. (Приложение 4)

Учащиеся используют дополнительную литературу или интернет ресурсы. Слайд 29

Источники

1. Беляев Д.К., Рувинский А.О. Общая биология 10-11 классов средней школы, М.: Просвещ.,1993 – 271с.
2. Ващенко О.Л. Биология 10 класс поурочные планы, Волгоград, изд.«Учитель», 2009 – 351с.
3. Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т 1.//Пер. с англ./Под.Ред.Р.Сопера.– М.:Мир,1990. –367 с.
4. Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т 3.//Пер. с англ./Под.Ред.Р.Сопера.– М.:Мир,1990. –374 с.
5. Кемп П., Армс К. Введение в биологию, М.: Мир, 1988 – . 671с.
6. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии 9 класс,М.: «ВАКО», 2006 – 461с.
7. http://potential.org.ru/Phys/ArtDt200507231502PH1J7
8. http://www.marine-knowledge.com/drinking-sea-water.htmlhttp://www.knowbiology.ru/zhizn/osmos.html

18.01.2015