Литературно-музыкальная композиция «В одном строю строка и пуля»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.
  • Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о войне и её героях.

Задачи:

  • образовательные: продолжать знакомство с историей ВОВ; формировать представлений о воинском долге и верности Отечеству; формировать опыт нравственного поведения личности;
  • развивающие: развивать искусство выразительного чтения, обогащать словарный запас;
  • воспитательные: воспитывать любовь к родной стране, чувство патриотизма, уважения к старшему поколению.

Пояснительная записка:

Приближается знаменательная дата – 70-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Из всего изобилия материала очень трудно найти слова для ведущих концерта, чтобы охватить весь военный период. Тем более трудно рассказать о войне и передать все те события этого страшного времени детям младшего школьного возраста.

Представляю вашему вниманию литературно-музыкальную композицию "В одном строю строка и пуля". В разработке представлен конферанс к тематическому празднику, посвященному Дню Победы и рассчитан на 3 ведущих (два старшеклассника и ведущий – учитель).

К сценарию композиции прилагается слайдовая презентация, которая активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность проведения мероприятия, заменяет наглядность, способствует решению поставленных задач.

Слайды переключаются по щелчку. Музыкальное сопровождение включается отдельно. По желанию можно вставить его и в саму презентацию.

Перед мероприятием была проведена предварительная подготовка. Обучающиеся 1–4 классов учили стихи о войне. А затем, на основе этого литературного материала, была составлена сама композиция. Дети читали стихи в рамках конкурса чтецов. Жюри оценивало выступление детей. В конце мероприятия были подведены итоги и вручены “Сертификаты участников” и “Грамоты” победителю и призёрам.

Ход мероприятия

Презентация.

Слайд 1

Дети сидят полукругом. Окна затемнены. В центре стоит стол. За столом сидят ведущие. На столе горит свеча.. Звучит запись с голосом Левитана “Сегодня в 4 часа утра...”.

Слайд 2

Затем звучит песня “Священная война”. Постепенно звук музыки почти стихает, дети читают стихи.

Старшеклассник 1.

Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался громкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Старшеклассница 2.

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий: Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.

Ученица читает стихотворение Б.Окуджавы “До свидания, мальчики”. Слайд 3

Ведущий: “Всё для фронта, всё для победы” - повсюду звучал призыв.В тылу оставались женщины, старики дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. Мальчишки, оставшиеся дома, заменяли мужчин, выполняли всю мужскую работу за своих отцов.

Ученик читает стихотворение Я.Берёзкина “Мужчина”. Слайд 4

Ведущий:А сколько всего выпало на долю женщин. О их нелёгкой судьбе написали в те годы поэты Михаил Исаковский и Людмила Шмидт.

Ученики читают стихотворения “Да разве об этом расскажешь”, “Спою тебе, родной” .Слайды 5 – 9.

Ведущий: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Сколько километров дорог пройдено, сколько солдатских сапог истоптано. Но они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасен. Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет.

1 класс исполняет песню “Эх дороги”, 4 класс – “Катюша”. Слайды 10 – 13, 14.

Ведущий: На фронтах и партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Ваши ровесники, ребята, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы. Рядом с именами легендарных героев войны Гастелло, Маресьева и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей и другие. Слайд 15.

Дети читают стихи:

С.Маршак “Не и ни”. Слайд 16

А.Твардовский “Рассказ танкиста”, Слайд 17

А.Барто “Партизанке Тане” ,Слайд 18

А.Барто “Сашко”. Слайды 19 - 20

Старшеклассник 1. Слайд 21

Юные, безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Старшеклассница 2.

Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

Старшеклассник 1.

И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнём,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившем строе
Мы сегодня мысленно идём.

Объявляется минута Молчания. Звучит метроном. Слайд 22

Ведущий:В годы Великой Отечественной войны погибли более 26 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 советских городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Осталось без крова над головой 25 миллионов человек.

Ученик читает стихотворение С.Маршака “Мальчик из села Поповки”. Слайд 23

Ведущий: Путь к победе был долог – 1418 дней и ночей войны. И каждый день – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.

Ученики читают стихотворения: Слайд 24

А. Смирнова “Кто был на войне”,

Р.Казаковой “Чистое небо”.

Ведущий: Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии, В Трептов – парке, стоит памятник воину-освободителю. Это солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.

Ученик читает стихотворение Г.Рублёва “Памятник”. Слайд 25

Ведущий:День Победы! С каким нетерпением тебя ждали угнетённые народы. Во имя тебя были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. 9 мая 1945 года... Разве можно забыть этот день? Он памятен каждому человеку.

Ученики читают стихи А.Усачёва “Что такое день Победы”. Слайд 26

2 класс исполняет песню “День Победы”. Слайд 77

Ведущий: Мы, потомки, должны помнить, какой ценой завоёвано наше счастье. Хотелось бы, чтобы вы, родившиеся и выросшие в мирное время, никогда бы не испытывали ужаса войны и задумались над тем, кому мы обязаны жизнью. Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что на ней совершается противоестественное – убийство людей.

Ученики читают стихи:

С.Маршак “Урок родного языка”, Слайд 28

Е.Трутнева “За мир, за детей!”, Слайд 29

Е.Евтушенко “Хотят ли русские войны”.

Ведущий: Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о сегодняшних войнах.

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады Слайд 30
Услышал мой ребёнок. Мой и твой.
Я не хочу, чтобы голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, что доты обнажались,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинуть люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок, мой и твой.
Пусть мир взорвётся криком:
“Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мёртвый, а живой!”

Звучит песня “Пусть всегда будет солнце”. Слайд 31

Слайд 32.

Подведение итогов конкурса чтецов и награждение победителей.