Интегрированный урок ОБЖ и химии по теме «Характеристика поражений АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ». 8-й класс

Разделы: ОБЖ


Раздел “Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения”.

Тема 4. Аварии с выбросом АХОВ.

Урок 4. “Характеристика поражений АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ”.

Цель: систематизировать знаний учащихся об аварийно-химически опасных веществах их действии на организм человека. Сформировать алгоритм оказания первой помощи пострадавшим от АХОВ.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с химическими веществами группы АХОВ, которые наносят вред организму человека;
  • Систематизировать знания учащихся о свойствах и действии АХОВ;
  • Выработать алгоритм действий помощи в случае поражения АХОВ.

Развивающие:

  • Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам химия и ОБЖ;
  • Развить познавательную активность, положительную мотивацию и творческие способности на основе межпредметных связей;
  • Развить умения применять полученные знания в конкретной ситуации.

Воспитательные:

  • воспитание взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание экологической компетентности о химических веществах используемых в промышленности и их действии на организм.

Учебно-методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: Мультимедийный проектор, презентация, флакон нашатырного спирта, бутылка белизны.
  • Дидактическое обеспечение: учебник ОБЖ 8 класс Смирнов А.Т., М.,“Просвещение”, 2011, карточки-задания.

Методы обучения

  • словесный (рассказ, объяснение)
  • наглядный (показ презентаций, видеоролика, демонстрация костюма хим. защиты)
  • практический (изготовление ватно-марлевой повязки)

Формы деятельности обучающихся

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная
  • взаимообучение (подготовка презентаций, публичное выступление, решение ситуационных задач, просмотр видеофильма)

Методы мотивирования учебной деятельности(активности) обучающихся на уроке

  • создание ситуации новизны
  • метод эмоционального стимулирования (занимательные примеры, эксперименты)
  • стратегия “Зигзаг”
  • самостоятельная и поисковая работа в группе с составлением алгоритмов.

Форма урока: интегрированный урок по ОБЖ и химии.

Вид интеграции: метапредметная интеграция на основе сопутствующих понятий.

Понятия по химии: химический элемент; простые и сложные вещества; состав и свойства вещества.

Понятия по ОБЖ: опасные химические вещества, аварийно-химически опасные вещества, источники попадания в окружающую среду АХОВ; предельно-допустимые концентрации веществ, первая доврачебная помощь при отравлениях.

Планируемые результаты

Личностные

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуации

Предметные

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
  • умение оказать первую доврачебную помощь

Метапредметные

  • выдвигать гипотезы и их обосновывать
  • составлять алгоритм действий при аварии на химически опасном объекте
  • находить необходимую информацию
  • планировать свою деятельность на уроке
  • составлять последовательность действий
  • высказывать свою точку зрения
  • корректировать свое мнение

Критерии диагностики и оценивания степени достижения планируемых результатов

Вопросы по данной теме предусмотрены в контрольной работе “ЧС техногенного характера” и в итоговом тесте за 8 класс.

Структура урока

Этапы урока Время в минутах
1 Организационный момент урока. Организационно-мотивационная деятельность. 2
2 Актуализация знаний.

Интеграция знаний полученных в курсе химии и ОБЖ:

8
3 Усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний.

Первичное закрепление.

25

15

10

4 Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок, их коррекция. 5
5 Рефлексия. 2
6 Закрепление. Подведение итогов. Домашнее задание 3

ХОД УРОКА

Организационный момент урока. 2 мин.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы проведем необычный урок  - урок на границе предметов  основ безопасности жизнедеятельности и химии. Для проведения занятия нам будут необходимы знания как из предмета химия, так и навыки и знания предмета ОБЖ. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний. 8 мин

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Для определения темы и задач урока заполните карточки на столах.

Дать определение понятиям

“Назовите известные Вам АХОВ и попробуйте написать химические формулы к ним”

Обучающиеся работают с карточками, отвечают на вопросы в них
  • Вещество – это...
  • Опасное химическое вещество – это...
  • Химический элемент – это...
  • Аварийно – опасное вещество – это...
  • Простые вещества – это...
  • Химически опасный объект – это...
  • Сложные вещества – это...
  • Химическая авария– это...
Беседа с целью введения в проблему. Постановка проблемы, учебных задач, объявление темы.

Итак, подведем итог наших первоначальных знания для этого попробуем ответить на следующие вопросы:

Каковы физико-химические свойства АХОВ?

Как действуют на организм человека?

Как оказать первую доврачебную помощь при поражении АХОВ?

“Какова же будет цель нашего урока?”

Сформулируем тему сегодняшнего урока?

Обучающиеся отвечая на вопросы выдвигают версии пробелов в знаниях: “ Не знаем свойств отравляющих веществ и их действие на человека”, а отсюда “Не знаем, как защититься от АХОВ. Не знаем, как оказать первую помощь пострадавшим от АХОВ”
Учитель корректирует название темы. Таким образом, тема сегодняшнего урока звучит так: “Характеристика поражений АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ”. Запись темы на доске. Предполагаемые ответы обучающихся: “Изучить свойства и действие на человека АХОВ” “Действия при авариях на химически опасных объектах, научиться защищаться от АХОВ, оказывать первую помощь при поражении АХОВ”

Версии обучающихся.

Записывают тему в тетради

“Давайте с вами подумаем, есть ли в в Республике Хакасия химически опасные объекты? Почему вы так думаете?” Выдвигают версии, гипотезы и аргументируют свой ответ: Компания “МАВР” и комбинат “Залив” – используется аммиак в холодильниках. Коммунальное хозяйство – хлор. Ж/дорога – перевозятся хим. вещества: хлор, аммиак и т.д.)
“На этих предприятиях используются различные химические вещества. Скажите, а какие вещества вы называли наиболее часто?” Версии обучающихся – хлор и аммиак

Усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний. 15 мин

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
“Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) это сравнительно новое понятие, присвоенное группе опасных химических веществ, которые на протяжении свыше трех десятилетий в гражданской обороне назывались сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Замена понятия "СДЯВ" на понятие "АХОВ" связано с тем, что - во- первых, используемое ранее определение по своей сути не в полной мере соответствовало его характеристике. Например: мышьяк или цианистый калий являются сильнодействующими ядовитыми веществами. В то же время оба вещества в перечень СДЯВ не входили, поскольку они используются в небольших количествах, не представляющих опасности возникновения очага массового поражения для населения в аварийных ситуациях. - во- вторых, появилась проблема, связанная с обеспечением безопасности населения при заражении источников водопотребления, и возникла необходимость в выделении новой группы веществ, которая должна быть отличной от группы СДЯВ, - третьих, введение вместо СДЯВ понятия "опасное химическое вещество" оказалось не совсем удачным, поскольку к этому классу веществ относятся практически все вредные вещества, используемые в промышленности, большая часть которых нем представляет опасности в аварийной ситуации. Возникла необходимость в выделении группы таких опасных веществ, которые при определенных аварийных условиях могут привести к возникновению ситуаций. Поэтому было введено новое понятие "аварийно химически опасное вещество". Учащиеся воспринимают информацию, вспоминают определения АХОВ, ХОО, ОХВ.
Сегодня, на уроке, мы рассмотрим 2 вещества, относящиеся к группе АХОВ и поражающих людей ингаляционным путем: аммиак и хлор. Это те опасные вещества, которые оказывают вредное воздействие на людей в случае аварии в нашем регионе.

О них вы знаете или узнаете более подробно из курса химии. Сегодня мы послушаем ребят, которые подготовили презентацию и краткий рассказ об аммиаке, раствор которого нам известен как нашатырный спирт. (Учитель демонстрирует и дает понюхать нашатырный спирт) В большом количестве он представляет уже не спасение, а опасность для здоровья.

Ученики демонстрируют презентацию, сопровождая ее рассказом.

“Аммиак – это бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха. Химическая формула NH3. Газ горюч. Перевозится в сжиженном состоянии в железнодорожных цистернах с надписью “Аммиак”. Используется при производстве азотной кислоты, соды, удобрений, при окрашивании тканей, в качестве хладагента в холодильниках. Обладает удушающим действием, возбуждает нервную систему, вызывает судороги, возможен смертельный исход. Для защиты населения используются противогазы марок М,К,Д, респиратор, гражданские противогазы ГП5, ГП7 с дополнительным патроном ДПГ3, при его отсутствии – ватно-марлевая повязка, смоченная 5% раствором лимонной кислоты, защитный костюм.

“Посмотрите на молекулярную массу аммиака и воздуха. Сравните их”

Расчет молекулярной массы

М(NH3) =14+3х1=17 г/моль

Мвозд=29 г/моль

Д г1/г2= Мг2/Мг1= 29г/моль/17 г/моль=1,7 раза тяжелее воздуха.

Ученики записывают молекулярную массу и сравнивают ее с молекулярной массой воздуха.

Т.о. М(NH3) ‹ М возд. почти в 2 раза

Вопрос учителя. “Как вы думаете, почему необходимо спуститься с верхних этажей?” Версии обучающихся: “Т.к. аммиак легче воздуха, распространяется вверх”.
“Не менее опасен хлор. В быту хозяйки, в больницах технический персонал применяют для обеззараживания “хлорку”. (Учитель демонстрирует белизну, дает понюхать издалека) Неприятный запах. А представьте себе это в крупном масштабе.

Давайте теперь послушаем сообщение и презентацию о свойствах хлора, где применяется и какое действие оказывает на человека.

Ученики демонстрируют презентацию, сопровождая рассказом.

“Хлор – газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим запахом, не горюч.

Химическая формула Cl2.

М (Cl2)=35,5х2=71 г/моль

Мвозд= 29 г/моль.

Применяется при производстве пластмасс, в коммунально-бытовом хозяйстве, для отбеливания тканей и бумажной массы. При воздействии на организм поражается дыхательная система, вызывает резь в глазах, слезотечение, мучительный сухой кашель, боль в груди, головную боль.

Для защиты населения используются фильтрующий противогаз марок В, БКФ, МКФ, при их отсутствии ватно-марлевая повязка, смоченная 2% раствором питьевой соды (обучающихся демонстрируют, как приготовить 2% раствор питьевой соды), защитный костюм, резиновые сапоги.

Учитель напоминает расчетную формулу

W= m вещества \ m раствора.

 
Запишите молекулярную массу хлора и сравните с молекулярной массой воздуха Обучающиеся записывают и сравнивают молекулярные массы веществ
Вопрос учителя: “Как вы думаете, а можно использовать хлор в качестве оружия?” Версии учеников: “Да, можно, так как хлор уничтожает все живое, а хозяйственные объекты остаются нетронутыми”
Учитель корректирует версии.  
Учитель приводит историческую справку, сопровождая рассказ презентацией: “впервые химическое оружие было применено в Первую Мировую войну в апреле 1915 года немецкие войска применили ядовитый газ – хлор. Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию

Первичное закрепление. 10 мин

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Как же действовать при аварии на химически опасном объекте, каковы симптомы отравления и первая помощь, мы узнаем из учебного фильма. (Демонстрация видеоролика) Смотрят видеофильм “Защита от АХОВ”
После просмотра видеофильма учитель распределив задания по рядам задает вопрос обучающимся: “Посовещавшись в паре, ответьте на вопрос: каковы симптомы отравления хлором и аммиаком и какая первая доврачебная помощь необходима (1 и 3 ряд). Общие рекомендации во всех случаях поражения аварийно химически опасными веществами (2 ряд)” Версии обучающихся. Вместе составляют алгоритм действий и озвучивают его.

Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок, их коррекция. 5 мин

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Давайте мы проверим себя и посмотрим правильный алгоритм действий. Учитель демонстрирует слайд с алгоритмом действий. Смотрят презентацию, оформляют правильный порядок действий.
Защита органов дыхания и кожи Перечисляют средства защиты органов дыхания
Выход из очага поражения без паники.  
Вызвать скорую помощь пострадавшим  
4) Эвакуация перпендикулярно ветру на расстояние 1,5 км или укрытие в безопасном месте, закрыв щели. ЗАПОМНИТЕ! Пострадавших эвакуируют только в лежачем положении, чтобы избежать отека легких!

Пояснения учителя.

Версии учащихся: “Чтобы облако с АХОВ не преследовало по пути следования”
Промыть кожу струей воды, не разбрызгивая капель (Чем опасно разбрызгивание капель?)

Пояснения учителя.

Версии учащихся: “Повторное заражение, капли станут источником АХОВ”
Утилизация одежды  
Если обучающиеся назвали неправильную последовательность действий, то вместе с учителем необходимо выяснить, почему именно такой порядок. Корректируют свои ошибки в тетрадях

Рефлексия. 2 мин

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
“Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какие трудности возникли на уроке? На каком этапе практической работы возникли трудности?” Отвечают на вопросы
Закрепление. Подведение итогов. 3 мин
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
“А теперь давайте представим, что произошел выброс АХОВ. Звучит сообщение: “Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС! В результате аварии на комбинате произошел выброс хлора!”. Ваши действия Версии учеников: “На верхние этажи зданий”
А если бы мы эвакуировались за пределы школы, то каким образом следовало бы это делать?

Если возникли затруднения, еще раз проговорить это правило.

Ответы учеников: “Перпендикулярно ветру на 1,5 км от очага заражения”
Учитель дает оценку результатов коллективной и индивидуальной работы обучающихся на уроке, выставляет оценки в классный журнал и дневники.

Домашнее задание: п. 5.5, вопросы, по желанию подготовить сообщение “Ртуть. Защита от ртути”.

Записывают домашнее задание.

Литература.

  1. ОБЖ 8 класс Смирнов А.Т., учебник для образовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2011 г.
  2. Химия 8 кл. О.С.Габриелян: учебник для образовательных учреждений”. М. Дрофа” 2012 г.
  3. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки.– Ростов-н/Д: Учитель, 2008. – 256 с.
  4. Свободная энциклопедия, раздел “справочные материалы по Основам безопасности жизнедеятельности”: http://ru.wikipedia.org (12.2014)

25.01.2015