Урок изобразительного искусства «Какого цвета страна родная. Цветущая Сакура (вишня)». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели: формирование УУД

Познавательные ОУ:

  • знакомство с музыкальными произведениями П.И. Чайковского “Времена года”, В.А. Моцарта “Реквием”;
  • ознакомление детей с легендой о японской девочке из японского города Нагасаки;
  • обучение рисованию ветки цветущей вишни.

Познавательные логические:

  • развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в цветовой гамме;
  • соотнесение цветущей сакуры и ветки цветущей вишни.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные:

  • учет различных мнений и стремление к сотрудничеству;
  • формирование дружеских взаимоотношений;
  • продолжение работы по эстетическому воспитанию обучающихся;
  • через раскрытие красоты весенней природы;
  • воспитание чувства милосердия, сострадания, взаимопомощи.

Методическая цель: демонстрация приемов работы при рисовании с натуры.

Оборудование:

для детей:

альбомный лист, акварель, белила, кисти - 2 шт., баночка для воды; фигурка журавлика;

для учителя:

фонограмма: П.И.Чайковский – “Времена года” “Февраль”; В.А. Моцарт – “Реквием ре минор Лакримоза”;презентация-слайд шоу атомного взрыва, сакуры; модель журавлика, детские работу - “панно-летящие журавли”; демонстрационные листы с цветущей сакурой, краски, кисти.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Форма урока: практикум.

Ход урока

Деятельность учителя

1. Этап организационный и мотивирующий 1-2 мин.

Учитель включает произведение “Времена года” - "Весна" П.И. Чайковского

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке присутствуют гости.

- Давайте поприветствуем гостей и организуем себя на работу.

- На столах у вас должны быть (учитель демонстрирует) альбомный лист, акварель, белила, кисти - 2 шт., баночка для воды, фигурка журавлика, изготовленного на уроке технологии.

2. Актуализазия знаний 3-4 мин.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попробуем нарисовать настроение.

- А как можно это сделать?

- Попробуем представить весну. На улице морозно, холодно и так хочется тепла, звонкой весенней капели.

- Закройте на минутку глаза. Представьте … (учитель включает произведение “Весенняя капель” - "Времена года"  П.И.Чайковского.)

- Что вы смогли представить, слушая эту замечательную музыку?

Учитель сообщает, что музыку, под которую дети входили в класс и прозвучавшую музыку написал великий русский композитор П.И.Чайковский - “Времена года”.

- Какими красками можно изобразить весну, какой вы ее увидели?

- Давайте изобразим на листе. (Учитель демонстрирует на листе у доски)

Молодцы! Встаньте и покажите всем свое настроение.

- Подуйте на лист как свежий весенний ветерок. Отложите лист, пусть он высохнет.

3. Знакомство с новым материалом. 10-13 мин.

- Мы с вами отправимся в далекую страну - страну Восходящего солнца.

- Может кто-то знает, какую страну так называют?

- Почему ее так называют?

- Солнце встает далеко на востоке и самая первая страна, которая встречает солнце - Япония.

- Сегодня мы отправимся в горы Японии и посмотрим на одну из достопримечательностей этой страны “Цветущую сакуру” (вишню).

Учитель проводит словарную работу:

Сакура - дикая вишня.

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Учитель открывает на доске тему урока.

- Попробуем сравнить нашу вишню и сакуру в пору цветения.

- Вот и мы с вами на уроке попробуем нарисовать вишню, но в начале послушайте очень грустную, но красивую легенду о маленькой японской девочке по имени Садако Сасаки.

Учитель включает фонограмму “Реквием ре минор Лакримоза” В.А.Моцарта (учитель в ходе рассказа демонстрирует портрет девочки, карточки с названием городов Хиросима и Нагасаки.

Историческая справка.

Дом тысячи журавликов.

6 августа 1945 года в 08:15 по местному времени американский бомбардировщик сбросил на японский город Хиросима первую атомную бомбу под названием “Малыш”. Она взорвалась примерно в 600 метрах над поверхностью земли со взрывным эквивалентом примерно 20 килотонн тротила.

Значительная часть города была разрушена, взрывом было убито 70 тысяч человек, еще 60 тысяч умерли от лучевой болезни, ожогов и ранений. Радиус зоны полного разрушения составлял примерно 1,6 километра, а пожары возникли на площади в 11, 4 квадратных километра. 90% зданий было либо повреждено, либо полностью уничтожено. За первые полгода после бомбардировки умерли 140 тысяч человек.

У тех, кто выжил через несколько дней после взрыва медики стали отмечать первые симптомы облучения. Лучевая болезнь стала приговором для их детей, а затем и внуков.

Девочка Сасаки Садако росла сильным, здоровым и активным ребенком. Во время атомной бомбардировки она находилась дома, всего в полутора километров от эпицентра взрыва.

В ноябре 1954 года, когда ей было 11 лет, у Садако появились первые признаки лучевой болезни. 21 февраля 1955 года девочка была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемии.

3 августа в очередной раз ее навестила подруга и принесла с собой лист бумаги. Она сделала из него журавлика и рассказала старинную японскую легенду: тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, получит от судьбы подарок - может загадать желание, которое обязательно исполнится; желание принесет в клюве журавль.

Легенда повлияла на Садако, и она стала складывать журавликов из любых попавших в ее руки кусочков бумаги. Желанием девочки было выжить.

Она умерла в возрасте 12 лет, успев сделать лишь 644 журавлика. Ее друзья и родственники закончили работу, и Сасаки Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.

Эта история потрясла мир. Люди со всех концов земли собрали деньги на памятник девочке - еще одной жертве той войны. И каждую весну во время цветения сакуры приходят к памятнику и приносят своих журавликов с пожеланиями о выздоровлении своих близких и родных. И такая поддержка действительно помогает справиться с бедой.

- Посмотрите, на доске находятся ваши работы. Это летящие журавли, мы с вами их делали на уроке технологии. (панно из летящих журавлей.)

- А еще мы с вами делали бумажных журавликов.

- Кто помнит, как называется эта техника работы с бумагой?

4. Этап релаксации. Физкультминутка – 1 мин.

- Встаньте и подарите своего журавлика тому, кому вы желаете добра, здоровья, удачи.

5. Операционно-исполнительный этап – 20 мин.

- Чтобы исполнилось желание, журавликов относили к цветущей сакуре.

- Вот ее мы сейчас и нарисуем. Но сакура – японская вишня, а мы находимся в какой стране?

- Рисовать мы будем русскую вишню. (Учитель демонстрирует настоящие веточки вишни с цветами).

- Посмотрите на веточки, что вы заметили?

- Скажите, сколько лепестков у цветка?

- Значит и мы рисуем по 5 лепестков.

- Рисовать будем приемом тычка. (Учитель демонстрирует прием тычка).

- Каким цветом будем рисовать лепестки?

Учитель просит найти белую краску и в произвольной форме наносить на лист бумаги цветы.

6. Физкультминутка для глаз - 1 мин.

(На доске большой рисунок цветка вишни.)

- А теперь попробуйте самостоятельно дорисовать нашей вишне веточки и листочки.

Учитель при необходимости оказывает дозу помощи.

7. Итог урока - 2 мин.

- Мы с вами хорошо потрудились, вы все молодцы.

- Что нового вы узнали?

- Каким было ваше настроение на протяжении урока?

- Какие чувства воспитывали?

- Чему научились? Трудно ли вам было?

8. Рефлексия - 2 мин.

- Встаньте те дети, кому урок понравился, вы все запомнили и можете рассказать своим близким и друзьям. Покажите свои работы.

- А теперь встаньте ребята, кому работа понравилась, но рассказать пока не может о чем узнал на уроке.

Покажите свои работы.

- О милосердии, сострадании и взаимовыручке мы еще будем говорить на классном часе.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Приложение

5.02.2015