«Образование новых слов с помощью приставок». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: определение роли приставки в словообразовании при формировании метапредметных умений.

Методическая цель: показать приемы формирования УУД при работе с морфемами.

Задачи: дать понятие о словообразующей роли приставки, учиться разбирать слова по алгоритму, образовывать новые слова при помощи приставок, отличать по назначению приставку от предлога, развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, классная доска, таблица с предлогами.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

- Улыбнулись всем друзья, дружим в классе вы и я.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Чтобы грамотно писать,
Надо правила нам знать,
Не лениться, потрудиться
И успеха всем добиться.

- Будем стараться, я думаю мотив хороший, у кого он есть, поставьте себе + на полях тетради.

2. Актуализация знаний.

- Запишите в чистописании букву Вв. Обратите внимание из каких элементов она состоит. Продолжите писать, составив закономерность используя различные элементы букв.

- Запишите слова разных частей речи, начинающихся с этой буквы.

- Устно составьте предложение из этих слов по схеме

- Из чего состоит предложение?

- Что мы знаем о слове? Значение. Состав

Учитель прикрепляет к доске схему:

Слово

Звуко-буквенный анализ             Часть речи

3. Самоопределение к деятельности.

Выполните задание. Распределите слова в два столбика.

вода                         водить

обводнить
наводить
водитель
наводнение
проводник
подводник
отводить
водить
водник

- По какому принципу вы распределили слова?

- Какие слова называются родственными? Оцените себя (+)

- Найдите лишнее слово в каждом ряду. Докажите, что оно лишнее.

Борьба, борец, бороться, воевать.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Смешной, смешать, смешить.

Ветер, вихрь, безветренный.

Учить, изучать, зубрить.

Сосна, дерево, деревянный.

Физкультминутка

- Выберите (найдите) названия слов, обозначающих морфемы.

(По классу развешены карточки: союз, корень, знак, текст, окончание, предмет, речь, приставка, слово, суффикс.)

- Составьте новые слова.

залез   занос   понес
приготовить   морозец   слово
ночка   горка   курица
коса   листочки крапива

- Без какой части слово не может существовать?

- Какая часть слова может изменяться? Для чего она служит?

- Что мы изменяем у слова, изменяя его окончание?

- Как мы называем этот процесс? (Формообразованием)

- А когда мы образуем новые слова? (Словообразование)

Приведите примеры.

- С помощью каких частей слова образуются новые слова?

- Какова же тема нашего урока?

- Какие цели поставим перед собой?

- Поставьте себе еще +

4. Операционно-исполнительный этап

- Вспомним, что такое приставка?

- Поиграем. Я буду называть только приставки, вы будете говорить, что надо делать.

- Представьте себе, вы сидите перед телевизором. Представили!

- Я вам скажу: “В!” Что вы сделаете?

- А если скажу: “Пере!”

- А если: “Вы!” (Учитель прикрепляет к доске карточки со словами: включим переключим выключим)

- Менялось ли лексическое значение слова?

- Какой вывод можно сделать?

Много приставок вы уже знаете, много слышите, произносите, читаете. Проверим вашу память.

- За 1 минуту запишите на полях все приставки, которые помните.

- Проверим:

- Кто записал 10? – Хорошо

15? – Молодцы

Учитель знакомит ребят с приставками (таблица).

- Как найти приставку в слове?

- Что еще мы знаем о приставке?

- Работаем в группах

- Помните правила работы? Распределите обязанности. На работу отводится 3 минуты. Помните, каждая морфема – носитель смысла.

Выделите приставки в словах, понаблюдайте за приставками.

1. добраться (до берега);
домашний
доверить
доброта

2. ворваться (во двор);
воевать
ворох
вогнать

3. соловей
сотрудник (со студии)
соединение
согласие

4. поездка (по побережью)
полоса
полеводство
полено

5. заработок (за месяц)
зарево
заготовка
заяц

6. опоздал
оловянный
одеревенеть
оконце

- Какие орфограммы встречаются в приставках?

- Посмотрите на приставки и предлоги, одинаково ли они произносятся?

- А пишутся?

- Какой вывод можно сделать?

- Проверим, что об этом говорит наш профессор Самоваров.

Работа с учебником с.96.

5. Закрепление нового материала.

- Запишите предложение под диктовку.

По лесу пробежала поземка, подул ветер, деревья закачались.

Выделите орфограммы.

- Проверим

- На доске слова. Вы со мной согласны? Почему?

- Что для этого надо сделать? (Вставить недостающие приставки)

- Восстановите слова.

…делать, …вергнуть, …ставить, …твердить, …дать, …жимать,

…делить, …точить, …править, …пирать.

- Оцените свою работу (+)

- От данных слов образуйте новые слова с помощью приставки и суффикса.

Грусть -

Ночь -

6. Самостоятельная работа (в парах)

1. Выбрать слова, которые разобраны правильно

- Вспомним алгоритм разбора слова по составу:

зимушка зимушка зимушка;

придорожный придорожный придорожный;

дошкольник дошкольник дошкольник.

2. Разобрать слова по составу:

походный, перелесок, ветерок, сторожка, перестрелка,

тенистые, играть, запрыгала.

- Проверьте и оцените друг друга.

7. Итог урока.

- Что узнали о приставках?

- Какие приставки запомнили?

Какие задачи выполнили?

8. Рефлексия.

- Отгадайте загадку.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
А в начале алфавита окончание. (Оценка)

- Встаньте, у кого в тетради 9-10 “+” - Молодцы, 7-8. Хорошо.

У вас есть карточки самооценки, оцените свою работу по десятибалльной шкале.

9. Домашнее задание

Рабочая тетрадь с.60 №95, №96 (на выбор).

Приложение

5.02.2015