«Анализ стихотворения С.А. Есенина "Пороша"». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения.
  • Отрабатывать у учащихся грамотное выразительное чтение.
  • Формировать коллективный диалог при фронтальной работе, умение слушать товарищей, уважать их мнение.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  • познавательные: УУД - Формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения, учить учащихся грамотному выразительному чтению, развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности, развивать умение представлять картину, нарисованную автором.
  • регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
  • личностные УУД - развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности.
  • коммуникативные УУД - развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Формируемые УУД
I.  Орг. Момент

Цель: настроить детей на урок

Встали красиво, улыбнулись друг другу.

Начинаем урок литературного чтения.

Личностные (настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места)
II. Актуализация знаний

Цель:

Вспомнить какую работу можно провести над стихотворением

Какое у вас настроение? Мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии. Мы будем работать со стихотворением С. Есенина “Пороша”

Давайте вспомним, какую работу мы можем провести над стихотворением.

Прочитать стих

Определить рифму

Определить настроение

Рассмотреть ритмический рисунок

Написать отзыв

Выучить наизусть

Нарисовать рисунки

(фронтальная работа) СЛАЙД №2

Познавательные (общеучебные)
III. Постановка задачи

Цель:

Определить какую работу над стихотворением дети будут выполнять

Можно выполнить все пункты, которые вы наметили? А зачем нужна такая большая работа с текстом?

( понять картину жизни и настроение рассказчика, научиться грамотно и выразительно читать)

Познавательные (действие постановки проблем)

Регулятивные

IV. Работа с текстом

Цель:

- познакомиться с биографией С.Есенина

- определить настроение рассказчика

- определить рифму

- рассмотреть ритмический рисунок

- подобрать иллюстрации к тексту

- научиться читать стихотворение выразительно

1. Биография поэта СЛАЙД №3

Сначала я вас хочу познакомить с автором стихотворения “Пороша” Сергеем Александровичем Есениным.

Родился поэт в крестьянской семье, жил в семье деда. В уютной бревенчатой избе с помощью сестер Екатерины и Александры Есениных была воссоздана атмосфера быта того времени – атмосфера родного дома, куда приезжал Сергей и слагал лиричные и нежные стихи. Мы видим дубовый стол с настольной лампой, семейные фотографии, иконы, похвальный лист, которым был награжден Сергей Есенин по окончании школы.

2. Чтение текста учителем и словарная работа СЛАЙД №4

Пороша – свежий слой выпавшего снега.

Какими впечатлениями вам хочется поделиться после прочтения? Что увидели? Что услышали? Какие чувства у вас возникли? Какие картины представили?

3. Определение настроения СЛАЙД №5

1 строфа: у рассказчика – героя настроение сначала

тихое, потом звонкое и этому
настроению мешают вороны –
настроение шумное.

2 строфа: настроение меняется, становится

сказочным, “лес дремлет” и настроение
сонное, РГ (рассказчик-герой) любуется
красотой природы.

3 строфа: автор сравнивает сосну со старушкой,

она ему нравится – настроение ласковое,
теплое.

4 строфа: любуется, радость, восторг

(фронтальная работа)

Физминутка СЛАЙД №6

4. Определение рифмы. (работа в парах) СЛАЙД №7

Вспомните, что такое рифма и определите, какая тут рифма.

(Рифма – созвучие концов стихотворных строк).

Вывод: В стихотворении перекрестная рифма

5. Составление ритмического рисунка (групповая работа) СЛАЙД №8

Договоритесь, кто будет заполнять схему ритма, кто будет отвечать.

Вывод: Ритмический рисунок очень четкий. Основная ритмическая единица – стихотворная строка, в строках два или четыре ударения

6. Подбор иллюстраций к стихотворению (фронтальная работа) СЛАЙД №9

Посмотрите на иллюстрации. Какие из них подойдут к 1 строфе, 2 строфе, 3 строфе, 4 строфе?

7. Самостоятельное чтение стихотворения

Прочитайте еще раз это стихотворение самостоятельно. Подумайте, с каким чувством вы будете читать, какой темп выберете при чтении.

8. Просмотр видеоролика по стихотворению

СЛАЙД №10

Посмотрите ролик и послушайте чтение.

Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений рисует он.

9. Выразительное чтение (фронтальная работа)

Вы готовы прочитать стихотворение выразительно?

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные, познавательные, личностные и регулятивные

V. Итог урока

VI. Рефлексия

 

 

VII. Домашнее задание

Ребята, мы выполнили задачу, которую поставили перед собой в начале урока? СЛАЙД № 2
  • Трудно делать анализ стихотворения?
  • Вы довольны своей работой?
  • Захотелось ли вам прочитать другие стихотворения Сергея Есенина?

Я предлагаю вам домашнее задание по выбору:

Выучить наизусть или написать и красиво оформить отзыв на это стихотворение.

Спасибо за урок

Личностные

Регулятивные

3.02.2015