Проект «Дарите доброту»

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип, вид проекта: информационно – практический, средней продолжительности.

Цель, направление деятельности проекта:

  • Формирование представлений детей о значении добра для гармонии и счастья.

Краткое содержание проекта

  1. Беседы, рассуждения о доброте.
  2. Подбор дидактического материала на данную тему.
  3. Ознакомление детей с литературными произведениями по теме проекта.
  4. Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о доброте.
  5. Изготовление игр и участие в них.
  6. Привлечение детей, педагогов, родителей к участию в марафоне добрых дел.
  7. Проведение фотовыставки “Праздник доброты”.
  8. Организация развлечения “День доброты”.

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма проведения: групповая.

Ожидаемые результаты

  • Формирование нравственных чувств.
  • Усвоение определённых норм поведения и общечеловеческих ценностей.
  •  Развитие способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению.

Актуальность

Раздел “Социально-коммуникативное развитие” включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать нравственные чувства, представления о должном поведении и развивать в соответствии с этим коммуникативную деятельность.

Задачи проекта

  • Расширять представления дошкольников о доброте, её роли в жизни каждого человека (социально - коммуникативное развитие).
  • Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру (социально - коммуникативное развитие).
  • Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки (социально-коммуникативное развитие)
  • Повышать уровень мотивации и готовность к сопереживанию (социально-коммуникативное развитие).
  • Развивать способность совершать добрые поступки (социально-коммуникативное развитие).
  • Познакомить детей с стихами, рассказами о доброте (художественная литература).
  • Способствовать расширению словаря, развитию грамматического строя речи, связной речи, произношения (речевое развитие).
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки (познавательное развитие).
  • Упражнять в сюжетном рисовании карандашами, конструировании из бумаги (художественное развитие).

Модель трех вопросов

Что мы знаем о доброте?

Доброта это когда человек делает хорошие дела (Игорь). Добрый человек помогает людям. (Алия).

Что хотим узнать?

Хотим узнать какие добрые дела можно совершить (Вадим), какие добрые дела совершают другие люди (Ваня), кому и как можно помочь (Юра, Лера, Оля).

В беседе выяснилось: все дети имеют представление доброте, умеют совершать добрые поступки (Настя, Максим, Кирилл), готовы оказать помощь в нужную минуту, хотят совершить новые добрые дела.

Что нужно сделать, для того, чтобы…Чтобы узнать больше о доброте, надо побеседовать о доброте со старшими (Игорь), понаблюдать за поведением других людей ( Коля, Лиза), прочитать стихи, рассказы (Эвелина, Юра).

Чтобы совершать добрые дела: нужно быть более внимательным к ближайшему окружению (Данил), нужно самому быстро приходить на помощь (Влад), уметь выполнять разные дела (Ислам), нужно любить помогать (Настя), не лениться (Максим).

Гипотеза:

Нам будет интереснее и приятнее жить на свете, если мы все будем делать что- то хорошее. ( Доброму человеку жить веселее.).

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? В ходе нод на тему “Пересказ рассказа В.Дудочкина “Почему хорошо жить на свете?” дети задумались над вопросом, что они сделали хорошего? В ходе обсуждения пришли к выводу, что в жизни нужно совершать добрые, нужные поступки. Это необходимо не только тому, кому нужна эта помощь, но и тому, человеку, кто эту помощь оказывает.

(Какие вы знаете добрые поступки? Кому можно и нужно помочь? Как надо помогать? Для чего нужно совершать добрые дела? Какие добрые поступки вы наблюдали? Что случится, если человек не будет делать добрых дел?)

Дети предложили некоторые варианты решения: внимательно относиться к окружающему, приходить на помощь, в отдельных случаях оказывать поддержку самостоятельно, не ждать когда об этом попросят, помогать друг другу, поиграть в игры.

Выбор формы продукта:

Какие книги можно прочитать о доброте? Кому и как можно оказать помощь? Как можно рассказать другим о хороших поступках?

Постановка цели проекта:

Цель: Развитие способности сочувствовать и помогать ближайшему окружению.

Задачи:

  • Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки общения, разговора.
  • Развивать полноценную, социально - коммуникативную личность.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают и выполняют задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми различные ситуации, участвовали в поиске “ Кому и в чём нужно помочь?”, подобрали произведения о доброте, решали, как можно помочь малышам, подбирали игрушки для друзей.

Сбор и изучение информации:

Вечером в присутствии детей предложила родителям участие в проекте, родители согласились и выбрали различные задания (найти и прочитать детям стихи, пословицы, рассказы, сказки о доброте, продемонстрировать свои хорошие поступки, привлечь детей к выполнению добрых дел).

Деятельность детей на данном этапе:

Дети наблюдают за поиском информации и вместе с родителями обсуждают полученные знания.

Деятельность педагога:

Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с родителями.

3. Практический

В ходе коммуникативной деятельности дети расширяют свои представления о доброте, самостоятельно участвуют в выполнении полезных добрых дел.

В процессе деятельности по социально - коммуникативному развитию, художественному развитию, познавательному и речевому развитию дети вместе с взрослыми изготовили игры: “Добрый дождик”, “Ласковое слово”, “Волшебный стул”, “ Копилка добрых дел”, разучивали стихи, пословицы, песни о доброте, слушали и обсуждали рассказы, сказки.

В экспериментальной деятельности (разыгрывание ситуаций, в которых необходимо оказать помощь) дети наблюдали за действиями друг друга и обсуждали их.

Деятельность педагога:

Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта).

Деятельность детей:

Внимательно относятся к ближайшему окружению, помогают друг другу, оценивают своё поведение, участвуют в выполнении рисунков, конструировании из бумаги поделок для малышей, разучивают стихи, играют в игры, рассказывают стихи, показывают кукольный театр малышам, изготавливают и устанавливают кормушку для птиц, помогают бумажным лебедям отправиться в тёплые края.

4. Презентационный

На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.

Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации (разучивают стихи, пословицы, игры, готовят подарки для малышей).

5. Контрольный

Дети принимали активное участие в представлении игр детям параллельной возрастной группы, подсчитывали количество фишек в “Копилке добрых дел”, делились своими впечатлениями от выполненного.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности.

Фотовыставка привлекла внимание и взрослых и детей, вызвала желание создать свой аналогичный альбом, подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают пополнять свои “копилки добрых дел”.

Значение проекта.

Данный проект расширил представления дошкольников о доброте, её роли в жизни каждого человека, познакомил с художественными произведениями на данную тему, воспитывал гуманные чувства, доброжелательное отношение к
окружающему миру, развил способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению, повысил мотивацию детей к ведению здорового образа жизни. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, радовались выполненным ими добрым поступкам. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку.

Содержание деятельности

Этап Формы работы

(с наименованием)

Задачи Срок реализации Время в режиме Место проведения
1.1. Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

Уточнить тему проекта, продукт. Определить степень участия каждого. 1.10.-7.10. Утренняя беседа СП “Детский сад “Журавушка” ГБОУ СОШ №1.

группа

2

2.1.

Аналитический этап.

Уточнение представлений детей о доброте, о добрых поступках, о том, какие добрые поступки можно ещё совершить и как об этом рассказать.

Выявить зону ближайшего и дальнейшего развития. 1.10.-7.10. в своб. от нод время Логопедичекий кабинет
2.2. Привлечение родителей к сбору информации о доброте. Расширить кругозор детей на данную тему. 1.10.-7.10. вечер Дом
2.3.

 

Подготовка материала для изготовления игр о доброте. Подготовить материал для изготовления игр. 1.10.-7.10. вечер Группа
3.1. Практический этап.

Беседы с детьми о доброте.

Уточнять и расширять представления детей о доброте. 8.10.-16.10. свобод-ное от нод время Логопедичекий кабинет
3.2. Представление игр детям и педагогам детского сада. Познакомить с подобранной серией игр. 3 нед. октября. Консульта-тивный час группа
3.3. Чтение детям стихов, рассказов о доброте. Познакомить детей с стихами, рассказами по данной теме, воспитывать чувства сопереживания, любовь к чтению. октябрь нод, своб.вр. группа
3.4. Подбор, изготовление игр и участие в них:

“Копилка добрых дел”,

“Эстафета добрых дел”, “И я”,

“Волшебный стул”, “Ласковое слово”, “Скажи наоборот”, “Мирилки” , “Что тут хорошо и что тут плохо”, “Семейка родственных слов”.

Способствовать усвоению норм общечеловеческих ценностей, развивать коммуникативные умения и навыки, расширять словарь. 2, 3, 4 нед.октября свободное время Логопедичекий кабинет, группа, дом.
3.5. Составление рассказов из опыта о добрых поступках. Упражнять в составлении рассказов. октябрь Нод,

вечер

дом
3.6. Подбор пословиц о доброте. Развивать способность понимать смысл пословиц. октябрь нод лог. кабинет
3.7. Разбор ситуаций, рассуждения. Развивать способность выражать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. октябрь нод группа
3.8. Изготовление памяток для родителей “Добро дарить - себя веселить”. Расширять кругозор. октябрь свобод-

ное время

логопедичес-

кий кабинет, группа, дом.

3.9. Привлечение родителей, педагогов к участию в марафоне добрых дел. Развивать социально- коммуникативные умения и навыки. в теч. мес. нод группа

дом

3.10. Игра “Копилка добрых дел”. Развивать способность сочувствовать и помогать людям. в теч. мес. своб. от зан. вр. лог. каб.
3.11. Рисование “ Мой добрый поступок”. Развитие изобразительных умений и навыков. 1,2 нед. месяца. нод дом
3.12. Составление рассказа по серии картин “Спасение воробья”. Развитие связной речи. октябрь. Нод, своб. время Группа, лог. каб.
3.13. Изготовление и установка кормушки для птиц. Воспитывать желание помочь птицам, развивать навыки конструирования. октябрь Нод, своб. вр. Лог. каб., группа.
3.14. Изготовление подарков для группы “Колокольчик”. Воспитывать доброжелательное отношение к младшим. 2 неделя октября Нод, своб.вр. Лог. каб., группа.
3.15. Акция “В гости к малышам”. Развивать способность помогать младшим. 3 нед. октября Своб.вр. Группа

дом

3.16 Кукольный театр для малышей. Развитие умения дарить радость младшим друзьям, выразительность речи. 4 нед. октября нод Сенсорная комната, кабинет.
3.17. Марафон добрых дел. Поощрять стремление совершать добрые поступки. октябрь Своб. от зан. вр. Старшая группа
3.18. Фотовыставка “Праздник доброты” Развивать способность выражать своё отношение к своим поступкам и поступкам сверстников. 4 нед. октября. 2 полови-на дня Музыкальный зал.
4.1. Презентационный этап: проведение развлечения “День доброты”. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей. 4 нед. октября 2 полови-на дня Музыкальный зал

Практическая деятельность

Виды детской деятельности Формы и методы организации деятельности.
Игровая Подвижные игры: “Эстафета добрых дел”, “Волшебный стул”.

Ситуативные игры: “Что тут хорошо и что тут плохо”, “Оцени поступок”, “Что бы сделал ты..”.

Словесные игры: “Семейка родственных слов”, “Доскажи словечко”, “Добрый дождик”, “Ласковое слово”, “Скажи наоборот”, “Мирилки”, “И я”, “Копилка добрых дел”.

Дидактические игры: “Помоги животным вернуться в свои клетки”,

Коммуникативная Беседы по прочитанному, обмен мнениями, показ кукольного театра малышам, обсуждение ситуаций, советы.
Восприятие художественной литературы Чтение: Маяковский “Что такое хорошо, что такое плохо”, ненецкие сказки “Айога”,

“Три сына”, Осеева “Добрые слова”, стих. А. Кузнецова “Подружки”,

Е.Серова “Нехорошая история”, Е.Благинина “Подарок”,

сказка “Как светлячок друга искал”.

Беседы по прочитанному.

Разучивание стихов, пословиц.

Изобразительная Сюжетное рисование “Добрые поступки”.
Конструктивная Подарки малышам: конструирование из бумаги (оригами): “Кораблик, пароход, лягушка, самолёт”.

Аппликация “Спасение лебедей”.

Изготовление и установка кормушки для птиц.

Познавательная Беседы по прочитанному, просмотр мультфильмов

“Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Приключения кота Леопольда”, моделирование ситуаций.

Музыкальная Разучивание песен, танцев, хороводов (“Наш художник осень”, “Ёжик”, “Песня о дружбе”, “Улыбка”).
Самообслуживание Уход за цветами в уголке природы, наведение порядка в игровом уголке, пополнение атрибутов в сюжетно- ролевых играх, оказание помощи друг другу.

Список используемой литературы.

  1. Ресурсы интернет.
  2. М.А.Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”
  3. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” издательский дом “Воспитание дошкольника” г.Москва, 2009г.
  4. Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
  5. Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
  6. Журнал “Дошкольная педагогика” №5, 2008 год.
  7. “Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М.: Просвещение, 1990 г.

28.01.2015