Внеклассное мероприятие «Интересное знакомство. Привет из солнечной…»

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Данное мероприятие разработано  для учащихся ДШИ по классу баяна, аккордеона. Мероприятие имеет черты жанра «музыкальное путешествие». Его содержание направлено на формирование у ребенка познавательного интереса к народной музыке Молдавии: дети знакомятся с молдавской музыкой, молдавскими народными инструментами и танцами. Мероприятие призвано обогатить музыкальные впечатления учащихся, расширить их кругозор. Возможно, знакомство с виртуозной, глубоко выразительной музыкой, вызовет желание включить её в свой репертуар, что   положительно отразится на развитии художественно-исполнительских навыках учеников класса баяна и аккордеона. Популярность этих  инструментов в Молдавии демонстрируется музыкальными видео примерами.

Некоторые характерные особенности народной молдавской музыки отражены в практической части. Задания в виде решения кроссворда, определения размера по заданному ритмическому рисунку, нахождения синкопы в такте, исполнения ритмического рисунка под музыку, активизируют работу слуха и чувство ритма учащихся, закрепляют имеющиеся знания. Предлагается выполнить простые танцевальные движения для физической разрядки и получения положительных эмоций. Присутствие родителей учеников приветствуется. Ведущий – один преподаватель, коллеги баянисты участвуют в исполнении музыкальных номеров, помогают в организационных моментах мероприятия.

Данная разработка может быть интересна педагогам при подготовке урока или классного часа.

Цель: создание условий для формирования интереса детей к народной музыке, посредством обзорного знакомства с молдавской народной музыкой.

Задачи:

– расширить кругозор учащихся;
– дать представление об особенностях молдавской народной музыки; 
– познакомить со звучанием некоторых национальных инструментов;
– активизировать слуховое восприятие;
– закрепить имеющиеся знания;
– вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку;
– привить интерес к музыкальному творчеству других народов.

Подготовительный этап

1. Презентация с видами Молдавии: природа, памятники архитектуры, национальный костюм.

2. Видеозаписи: ансамбль «Флуераш»; исполнители на инструменте най, цимбалы; Государственный академический ансамбль народного танца Молдовы «Жок» (танец мэрунцика, жок); «Молдавские напевы» в исполнении на аккордеоне. (Спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

3. Музыкальные примеры: медленная хора; бэтута; табакеряска в исполнении преподавателей на баяне (аккордеоне). (Спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

4. Ватманы формата А3 с заготовленными заданиями (3 шт.).

Задание №1: ритмический рисунок аккомпанемента медленной хоры, в размере 6/8 (размер не указывать) – 4 такта.

Задание №2: мелизмы над нотами – мордент, форшлаг, трель.

Задание №3: простой ритмический рисунок двудольных тактов, в одном из них  используется синкопа (восьмая, четверть, восьмая), всего 4 такта. Кроссворд: на листе ватмана по горизонтали  нужно расположить 3следующих определения таким образом, чтобы по вертикали получилось слово «жок». 1) руководитель хора или оркестра; 2) главный звук лада; 3) созвучие из 3-х звуков и более звуков.

5. Национальное блюдо – вертута с яблоками.

Техническое обеспечение:

1. Компьютер, экран.
2. Музыкальные инструменты: баян (аккордеон, фортепиано).
3. Школьная доска, или мольберт (для демонстрации заданий).
4. Крепление для ватманов; маркер.
5. Аудитория на 30 человек, имеется место для танцевальных движений участников, стоящих в две линии лицом друг к другу.
6. Стулья, стол. Вертута предлагается на разносе порционно, на шпажках.

Основной этап:

1. Новый материал

Слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на мероприятии, посвящённом интересному знакомству. Устраивайтесь поудобнее, нам предстоит совершить небольшое путешествие, которое может вам напомнить о солнечном лете. Куда же мы отправимся? А это предстоит вам отгадать!
– Расположена эта страна на юго-востоке Европы, на севере, востоке и юге она граничит с Украиной, а на западе - с Румынией.
Слады 2-9
Её природа великолепна – зелёные холмы, спокойные озёра и реки, бескрайние поля с жёлтыми макушками подсолнечника, обширные виноградники.
Слайды 10-11
Это страна виноградников и виноделия, здесь же выращивают её знаменитые яблоки! В начале 19 века это государство отошло к России, где его называли – Бессарабия. Сейчас это страна ближнего зарубежья, её столица – город Кишинэу (Кишинёв). Я думаю, что вы знаете о какой стране я говорю. (Ответы детей)
Слайд 12
– Название страны происходит от реки Молдова. Молдаване имеют общие корни с румынами.
Слайды 13-19
Молдавия имеет свою богатую историю и культуру, мы с вами поговорим о молдавской народной музыке.
– Молдаване очень музыкальны, их народная музыка отличается  яркостью, виртуозностью, своеобразным мелодическим языком. Ребята, даже получив обзорное представление о молдавской музыке, вы сможете распознать её среди другой народной.
Слайд 20 (флуераш)
– Исполнители молдавской народной музыки зовутся лэутары. На каких же инструментах исполняют молдаване свою музыку? (Ответы детей)
– Издавна народной стала скрипка, ещё из струнных, – цимбалы, кобза, виолончель, контрабас.
Духовые  – най, флуер, тарагот, вал, тришка, чомпой, труба, тромбон.
Ударные – барабан (в прошлом – трымбица), бухай, дрымба, лэута. Вот такие интересные названия, к сожалению, мы не сможем послушать и увидеть все перечисленные инструменты, но некоторые из них предлагаем вашему вниманию
Слайды 21, 22 (най, цимбалы)
– Ребята, какие вы знаете самые распространённые народные музыкальные жанры? (Ответы детей)
– Да, пожалуй основные, это песня и танец. У молдаван песни бывают (как и у других народов) и весёлые, задорные и протяжные, лирические. Нужно вам сказать, что медленные лирические песни называются – дойны. Они занимают очень большое место в музыкальной культуре Молдавии. Послушайте, какое певучее слово – дойны, запомните его.
– Мы с вами вспомнили и другой жанр, это – танец. Танцевальная молдавская музыка очень эмоциональная, жизнерадостная, живая и зажигательная! Следующий номер прозвучит на инструменте, который очень популярен в Молдавии  и любим и многие из вас учатся на нём играть. Эту композицию молдавской музыки для своего инструмента сделал прославленный исполнитель Валерий Ковтун. О каком же инструменте идёт речь?
Ответы детей  и просмотр видеозаписи «Молдавские напевы» в исполнении аккордеониста.
– Молдаване очень любят танцевать. А танцы такие: хора (хоровод по-нашему), сырба, остропэц, брыул, мэрунцика, бэтута. По содержанию танцы связаны в основном с трудовой деятельностью. Вот перевод их названий: коса, полотно, веретено, амбар для кукурузы, пастушеский танец, танец кожевников, виноград, танец овечек. (Просмотр видеозаписи танца мэрунцика).

2. Практические задания

Сейчас предлагаю вам выполнить задания.
На листах ватмана изображены: ритмический рисунок аккомпанемента  медленной хоры, в размере 6/8 (размер не указывать) – задание №1; мелизмы над нотами – мордент, форшлаг, трель – задание №2; ритмический рисунок двудольных тактов с использованием синкопы) – задание №3.

Задание №1: Определение размера по заданному ритмическому рисунку. (Ученики хлопают ритм, считают вслух; находят,  что размер 6/8, затем размер выставляется в начале такта).

– Ребята, в размере 6/8 часто пишется медленная хора (бывает быстрая хора, на 2/4).  Постарайтесь услышать этот характерный для хоры, ритмический рисунок в аккомпанементе – восьмая, восьмая пауза, восьмая, восьмая, восьмая пауза, восьмая. Будем слушать музыку и каждый из вас, пусть найдёт остинатный  ритм в партии басов.

(В исполнении преподавателя, звучит медленная хора; все слушают, потом негромко хлопают под музыку ритм аккомпанемента).

Задание №2: Показать записанные мелизмы: мордент, трель, форшлаг.

– Скажите, что означают эти знаки? (Ответы) Кто может показать на фортепиано, как это исполняется? (обучающиеся показывают каждый мелизм, преподаватель может помогать). Это украшения в музыке, – мелизмы: мордент, трель, форшлаг. Мелизмы часто используются в народной молдавской музыке. Как вы думаете, зачем? Что они могут изображать, передавать? (Ответы детей). Звуки природы, пение птиц, а также, мелизмы подчёркивают эмоцию, можно сказать, – придают «жару».

– Ещё для молдавской музыки характерны синкопированные ритмы, синкопы. Давайте вспомним, что такое синкопа? (Ответы). Это длинная нота на слабой доле такта. 

Задание №3: Нужно прохлопать заданный ритм, определить в каком такте находится синкопа. (В исполнении преподавателя звучит танцевальная молдавская музыка, на пример межтактовой, внутритактовой синкопы.

– Раз мы говорим с вами о танцевальной музыке, давайте выполним несложные движения молдавского танца. В описании Молдавии сказано, что танцуют здесь не как у поляков и французов по 2-4 человека, а принимают участие в танце сразу много лиц. Они образуют круг или длинный ряд, причём танцуют больше на свадьбах. Мы хоть и не на свадьбе, а попробуем.

Танцевальные движения:

Разделиться на 2 шеренги, встать лицом друг к другу (по типу« стенка на стенку»), взяться за руки. 1-я восьмёрка: на 8 счётов идём на право, руки покачиваются вперёд-назад, голова на каждый шаг вправо, – прямо. Шаг приставной, колени высоко поднимаем. 2-я восьмёрка: повороты на пятках, носки вместе. 3-я восмёрка: руки на плечи друг друга, движемся влево, шаг накрест с поворотом на носках. 4-я восьмёрка: перескоки, «хэй!».

Музыкальное сопровождение: подвижная молдавская музыка в исполнении преподавателей.

– Ребята, предлагаю вам небольшой кроссворд, решив его, узнаете название популярного молдавского танца. Кроссворд вы решили верно, и популярный молдавский танец, это – жок! (Просмотр видеозаписи танца жок).

3. Подведение итогов, угощение всех участников

– Сегодня, вы услышали народную молдавскую музыку, какое впечатление она произвела на вас? Какие вызвала эмоции, настроение?  (Ответы). Что вы можете сказать о характерах прозвучавшей музыки? (Отзывы детей). Спасибо всем за участие, надеемся, что ваше знакомство с этой чудесной музыкой только началось. Желаем успеха! А привет вам был, конечно же, из солнечной Молдавии! Дорогие ребята и уважаемые родители,предлагаем вам традиционное молдавское блюдо – вертута с яблоками. Если кто-то из вас бывал в этой стране, поделитесь впечатлениями. И традиционно фото на память о нашей встрече!

3.02.2015