Урок «Олимпийские игры в Сочи. Задачи на движение». 5-й класс

Разделы: Математика


Тип: урок обобщения и систематизации и углубление знаний, полученных в начальной школе по данной теме.

Цели:

  • Образовательные:
    • обучить учащихся способам решения задач на встречное движение и движение в одну сторону;
    • обеспечить условие для усвоения всеми учащимися понятий скорость сближения и скорости удаления;
    • определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала;
    • провести коррекцию уровня сформированности умений в ходе урока.
  • Развивающие:
    • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
    • развивать творчество и кругозор учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах;
    • на примерах задач учить разрешать жизненные ситуации;
    • воспитать в детях патриотические чувства и гордость за страну.

Форма: беседа, иллюстрация.

Оборудование: доска, проектор, на партах листы с заданиями, таблицами для заполнения и пустые листы для работы в парах. Медиапрезентация (Приложение 1), ноутбук.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности, реализация принципа связи теории и практики.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи.

Регулятивные УУД: Постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану. Контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: совместное решение задач (в парах), демонстрация и оценивание полученных результатов. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью и цели учебной деятельности ее и мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Ожидаемые результаты: каждый ученик должен проводить классификацию задач по видам (в одном и противоположном направлении) Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи. Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.

Основные понятия: путь, скорость, время, противоположное и встречное направление.

Межпредметные святи: природоведение, физкультура.

Ресурсы: учебник по математике 5 класс Виленкин, интернет, информация СМИ.

Этап урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Время

Орг. момент Проверяет свою готовность к уроку. Приветствие. Какое у вас настроение? Как вы заметили у нас сегодня необычный урок, сегодня у вас открытый урок. Настраиваются на урок.   1 мин.
Мотивационный Представьте, что мы находимся далеко за пределами нашей республики. Смотрим на слайд. И сопровождают нас сегодня белый медведь, зайка и леопард. Так, где же мы находимся? (Сочи) Почему вы так утверждаете? (Это символы зимних олимпийских игр) Все смотрели олимпиаду? Болели за наших спортсменов? Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Оолимпийские игры) Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.
Включаются в беседу.
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. 3 мин.
Устный счет Спортсмены, перед тем как выйти на старт, разминаются. Давайте мы, тоже начнем урок с разминки наших мозгов, т.е. с устного счета. Подготовились? Слушаем внимательно. (33, 15)
  1. Делимое 84, делитель 6. найдите частное.
  2. Полученное число увеличьте в 7 раз.
  3. Разделите на 3
  4. Из полученного числа вычесть 4.
  5. Увеличьте в 11 раз.
  6. Мороженое стоит 3 рубля, а батончик на 2 рубля дороже, чем мороженое. Сколько мороженых можно купить за 75 рублей?
Отвечают на вопросы:
33 медали завоевали Российские спортсмены.
15 дисциплин
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Знать и ориентироваться в происходящих значимых событиях. (Познавательные УУД)
5 мин.
Актуализация знаний Чтоб завоевать медали спортсмены усиленно тренировались, бегали, прыгали, падали, стреляли и т.д. они все время находились в движении, лишь после соревнований они отдыхали. Например, в скоростном спуске для результата что важно? (Время) При прыжках с трамплина, что учитывают? (Путь)
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
– Какие задачи на движение вы знаете?
– встречное;
– в противоположных направлениях;
– вдогонку;
– Вспомним формулы нахождения величин движения:
– скорость, время, расстояние. В начальной школе вы уже знакомились, как находить путь, скорость и время.
Включаются в беседу. Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока, связь математики и олимпиады, цели урока.
Записывают дату и тему урока.
Тема: движение

Должны сформулировать правило нахождения пути, скорости и времен

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД)

5 мин.
Практическая фронтальная работа. Фронтальная работа. Учитель записывает рассуждения и решения детей на доске.

Легкие задачи на нахождение элементов:

Задача 1. Скорость самолета 200 км/ч. Время полета  до Сочи 6 часов. На каком расстоянии находится Сочи с Якутска? (Ответ: 1200 км)

Задача 2. Последним соревнованием на олимпиаде был командный марафон на 50 км. Где наши спортсмены Александр Легков,  Максим Вылегжанин и Илья Черноусов заняли все призовые места. Средняя скорость лыжника составляет 25 км/ч. Через какое время завершил соревнование лыжник? (Ответ: 2ч)

Задача 3. Болельщик от олимпийского стадиона «Фишт» до Горнолыжного центра «Роза хутор»  потратил 30 минут. Его скорость равна 1,6 км/мин. Какое расстояние между стадионами? (Ответ: 48 км)

Рассуждают и решают устно задачи. Познавательные УУД: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи. 10 мин.
Физкульт. минутка Давайте представим себе, что мы биатлонисты (это еще один олимпийский вид спорта). Он сочетает в себе лыжные гонки и умение точно стрелять.
Представили!!! Представим себе, что мы биатлонисты. Для этого сначала подвигаем рукам, так как будто мы идем на лыжах, а потом постараемся поразить глазам все пять мишеней на экране, Закончили стрелять?
Значит, опять бегом на лыжи.
И опять стреляем!!!
Выполняют упражнения   2 мин.
Групповая работа. Работа на доске Даются задачи на движения на карточке. (Приложение 3)

Задача 1. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два болельщика. Первый направляется в сторону большого ледового дворца «Большой», а второй  сторону  дворца  зимнего спорта «Айсберг».  Скорость одного из них 0,5 км/ч, а другого 0, 4 км/ч. Сколько метров будет их отделять друг от друга через 2 часа? (Ответ: 1,8 км или 1800 м)

Задача 2. Два лыжника Фуркад и Крюков  начали соревнование. Скорость Фуркада 24 км/ч, а у Крюкова на 2 км/ч меньше. Через 1,5  часа на сколько отстанет Крюков от соперника? (Ответ: 3 км)

Задача 3. Из одной и той же точки одновременно выехали 2 фигуриста Татьяна Волосожар и Максим Траньков . Через 3 секунды расстояние между ними стало 21 м. Найдите скорость Татьяны, если скорость Максима 4 м/с. (Ответ: 3 м/с)

Группами (парами) решают задачи на карточках. И каждая команда выводит одного представителя на защиту решения задачи. Коммуникативные УУД: совместное решение задач (в парах), демонстрация и оценивание полученных результатов. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им. 10 мин.
Итог урока Теперь из полученных карточек составьте слово.
Что означает это слово? Кто победил в этих олимпийских играх? А мы сегодня победили? Конечно да, потому что мы решили все задачи. (Приложение 2)
ПОБЕДА Познавательные УУД: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы. 3 мин.
Рефлексия учебной деятельности Постарайтесь составить из имеющихся у вас букв слово. Ответ: «ПОБЕДА».
Теперь поговорим об уроке:
– Какую цель ставили мы в начале урока?
– Достигли цели? (Да)
– Какая тема урока была?
– Какие математические термины, сведения и информации  вы сегодня повторили,  узнали?
– Для чего нужно знать математику? (Математические задачи  встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

– Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

                ЗНАЮ
Я             ЗАПОМНИЛ
                СМОГ

Высказывают свое мнение. Анализируют и оценивают свою работу и работу товарища. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

 Личностные УУД

5 мин.
Домашнее задание. Составить математическую задачу из жизни Записывают в дневниках домашнее задание   1 мин.

3.02.2015