Урок математики по теме "Число 0, цифра 0"

Разделы: Начальная школа


Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0.

Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные:

общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10;

логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся находить место числа 0 в числовом ряду;

- соотносить цифру и число;

- применять навыки счета и знание состава чисел;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы;

- работать в группе;

- слушать собеседника, вести диалог;

- слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

1. Оргмомент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты –
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

- Проверка готовности детей к уроку.

2. Мотивация (самоопределение деятельности)

Слайд 2, 3. Презентация

Устный счёт

Игра “Кто быстрее”

Вопросы учителя:

- Назовите соседей числа 5.

- Какое однозначное число больше 8?

- Задайте свои вопросы по числовому ряду.

Игра “Найди ошибку”

- Незнайка был невнимателен на уроке и допустил много ошибок. Найдите и исправьте эти ошибки.

5+1=6     3<7

7-1=8     5>8

10-1=9     9<2

2+2=5     2+3<5

Игра “Помоги белочке сосчитать грибы”

- По-моему, мы еще на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?

- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (Число и цифра 0.)

- Какие цели мы поставим?

(Получать число 0 и писать цифру 0).

Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.

- Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число “ноль”.

- С помощью цифры 0 мы будем обозначать отсутствие предметов.

- На что похожа цифра о?

- Ноль собой весьма хорош:

На бараночку похож,
И на бублик, и на шар,
И на круглый самовар.
Нолик дружит с Колобком,
Жить не скучно им вдвоем.

3. Мотивация.

Слайд 4

- Ребята, как вы думаете, а надо ли нам изучать число, которое ничего не обозначает?

Кто-то подумает, что это пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята?

- Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек?

- Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)

- В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Памятник нулю находится в центре города . От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Нуль - единственная цифра, которая имеет памятник.

4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Работа по учебнику

- Откройте учебник на с. 70.

- С помощью какой цифры мы запишем число ягод на второй тарелке?

- Что она будет обозначать?

5. Выявление места и причины затруднений.

- Одной из целей нашего урока была – получение числа 0.

- Как же можно получить число 0?

6. Построение проекта выхода из затруднений.

На доске прикреплены 3 груши.

- Как мне из 3-х груш получить ноль груш?

Физминутка

7. Реализация построенного проекта выхода из затруднений.

Слайд 5

- Как будем убирать груши?

- Сколько сначала уберем груш? (1).

- Сколько осталось?

- Уберем еще одну, сколько останется?

- Уберем еще одну, сколько останется?

- Сколько было груш сначала?

- Сколько всего убрали?

- Как мы это запишем с помощью чисел?

- Сравните 0 с числом 3, с числом 2, с числом 1.

- Как вы думаете, куда мы поставим 0 в числовом ряду?

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в парах.

- В учебнике нарисованы смородинки на веточке.

Обсудите друг с другом, какая запись подойдет к рисунку.

Работа по учебнику.

- Посмотрите на следующую картинку.

Расскажите, что было, что изменилось.

- Сколько было листочков сначала?

- Что произошло?

- Сколько листочков осталось?

- Как получили 2 листочка?

- Сравните число 2 и 3.

- Что дальше произошло?

- Сколько листочков осталось?

- Как получили 1 листочек?

- Сравните число 1 и 2.

- А потом что случилось?

- Сколько листочков осталось?

- Как получили 0?

- сравните 0 и 1.

9. Письмо цифры 0.

Учитель объясняет написание цифры 0.

- Рассмотрите, как пишут цифру 0, обозначающую число ноль, и поучитесь ее правильно писать.

Объяснение:

- Ставим ручку чуть ниже вершины верхнего правого угла, пишем “бугорок” влево, опускаемся по прямой наклонной вниз, пишем “качалочку” вправо и поднимаемся по прямой наклонной вверх.

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

“Проверь себя” (учебник с. 71).

11. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику с. 71.

- Составьте задачу по рисунку и решите ее.

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

“Лесенка успеха”:

- нижняя ступенька, у “человечка” руки опущены – у меня ничего не получилось;

- средняя ступенька, у “человечка” руки разведены в стороны – у меня были проблемы;

- верхняя ступенька, у “человечка” руки подняты вверх – мне всё удалось.

13. Итог.

- С каким числом познакомились на уроке?

- Что оно обозначает?

- Какой цифрой запишем число 0?

Приложение 3 (Деятельность учащихся)

Приложение 2

23.02.2015