Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Образовательные цели:

  • Сформировать представление о заглавной букве как “одной из опасностей письма” у имён собственных, в начале предложения.
  • Выявить группы слова, в написании которых пишется заглавная буква (названия географических объектов: города, реки, озёра, страны, моря, деревни, сёла, улицы), и повторить уже известные места (имена, отчества, фамилии людей, клички животных), начало предложения.
  • Составить памятку-перечень мест в словах, где требуется написание заглавной (прописной, большой) буквы
  • Формировать умение подбирать заглавную букву в словах в именах собственных, в начале предложения.

Оборудование урока: компьютер (ноутбук), доска - мимио (или интерактивная доска), карточки с планом работы (Приложение 1), карточки с упражнениями (Приложение 2), карточка “Лесенка успеха”, круг-сигналы, презентация к уроку.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

1)

Раз, два, три (хлопают в ладоши) – слушай и смотри
Три, два, раз (хлопают в ладоши) – урок начнём сейчас.
Улыбнёмся мы друг другу
Успехов пожелаем другу
Руку для удачи мы пожмём
В дорогу знаний
Наш девиз возьмем:
Не ленись, не отставай,
Активность, любознательность проявляй.

2) Повторение правил работы и поведения на уроке.

- Закончите высказывание:

Чтобы быть спортивным – занимайся.... (физическими упражнениями, спортом и т. п.)

Что бы быть грамотным – обучайся (правописанию, грамоте и т. п)

Орфографические ошибки в письме — как пятно на белой блузке.

- Как вы понимаете высказывание? (Отсутствие грамотности словно делает человека менее опрятным, неряшливым. Каждый человек должен стремится быть грамотным, постигать тайны родного языка, стремиться к совершенству.)

1 слайд Русский язык. Презентация.

На слайде пословица.

  • С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

- С какими понятиями будем работать, какие тайны языка познавать на сегодняшнем уроке?

Узнаем через несколько минут.

3) Минутка чистописания из заглавных букв.

Проверка ДЗ по теме “Алфавит”

  • Произнести хором алфавит и одновременно выполнять разминку для рук.
  • Записать буквы в алфавитном порядке в тетрадь.

Образец на слайде 1.

Образец выполнения детьми в тетради:

2 слайд

Мозговой штурм для установления темы урока (тематических рамок)

- Что можете сказать про написанные буквы? (Написаны только заглавные, большие.)

- Что вам известно об этих буквах с 1 класса? (Заглавные буквы пишутся в начале предложения, в именах и др. ответы детей)

- Тема урока: (говорят дети) Какие слова пишутся с заглавной буквы?

На доске (или в презентации) зафиксированы эталоны с перечнем мест в словах, где написание большой буквы не известно.

- О чём говорят вопросы? - Какая орфографическая задача стоит перед нами? (Узнать в каких группах слов требуется писать заглавную букву.)

 

Для детей

С большой (заглавной, прописной) буквы пишутся:

Для учителя

1 Первое слово в предложении. Первое слово в предложении.
2. Имена, ...?..., фамилии. Имена, отчества, фамилии.
3. Клички животных. Клички животных.
4. Названия городов и ..?.., ?...и морей ...?.., ...?.., ...?... Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.

Всем успешной работы на уроке!

- С чего начнём работу? (с повторения)

- Цель повторения? (Повторенье мать ученья – как гласит пословица. Повторим для того, чтобы определить, какие уже имеющиеся знания нам потребуются для открытия орфографического правила.)

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Повторение известных сведений о написании большой буквы в словах, в начале предложений.

Восстановите эталоны, которые помогут в открытии новых знаний.

Слайд 3. Презентация.

Работа в паре в карточках. Приложение 2.

Упр. 1. Прочитать текст. Определи границы предложений. Первое слово в предложении пиши с большой буквы. В конце каждого предложения ставь точку.

у оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами он беспрестанно встряхивал и шевелил ими глаза у него были как крупные сливы ростом он был с новорожденного жеребёнка по обе стороны спины проглядывали белые пятнышки

(По О. Перовской)

4 слайд Презентация. Эталон (на экране) для проверки.

У оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами. Он беспрестанно встряхивал и шевелил ими. Глаза у него были как крупные сливы. Ростом он был с новорожденного жеребёнка. По обе стороны спины проглядывали белые пятнышки.

- Что повторили? Вывод: (Большая заглавная буква пишется в начале предложения.)

5 слайд Презентация. Работаем с комментированием. Приложение 2

Упр 2. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни заглавные буквы.

1. Мою подругу зовут ...розой.

2. Я срезала с куста красную ...озу.

3. В комнате у ...илии стояла ваза с ароматными белоснежными ...илиями.

4. Летом мы езди отдыхать на ...ёрное море.

5. Мама приколола на ...ёрное платье жемчужную брошь.

Слайд 6 Презентация. Проверка. Эталон (на экране)

1. Мою подругу зовут Розой.

2. Я срезала с куста красную розу.

3. В комнате у Лилии стояла ваза с ароматными белоснежными лилиями.

4. Летом мы ездили отдыхать на Чёрное море.

5. Мама приколола на чёрное платье жемчужную брошь.

- Что повторили? Вывод: (Большая буква пишется в именах людей, названия морей )

3) Задание для пробного действия.

- Какое задание будем выполнять? (Пробное действие)

- Цель пробного действия? (Определить, какое новое знание - какую новую орфографическую задачу будем решать на уроке.)

Слайд 7 Презентация.

Пробное задание на экране по рядам.

  • 1 ряд. Запишите отчество президента нашей страны. (В/ в ладимирович)
  • 2 ряд. Запишите улицу, на которой стоит наша школа. (_А/алтайская)
  • 3 ряд. Напишите название нашей страны. (Р/россия)

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно на листочках или на индивидуальных магнитных досках – демонстрируют и выявляют затруднение).

-Кто не справляется, то зафиксируйте своё затруднение знаком вопроса или с помощью Радуги успеха, Лесенки успеха или соответствующего грустного смайлика (самооценка учащихся) .

- Затруднения это трудности, которые дают возможность искать пути решения – т.е. ведут к выявлению причин затруднения.

Останавливаемся и выясняем причину затруднения.

Выявление места и причины затруднения

Слайд 8 Презентация.

- Какое задание выполняли? (Подбирали первую букву, пропущенную в словах)

- Где возникло затруднение? (При подборе буквы большой или маленькой)

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, в каких группах слов нужно выбрать большую буквы в начале слова, а в каких маленькую).

Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же цель дальнейшей работы? (Узнать группы слов, в которых безошибочно подберём первую заглавную букву.)

- Как будем узнавать?

Слад 9 Презентация.

План действий (для детей) Приложение 1

  1. Обратимся к правилу написания заглавных букв.
  2. Поупражняемся в написании заглавных букв по правилу.
  3. Поработаем над запоминанием правила.
  4. Закрепим действия написания букв самостоятельно по правилу.

План действий (для учителя)

  1. Обратимся к правилу. (на экране в форме определения и в стихах)
  2. Будем действовать по правилу, т.е .определять из какой группы слово и писать в начале соответствующую букву (большую или маленькую)(Упр. 3)
  3. Поработаем в парах и восстановим названия групп слов(где пишутся заглавные буквы) в соответствии с предложенными примерами слов (1 вариант) или наоборот, по предложенным названиям групп восстановим примеры слов. (2 вариант)

4. Поупражняемся в написании заглавных букв, отвечая на вопросы в личной анкете.

Реализация построенного проекта.

Слайд 10 Презентация.

Изучение правила

Обратимся к правилу. (на экране в форме определения и в стихах)

С большой (заглавной) буквы пишутся:

1. Первое слово в предложении.

2. Имена, отчества и фамилии.

3. Клички животных.

4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.

***

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.

Будем действовать по правилу, т.е .определять из какой группы слово и писать в начале соответствующую букву (большую или маленькую)(Упр. 3)

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Слайд 11. Презентация.

2. Упр. 3. Упражняемся по правилу. Приложение 2.

Гриб ...ыжик – котёнок ...ыжик, город ...рёл – птица ...рёл, цветы ...омашки – деревня ...омашки, месяц ...арт – девочка ...арта, ...ерёзовая улица - ...ерёзовая роща, алая ...орька – корова ...орька.

Эталон на экране

Проверка по эталону.

Гриб рыжик – котёнок Рыжик, город Орёл – птица орёл, цветы ромашки – деревня Ромашки, месяц март – девочка Марта, Берёзовая улица - берёзовая роща, алая зорька – корова Зорька.

Вывод: Большая (заглавная) буква пишется в именах людей , кличках животных , в названиях городов, деревень, улиц

Правило С большой буквы пишутся: Приложение 1

1. Первое слово в предложении.

2. Имена, отчества и фамилии.

3. Клички животных.

4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Слайд 12. Презентация.

Запоминание правила.

Работа в паре (карточки с недостающими словами). Приложение 2.

Цель: разложить и приклеить в нужные пустые строчки следующее:

1 вариант карточек: Восстановление названий групп слов (где пишутся заглавные буквы) в соответствии с предложенными примерами слов

  Тема: “Большая (заглавная ) буква” Карточки в конверте для приклеивания.
1 ..............................................

Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом.

Первое слово в предложении.
2 .............................................

Доктор Иван Николаевич Орлов.

Имена, отчества, фамилии.
3 ..............................................

кот Мурзик, собака Дружок

Клички животных.
4 ...............................................

город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица

Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.

2 вариант карточек: Восстановление по предложенным названиям групп примеров слов.

  Тема: “Большая (заглавная ) буква” Карточки в конверте для приклеивания.
1 Первое слово в предложении.

...........................................

Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом.
2 Имена, отчества, фамилии.

...........................................

Доктор Иван Николаевич Орлов.
3 Клички животных.

..............................................

кот Мурзик, собака Дружок
4 Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.

-------------------------------------------------------------------

 

город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица

Слайд 13 Эталон таблицы для сравнения   Презентация.

  Тема: “Большая (заглавная ) буква”
1 Первое слово в предложении.

Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом.

2 Имена, отчества, фамилии.

Доктор Иван Николаевич Орлов.

3 Клички животных.

кот Мурзик, собака Дружок

4 Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.

город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица

Включение в систему знаний и повторение.

14 слайд Презентация. Закрепление. Приложение 2.

Упражнение 4. Письменно ответь на вопросы нашей анкеты. Пользуйся правилом написания заглавной буквы в группах слов.

Твоё имя._____________________________________________________________

Твоя фамилия_________________________________________________________

Место твоего рождения_________________________________________________

В каком городе ты живёшь? _____________________________________________

Твой домашний адрес __________________________________________________

Какие клички носят твои домашние питомцы (если они у тебя есть)?___________

Как зовут твоего лучшего друга (твою лучшую подругу)?_____________________

В каких странах ты хотел бы побывать?____________________________________

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 15 Презентация.

- Какие цели вы ставили на уроке?

- Какие цели достигли? Докажите.

- Что является итогом работы? (Найдены группы слов, с написанием заглавной буквы.)

- У кого были трудности?

- В чём причина?

Оцените свою работу в Радуге успеха (Лесенке успеха или Смайликом) (самооценка).

Следует ли ещё тренироваться?

Домашнее задание.

Выучить правило.

Учебник упр. 130 (с 86)

Спасибо за работу.

17.02.2015