Программа учебной дисциплины "География"

Разделы: География


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины “География” предназначена для изучения географии в ГБОУ СПО “БПТ”, реализующего образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных кадров по специальности “Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)” Согласно “Разъяснениям по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования”, одобренным Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования ФГУ “ФИРО” от 3 февраля 2011 года география в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. Специальность “Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)” относится к социально-экономическому циклу. При освоении данной специальности география изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 39 часов. Из них 19 уроков теоретического обучения и 20 практических занятий. Помимо этого предусмотрено 19 часов самостоятельной внеаудиторной работы. Таким образом, максимальная учебная нагрузка обучающихся составила 58 часов. Дисциплина изучается в первом семестре. Данная программа разработана на основании Примерной программы учебной дисциплины “География”, автор Баранчиков Е.В. (2011), и ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Для реализации данной программы применяются графические наглядные пособия (плакаты, таблицы, электронные средства обучения и т.д.).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме устных и письменных опросов, промежуточный контроль в форме письменных опросов по разделам программы, итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Современные методы географических исследований. Источники географических знаний. География как наука. Политическая карта мира. Государственный строй стран мира.

1. Природа и человек в современном мире. Влияние человеческого общества на природу. Основы рационального природопользования.

2. Население мира. Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения. Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

3. География мирового хозяйства. Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

4. Россия в современном мире. Россия на современной политической карте мира. Отрасли специализации России. Транспортная система. Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования в России. Пути сохранения качества окружающей среды.

5. Современные глобальные проблемы человечества. Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования в России. Пути сохранения качества окружающей среды. Проблема войны. Проблема голода и болезней.

6. Региональная характеристика мира. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины “География” обучающийся должен:

Знать:

*основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

*особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

*географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

*особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь:

*определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

*оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

*применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

*составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

*сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

*нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

*понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Приложение

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Баранчиков Е.В. География. Учебник для учреждений НПО и СПО [текст] / . Изд. 10-е; М.: “Академия; 2012, -480 с.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, учебник, 11 класс [текст] / Ю.Н. Гладкий, С.Б Лавров. Глобальная география, учебник 11 класс– М.: “Просвещение”, 2009 - 364 с.
  3. Максаковский В.П., Экономическая и социальная география мира, учебник 10 класс, [текст] / В.П. Максаковский . Экономическая и социальная география мира , учебник 10 класс – М.: “Просвещение”, 2009.- 372 с.

Дополнительная литература:

  1. Плиссецкий Е.Л., Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Ч.1 и ч.2, [текст] / Е.Л. Плиссецкий. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч.1 и ч.2 – М.: “Просвещение”, 2009. - 267 с.
  2. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника [текст] / К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич. Справочник школьника. География – М.: “ДРОФА”, 2010. - 470 с.

8.03.2015