«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность (УМК «Школа России»)». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок “открытия” нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Цель: формировать у учащихся умения овладеть новыми понятиями “Уменьшаемое”, “ Вычитаемое”, “Разность”; применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • мультимедийное приложение к уроку (презентация);
  • учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. “Математика”, 1 класс, часть 2;
  • сигнальные карточки;
  • конвертики с изображением Квадрика, опорные схемы, карточки для самостоятельной работы, изображения пчёлок, маркеры, магнитики.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (3 мин.)

Цель:

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности, устанавливает тематические рамки учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. Сегодняшний урок я начну словами знаменитого французского философа Жак Жана Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь тому, какие вы умные, как много вы знаете и умеете. Если будете постоянно над собой работать, ставить новые цели и стремиться к их достижению”… Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах мудрого философа. Удачи! В добрый путь за знаниями!

Игра “Карусель” (закрепление таблицы сложения и вычитания чисел 3, 4)

А теперь красиво сели,
На меня все посмотрели,
Дышим ровно и спокойно
и работаем достойно!

Вас ждёт сегодня открытие нового знания, потребуются ваши терпение и старание.

Слайд 2.

- Ребята, сегодня у нас в гостях наш старый знакомый - Квадрик. Но он пришёл не один. Давайте прочитаем, что говорит нам Квадрик.

- Почему же Мишутку нужно убеждать в этом? Давайте послушаем, что он нам скажет. (Послушать звук, нажав на Мишутку)

- Вы согласны с Мишуткой? Посоветуйтесь друг с другом, что бы вы ответили Мишутке?

Учитель выслушивает ответы ребят.

- Ребята, давайте покажем сегодня Мишутке, что математика очень увлекательная и интересная наука.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.)

Цель:

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания на применение нового знания - Ребята, вы помните, чем мы занимались на прошлом уроке?

- Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно.

Слайд 3.

- Прочитайте просьбу Квадрика.

(Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом.)

- Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то записка. Давайте развернём её, что же там написано?

(Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает записку.)

- Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему помочь?

Слайд 4.

- Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки.

- Сколько стоит баночка мёда?

- Сколько рублей мама дала Мишутке?

- Какую баночку Мишутка сможет купить?

- Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка?

- Что разрешила мама купить на сдачу?

- Сколько стоят конфеты в магазине?

- Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка?

- Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием, которое дала ему мама.

(Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке)

- Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на доске выражения на две группы.

- Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении.

- А теперь прочитайте выражения на вычитание, используя названия чисел при вычитании.

3. Постановка учебной задачи. (3 мин.)

Цель:

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

- Вы смогли выполнить задание?

- В чём затруднение?

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

- Чему мы должны научиться? Сформулируйте учебную задачу нашего урока.

4. Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания).

Цель:

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Учитель выступает в роли организатора.

Фиксирует новый способ действия на доске

Следит за хронометрией урока.

Слайд 5.

- Ребята, что мы видим на картинке?

Учитель прячет правого зайчика за траву (щелчок по зайчику).

- Что произошло дальше?

- Сколько зайчиков осталось?

- Какое выражение можно составить к этой картинке?

- Давайте проверим.

(Учитель делает щелчок по солнышку, появляется выражение).

- Почему мы выбрали знак минус?

- Прочитайте это выражение, используя слова “уменьшили на…”.

- Давайте запишем это выражение в тетрадь.

Учитель комментирует и пишет на доске. - Какое число мы уменьшали?

- Пишем 3.

Как вы думаете, как называется это число?

- Это число называется УМЕНЬШАЕМОЕ. Обозначим его буквой У (подписываем снизу).

- Ставим знак минус.

- Какое число мы вычитали? Как вы думаете, как оно называется?

- Оно называется ВЫЧИТАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой В.

- Ставим знак равно и результат – 2.

- Вы помните, как называется результат выражения?

- При вычитании результат называется ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ. Обозначим его буквой Р.

- Выражение 3-1 – это РАЗНОСТЬ ЧИСЕЛ.

Запись на доске:

- Давайте ещё раз повторим названия чисел при вычитании (щелчок по облачку справа, настроена анимация появления текста).

Доска закрывается.

Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебник на стр. 29.

- Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите?

- Подходит ли схема из кружков к этой картинке?

- Почему?

- Какое выражение можно составить к этой картинке?

- Прочитайте “про себя” ещё раз названия чисел справа от картинки.

- Прочитайте это выражение, используя названия чисел при вычитании.

- Почему первое число называется “уменьшаемое”?

- Почему второе число называется “вычитаемое”?

- Ребята, как называется результат вычитания?

- Выражение 5-2 мы тоже можем называть разностью.

- Прочитайте пример чтения нашей записи под картинкой .

- Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел буквами.

Проверка сигнальными карточками.

5 – 2 = 3

У В Р

На доску вывешивается схема.

На партах у ребят конвертики Квадрика с распечатанными схемами.

- Откройте конвертики Квадрика и найдите опорные схемы.

Работа в парах.

- Расскажите друг другу, пользуясь опорной схемой, как называются числа при вычитании и способы прочтения выражений.

5. Физкультминутка. (1 мин.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин.)

Цель:

Усвоить учащимися новый способ действия.

Учитель выступает в роли организатора.

Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух.

Работа в группах.

- Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.

(Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)

Каждой группе даётся лист А4 и маркер.

- Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.

Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.

Работа на компьютерах с электронным приложением.

- На рабочем столе находим ярлык МАТЕМАТИКА, делаем 2 щелчка, находим раздел “Числа от 1 до 10”, внимательно читаем и находим запись УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ. Открываем.

Работаем в паре.

- Выберите для себя то задание, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. (3 мин.)

Цель:

Интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Организует самостоятельную работу на новый способ действия). Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

- Ребята, откройте, пожалуйста, ещё раз конвертики Квадрика и найдите задание на карточках.

- Возьмите карточку с номером своего варианта.

- Прочитайте внимательно задание.

- Есть ли вопросы?

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки нарисуйте круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.

Ответы для проверки учитель пишет на обычной доске (они закрыты).

- Передайте карточку соседу.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы).

- Исправьте ошибки, если это необходимо.

- Если нет ошибок, нарисуйте внизу круг зелёного цвета, если есть ошибки – жёлтого.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

- В чём были трудности при выполнении этого задания?

8. Включение нового в систему знаний и повторения. (5 мин.)

Цель:

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.

Организует тренинг ЗУНов раннее сформированных доведением их до автоматизма.

- Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Теперь предлагаю поиграть в игру “Собираем мёд для Мишутки”.

Учитель включает презентацию.

Слайд 6.

- Мишутка очень любит мёд. Если мы правильно выполним задание, пчёлки принесут в свой улей мёд для Мишутки.

- Какую букву вы видите на крыше улья?

- Что мы обозначали сегодня буквой У?

- Вам нужно выбрать те выражения, где пропущено уменьшаемое.

- Сможете ли вы догадаться, какое число пропущено? Как вы догадались?

Ребята выходят к доске и делают щелчок по выбранному выражению (триггер открывает слово “Подумай!”, если выражение выбрано неверно и слово “Верно!” с пчёлкой, если выражение выбрано верно).

Выбранные выражения записывают в тетрадь.

Аналогичная работа проводится по слайдам 7-8.

Если ребята справились быстро, им предлагается выполнить задание для самопроверки в учебнике (внизу странички) и проверить друг друга.

Итог.

- Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание?

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

- Достиг ли урок цели?

- Что нового узнали, открыли?

- Что повторили?

- Оцените свою работу в тетради с помощью “волшебных линеечек”.

Критерий: аккуратность и правильность выполнения.

9. Рефлексия деятельности. (2 мин.)

Цель:

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Слайд 9.

- Ребята, вот какую баночку мёда мы собрали для Мишутки.

Учитель включает звук, щёлкая по Мишутке.

- В конвертиках есть изображения пчёлок. Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлую пчёлку. Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзную пчёлку.

- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме.

Благодарит ребят за работу.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постаралась.
Вам понравилось, друзья?

Вернёмся к словам Ж.Ж.Руссо. Убедились ли вы сегодня на уроке, как много и хорошо умеете, если постоянно работаете над собой!

Я желаю вам удачи, желаю ставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению.

Вы на уроке не скучали,
А с удовольствием решали,
И пусть была остра борьба,
Сложны были задания,
Успех решила не судьба,
А только ваши знания!

Прогнозируемый результат.

Предметные:

В конце урока учащиеся знают значение понятий “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, умеют применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание.

Метапредметные:

  • Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
  • Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

11.05.2015