Духовно-нравственный аспект в обучении на уроках русского языка Пунктуация. Повторение. 7-й класс

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Личностные: воспитывать интерес и любовь к родине, родному краю, к русскому языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
  • Познавательные: повторить правила постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, в предложениях с прямой речью.
  • Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.
  • Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, дифференцированная, игровая.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, поисковый.

Оборудование: презентация к уроку, дифференцированные карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный этап

Проверка готовности обучающихся к уроку
Работа с тетрадью (запись даты, вида работы)

II. Повторительно-обучающий этап по пройденному материалу

Д/З (п.17, 24, 27)

Учитель. Проведём письменный блиц-опрос по материалу параграфов, на партах у вас лежат листки, подпишите их, вам необходимо выбрать правильный вариант ответа, обведя его кружком.

Блиц-опрос

Задание: выбрать правильный вариант ответа, обведя его кружком.

1. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, между ними ставится:
а) запятая; б) тире; в) ничего не ставится.
2. Если подлежащее и сказуемое выражены глаголами в форме инфинитива, между ними ставится:
а) тире; б) запятая; в) ничего не ставится.
3. Прямая речь всегда заключается в:
а) кавычки; б) скобки; в) выделяется с двух сторон запятыми.
4. После прямой речи перед словами автора ставится:
а) запятая; б) двоеточие; в) запятая и тире.
5. После слов автора перед прямой речью ставится:
а) двоеточие; б) запятая и тире; в) тире.
6. Между простыми предложениями в составе сложного обычно ставится:
а) запятая; б) ничего не ставится.

Проверка: самопроверка, лист с ответами на доске
Обратная связь: поднятие рук
Анализ ошибок/

Учитель. Как вы считаете, какие задачи поставлены перед вами на уроке? (вспомним правила пунктуации, потренируемся в применении этих правил на письме)

III. Этап мотивации учебной деятельности

Приложение 1. Слайд 2

Учитель. Прочтите высказывания известных писателей о Родине и патриотизме, определите, чего в них не хватает. Подумайте, в каком разделе науки о языке это изучается, и сформулируйте тему урока.

  • Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. (Константин Паустовский)
  • Патриот — это человек, служащий Родине, а Родинаэто прежде всего народ. (Николай Чернышевский)
  • А.Н. Толстой писал: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней».

Вывод. В каждом высказывании пропущены знаки препинания. Они изучаются в разделе «Пунктуация». Значит, тема урока: Пунктуация.

Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

Цель урока: повторить, что такое пунктуация; систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложении.

Учитель. Проанализируйте, какие именно знаки препинания пропущены в предложениях, сделайте вывод, какие пунктуационные правила необходимо будет вспомнить. Проанализируйте тематику предложений и скажите, о чём ещё пойдёт речь на уроке.

Вывод. Сегодня на уроке вспомним правила постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, поговорим о патриотизме, то есть любви к Родине.

Запись темы урока в тетрадь.

IV. Повторение изученного

Учитель. Работу над поставленной целью мы уже начали. Продолжим ее, выполняя задание в группах. Подготовьте развернутое сообщение по теме урока. Используйте для этого вопросы:

1. Что такое пунктуация?
2. Какие вам известны знаки препинания и как они используются на письме?
3. Какие знаки препинания ставятся в простом предложении, при каких условиях?
4. Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
5. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

V. Повторение и систематизация изученного

1. Работа со словарём

Учитель. Нас окружает множество слов, и значение некоторых мы не знаем.Что нужно сделать, чтобы растолковать смысловое значение слов? (заглянуть в толковый словарь)
Учитель. Найдём в словаре значение слова добродетель. Запишем слово добродетель в качестве подлежащего и найдём к нему сказуемое в толковании.
Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Учитель. Докажите, что в этом предложении необходима постановка тире между подлежащим и сказуемым (подлежащее и сказуемое выражены сущ. в им. пад.)
Учитель. Какие существуют три основные христианские добродетели? (вера, надежда, любовь)
Учитель. Какая из трёх добродетелей главная? (любовь)

2. Работа со словарём в парах

Учитель. А теперь продолжим работать в парах, на столе у вас карточки с заданием, вам необходимо найти в толковом словаре значение двух слов любовь, любить и записать предложения по предложенным схемам.

Карточка 1

Задание: найдите в толковом словаре значение двух слов любовь, любить и запишите предложения по предложенным схемам:

  1.  [сущ. в им. п.сущ. в им. п.]
  2.  [глаг. в н.ф.глаг.в н.ф. ]

Проверка: прочтите предложения, которые у вас получились со знаками препинания, назовите грамматические основы предложений.

Любовь – чувство глубокой и самоотверженной привязанности.
Любить – испытывать любовь к кому-нибудь или чему-нибудь.

Учитель. Когда ещё между подлежащим и сказуемым ставится тире? (если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола)

3. Работа с текстом (устно)

Слайд 3

Учитель. Смотрим на экран. Прочтём текст, сформулируем его главную мысль.

Задание: прочтите, сформулируйте главную мысль текста.

1) Многие из вас говорят: «Мы любим Родину». 2) Это очень важные слова, и надо иметь на них право. 3) А это право надо завоевать своим трудом, учёбой.
4) Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. 5) Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. (Ю.Яковлев)

Объясните пунктуацию в предложении № 1

Учитель. Какова основная мысль текста? Как человек должен относиться к своей стране? Объясните пунктуацию в предложении № 1.

4. Конструирование предложений.

Учитель. В своей любви к Родине признавались многие писатели и поэты.
Работаем с карточкой № 3. Перед вами высказывания писателей о любви к Родине, запишите их как прямую речь. Слова автора составьте из фамилии, имени, отчества писателя. Второе высказывание поставьте после слов автора. Расставьте недостающие знаки препинания. (двое работают с обратной стороны доски)

Карточка 2

1 вариант

1. Задание: запишите высказывания писателей о любви к Родине как прямую речь. Слова автора составьте  из фамилии, имени, отчества писателя. Второе высказывание поставьте после слов автора. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Если вы любите Россию, вы будете рваться служить ей. (Н.В.Гоголь)
2) У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой… (А.Т.Твардовский)

2. Задание: устно переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной. Как изменится постановка знаков препинания?

2 вариант

1. Задание: запишите высказывания писателей о любви к Родине как прямую речь. Слова автора составьте  из фамилии, имени, отчества писателя. Второе высказывание поставьте после слов автора. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Коломна – это моя Родина. Горжусь ею ... (И.И.Лажечников)
2) Любовь к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (Д.С.Лихачёв)

2. Задание: устно переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной. Как изменится постановка знаков препинания?

Проверка: самопроверка
Обратная связь: вставание
Анализ ошибок.

Учитель. Какие предложения у вас получились? Объясните постановку знаков препинания.

5. Развитие речи

Учитель. Один из наших выпускников написал о родном городе такие строки:

Коломна – краса Подмосковья,
Мой город старинный, родной!
Стоишь ты, по-русски спокойный,
Во славе своей вековой.
                                                (Пахачев Глеб)

Учитель. Я предлагаю вам придумать своё сложное предложение о родном крае, записать его в тетрадь. Если затрудняетесь выполнить задание, обратитесь к подсказке.

Карточка-помощник

Задание: продолжите предложение, чтобы получились сложное.

  • Я люблю свой город, потому что…
  •  Много на свете разных городов, но…

Учитель. Прочтите, какие предложения у вас получились. Объясните постановку знаков препинания в ваших предложениях.

6. Схематический диктант (экран)

Слайд 4

Учитель. Перед вами предложения, начертите их схемы, устно объясните постановку знаков препинания.

1. Если дружба велика, будет Родина крепка.
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
3. Наша Родина – большая многонациональная семья.
4. Отечеством зовём мы нашу страну, потому что в ней жили отцы и деды наши.
5. Велика Россия, а отступить некуда.

Слайд 5

Проверка: взаимопроверка
Обратная связь: вставание
Анализ ошибок

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Учитель. Возьмите листки c самостоятельной работой, на неё отводится 5 минут, оценка за работу пойдёт в журнал; вам нужно выполнить тестовые задания по типу ОГЭ. Кто справится быстрее, выполняйте задание под звёздочкой. Здесь нужно выписать грамматические основы всех предложений.

Самостоятельная работа

Задание: выполните тестовые задания, ответы записывайте цифрами или словами: "Наше Отечество"

1) Наше отечество – матушка Россия.
2) Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили и отцы, и деды наши.
3) Велика наша родина-мать!
4) От запада к востоку тянется Россия на одиннадцать тысяч вёрст, от севера к югу она простирается на шесть тысяч.
5) Живёт в России много различных племён и народов, и кормит она более ста миллионов человек.
6) Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родина.

К.Ушинский

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
  3. Среди предложений 1-6 найдите сложносочинённые предложения. Напишите номера этих предложений.
  4. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
  5. Среди предложений 1-6 найдите предложения с однородными членами. Запишите номера этих предложений.

*Задание: выпишите грамматические основы 2-6 предложений.

Слайд 6

Проверка: самопроверка (экран)
Обратная связь: вставание
Анализ ошибок.

VII. Д/З, подведение итогов

Учитель. Поставьте оценки за урок, запишите домашнее задание.
П 17, 24, 27 (повторить) 1) упр. 379. Задание: спишите предложения, графически объяснив постановку знаков препинания или 2) Задание: составить небольшой текст (7 предложений) о родном крае, графически объяснив постановку в нём знаков препинания.

Учитель.
– Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
– Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
– Какой знак препинания обычно ставится между простыми предложениями в составе сложного?
– Какие нравственные выводы сегодня на уроке вы сделали для себя?

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности

Проанализируйте свою работу на уроке

1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Мое настроение стало лучше / стало хуже
4. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
5. Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным

IX. Викторина на знание пословиц о Родине

Учитель. Разделимся по рядам на три команды и посоревнуемся, кто больше назовёт пословиц о Родине.

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.
  2. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс / Г.А.Бакулина. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Ожегов С.И., Шведова. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры. – М. : АЗЪ, 1996.
  4. Пословицы русского народа: Из собрания В.И.Даля / Редактор-составитель Н.П.Ходюшина. М. : Эллис Лак 2000, 2005.

28.02.2015