Литературно-историческая игра «Древняя Русь». 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  1. обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного, исторического и эстетического кругозора обучающихся;
  2. развитие умений самостоятельно пополнять знания;
  3. формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса.

На интерактивной доске:

“Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять её ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять - таки думают другие". (И.С. Тургенев)

  • Эмблемы команд.
  • Защита.

Ход игры

1-й ведущий. Друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце – любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: “Не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской , что ведома и слышима, есть во всех концах земли”.

2-й ведущий. Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси, знакомимся с ее культурой.

I тур

1-й ведущий. Представление команд. “Иванами да Марьями гордилась старина...”.

  • “Иванушки” - мальчики.
  • “Марьюшки” - девочки.

2-й ведущий. Разминка.

Вопросы.

1-я команда:

  1. Кого в Древней Руси называли оратаем? (Пахарь.)
  2. Комната монаха в монастыре? (Келья.)
  3. Первая книга христианского мира? (Евангелие.)
  4. Бог грома и молнии у древних славян? (Перун.)
  5. Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)
  6. Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси? (Обет.)
  7. Боевой топорик с длинной рукоятью. (Секира.)
  8. Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях? (Былина.)
  9. Похоронный обряд у древних славян? (Тризна.)
  10. Как назывались в Московском государстве 16-17 вв. учреждения? (Приказы.)

2-я команда:

  1. Кем были открыты первые школы на Руси? (Ярослав Мудрый.)
  2. Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В “Повести временных лет”.)
  3. Автор Летописного свода “Повесть временных лет”. (Монах Нестор.)
  4. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий.)
  5. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. ( 24 мая.)
  6. Год принятия христианства на Руси. (988г.)
  7. Имя Сергия Радонежского в мирской жизни? (Варфоломей.)
  8. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско на битву и предсказал победу.)
  9. Первоначальное значение слова “буква” в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)
  10. В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве.)

1-й ведущий.

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Монолог Пимена из трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”. Чтение наизусть.

Пимен
(пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно...
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.

Пишет.

1-й ведущий. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы? (Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повести.)

II тур

2-й ведущий (мальчикам). Какое значение имеет преподобный Сергей Радонежский для русского народа и государства? (Является воплощением национального нравственного идеала, так как мы очень ценим его боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природную скромность: умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем, быть вторым, имея в действительности во всем первое.)

(Девочкам). Чем удивляют нас Петр и Февронья из повести “Сказание о Петре и Февронии”?

III тур

1-й ведущий. Я предлагаю вам насладиться великолепием древнерусской речи.

Чтение наизусть отрывков из “Слова о полку Игореве” (на древнерусском языке 30 строк).

“Плач Ярославны” (девочкам; придумать элементы костюма).

IV тур

2-й ведущий. “Устаревшая лексика”.

1-я группа:

1. Агнец – это:

а) ангел;

б) ягненок;

в) огонь.

2. Где вам могли встретиться буки:

а) в лесу;

б) в книге;

в) на картине.

3. Покажите длань (рука, ладонь).

4. Духовник:

а) играет на инструментах;

б) создает духи;

в) совершает духовные обряды.

5. Басурман – это:

а) национальность;

б) воинское звание;

в) вероисповедание.

6. Клобук (монашеский головной убор с покрывалом) носят:

а) на голове;

б) на шее;

в) в кармане.

2-я группа:

1. Алкать – значит:

а) кричать;

б) жаждать;

в) бежать.

2. Пращур – это:

а) динозавр;

б) отец прапрадеда;

в) название болезни.

3. Забрало – это:

а) меч;

б) городская стена ( ее верхняя часть, ограда);

в) кольчуга.

4. Лепота – это:

а) лепные узоры;

б) настой липы;

в) красота.

5. Покажите свою десницу (правая рука).

6. Что необходимо знать, чтобы стать толмачом?

а) хорошо рисовать;

б) быстро бегать;

в) знать языки.

V тур

1-й ведущий. Приглашаю вас полюбоваться танцами Древней Руси.

Подготовленный совместный или индивидуальные народные танцы.

VI тур

2-й ведущий. “Спешите видеть”.

1-я группа (мальчикам):

- Назовите этот предмет и расскажите о его владельце (показать картинку, не называя). (Шапка Мономаха. Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным полководцем, образованнейшим человеком своего времени.)

2-я группа (девочкам):

- Как называется эта икона? Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского? (Икона “Троица”. Лавра Сергия Радонежского носит название “Троице-Сергиевой Лавры”. Храм, построенный Преподобным Сергием – храм Пресвятой Троицы, призывающий к единству земли Русской, поэтому храмовая Икона – Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)

1-й ведущий. Сегодня к нам пришли гости из далекого прошлого. Кирилл и Мефодий. Дадим им слово.

Кирилл. Раньше у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

Мефодий. В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата – ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг.

1-й ведущий. За этот подвиг братья позже, после их смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности.

2-й ведущий. Так и появилась в славянских странах своя письменность. Шло время, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое не поймем.

VII тур

Вопрос 1-й команде:

- Посмотрите на эту запись. (На доске: буки, есть, добро, азъ.) Как вы думаете, сколько букв записано здесь?

Ответ. Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова.

Вопрос 2-й команде:

- Какое слово можно составить из этих четырех букв? (Беда.)

- Кто первым ответит? Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв. Кто первым назовет это слово? (Азбука.)

VIII тур

1-й ведущий (показывает предметы – несколько гусиных перьев и старинную чернильницу). А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности?

После выяснения того, что эти перья – “орудия труда” писцов (предшественники карандашей и авторучек), которыми пользовались и в 19 в., ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей (представители мальчиков и девочек). На отдельные столики кладется по листу бумаги, по перу и ставится по чернильнице. Представители каждой команды, передавая перо, как эстафету, должны по очереди подбегать к своему столику и записывать на листе свое имя и фамилию. Кто быстрее.

2-й ведущий. А вот в старину древние писцы (чаще всего это были монахи) такими перьями писали и переписывали ценные книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как сегодня у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось “писать уставом”), или, наоборот “замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор ( это называлось “ писать вязью”). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев, и также разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько изображение предметов и даже людей. Конечно, и писались тогда книги подолгу: по семь – восемь лет.

- Хотите увидеть такую книгу?

Ребятам демонстрируется раскрытая старинная книга (фототипическое издание или страница с фотографией рукописного листа).

1-й ведущий (читает фрагмент стихотворения М. Богдановича “Переписчик”).

На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки выводит он пером.
И между ярко-чёрными рядами
Вставляет красную строку
весёлыми цветами
и разноцветными головками зверей.
И птиц невиданных,- фантазии своей
Искусной вязью - вдоволь есть сноровки.-
Украсит он заставки и концовки
И заголовки все - ведь некуда спешить.
Порою труд прервёт, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, и глянет:
радость- солнце
Столпами падает на стол через оконце.

2-й ведущий. Книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными металлами, камнями, а потому, что в них был вложен многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость.

Да и обыкновенная бумага в старину была “дивом-дивным”. Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте была найдена оригинальная замена – какая бы, вы думали?

IХ тур

1-й ведущий. На стенде – закрытый квадратиками кусочек этого “материала” - заменителя бумаги в Древней Руси с написанным на нем названием этого материала.- Давайте будем по очереди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?

Представители команд по очереди называют номера квадратов, которые надо открыть. Под квадратами – кусок “бересты” (из картона), повернутый обратной (желтой) стороной, с нарисованным на нем словом береста. Для усложнения задания буквы лучше расположить не в одну линию, а вразброс, квадратов же сделать большее количество, чем букв, и расположить их в два-три ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или пустой кусок “бересты”.

После угадывания слова “береста” переворачивается “белой” стороной к зрителям, и на ней обнаруживается нацарапанный древнерусскими буквами текст.

НВЖПСНДМКЗАХТСЦТ

ЕЕАИАЕУАААОЕИА

2-й ведущий. Ребята, понятна вам эта надпись? Да, она “зашифрована”. Такую “берестяную грамоту” нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока – и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил вон. Что же написано здесь такое шалуном-мальчишкой, что заставило прочитавшего разорвать бересту? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором – гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит надо читать текст ... по зигзагу!

Х тур

1-й ведущий. Кто первый прочтет головоломку?

Расшифровка текста выглядит так: “Невежа писа, недума каза, а хто сё цита”...

2-й ведущий. Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: “Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю”. Теперь понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего головоломку, вот он и порвал его. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые.

1-й ведущий. Благодарим всех вас за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в “Повести о разорении Рязани Батыем”, “... были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали”. А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

13.03.2015