Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


В современной школе очень важным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивают у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В начальной школе эту проблему мы решаем через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Сделанные детьми творческие работы “открывают” их образовательное пространство: дети больше читают, причём не только учебную литературу, по-иному начинают общаться со сверстниками, учатся планировать своё время. Да и отношения с педагогами меняются, ведь в проектной деятельности педагог становится организатором и помощником, а это новые для образовательной ситуации позиции.

Работу над проектом можно разбить на следующие этапы:

  • Проблема (исследовательская, информационная, практическая).
  • Планирование (проектирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.
  • Портфолио.

Приведу примеры тем проектов по окружающему миру, которые можно использовать не только в системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, но и в других образовательных программах. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Форма представления может быть различной: плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, компьютерный вариант, стенд, “раскладушка”, диафильм, буклет, афиша, рисунки, набор открыток, фотографий, заочная экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

1 класс

Кристаллы (стендовая презентация)

Превращения воды (игра)

Друзья человека (альбом)

Кем быть? (слайд-шоу)

2 класс

Пятый океан (компьютерная презентация)

Питайся правильно! (театрализованное представление)

Береги время! (плакат)

Как развить свою память? (упражнения)

3 класс

Полезные ископаемые нашего района (коллекция)

Изменение рельефа Воскресенского района под воздействием человека (фотоальбом)

Традиции народов России (театрализованное представление)

Достопримечательности родного края (заочная экскурсия)

Природные зоны Земли (справочник)

4 класс

Небесные тела (макет)

Я – житель планеты Земля (газета)

Страна, в которой мы живём (доклад)

Проблема отходов (видеофильм)

Рассказы о войне (книга)

Портрет соотечественника (галерея)

Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Она будет более эффективной, если при подготовке будут использоваться карточки (шаблоны) для учителя и для учащихся. Рассмотрим на примере проекта “Пятый океан”.

Паспорт проекта для учителя

Название проекта Пятый океан
Предмет Окружающий мир
Класс 2
Руководитель проекта Фомкина Оксана Владимировна, учитель начальных классов МОУ “Гимназия №1”
Тип проекта
  • По целям и задачам – информационный (направлен на сбор информации об объекте (воздух) с целью анализа его свойств, обобщения знаний о воздухе и представления широкой аудитории)
  • По предметно-содержательной области – монопроект (проведён в рамках предмета “Окружающий мир”, использовалась информация из физики, технологии, географии)
  • По характеру контактов между участниками – внутриклассный
  • По продолжительности – краткосрочный (4 урока)
Цели и педагогические задачи 1. Проверка умений пользоваться предложенной информацией, зафиксированной разными способами, и на основе проведённого анализа осуществлять выбор оптимального решения

2. Сотрудничество учащихся в группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача 1. Проведение самостоятельного сбора текстовой информации

2. Организация экспериментирования и наблюдения на разных материалах

3. Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа

4. Фиксирование информации различными способами, выбор оптимального способа решения

Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися:
  • Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях
  • Умения, работая в группе, создать конечный “продукт” - компьютерную презентацию для инопланетных гостей (другого класса), содержащую описание свойств воздуха
Способ и формат оценивания результатов работы В результате проекта оценивается:
  • Владение необходимым предметным материалом
  • Умение анализировать данные, полученные в результате экспериментов и наблюдений
  • Умение представить полученные данные в виде схемы
  • Умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом
  • Умение обосновывать решения

Паспорт проекта для учащихся

Тема: “Пятый океан”.

Участники проекта: 2-б класс.

Характеристика (вид проекта):

  • по цели – информационный,
  • по содержанию – монопредметный,
  • по участникам – внутриклассный,
  • по продолжительности – краткосрочный.

Цель: изучить свойства воздуха и ответить на вопрос: зачем нашей планете пятый океан?

Задачи проекта:

  • собрать информацию о воздухе;
  • провести эксперименты с воздухом;
  • создать компьютерную презентацию “Пятый океан”.

Планирование работы по реализации проекта.

Учащимся необходимо пройти несколько этапов:

  • информационный – собрать в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, проанализировать информацию, выбрать и зафиксировать в презентации;
  • экспериментальный – провести ряд опытов и наблюдений с воздухом, результаты представить в виде схемы “Свойства воздуха”, в фотографиях и видеороликах;
  • технологический – зафиксировать результаты наблюдений и экспериментов в компьютерной презентации;
  • авторский – написать свой рассказ о воздухе и его свойствах.

Используемые методы, средства.

  • Поиск информации (справочники, энциклопедии, интернет-источники)
  • Опыты и наблюдения
  • Анализ полученных результатов
  • Моделирование

Форма представления продукта: компьютерная презентация “Пятый океан”.

Распределение обязанностей: работа в группах.

Практическая значимость проекта:

учащиеся

  • самостоятельно получили знания по теме “Основные свойства воздуха”,
  • научились проводить и фиксировать эксперименты и наблюдения

Результаты работы: учащиеся

  • собрали информацию о воздухе,
  • провели эксперименты с воздухом,
  • создали компьютерную презентацию “Пятый океан”,
  • поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь.

Пожелания и предложения участников проекта.

Замысел проектной задачи

Учащимся предлагается конкретно-практическая ситуация, приближённая к реальным условиям, - нужно провести эксперименты и наблюдения по изучению свойств воздуха и создать под руководством учителя компьютерную презентацию для инопланетян (другого класса, дошкольников). Для этого учащимся необходимо пройти несколько этапов:

  • информационный – собрать в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, проанализировать информацию, выбрать и зафиксировать в презентации;
  • экспериментальный – провести ряд опытов и наблюдений с воздухом, результаты представить в виде схемы “Свойства воздуха”, в фотографиях и видеороликах;
  • технологический – зафиксировать результаты наблюдений и экспериментов в компьютерной презентации;
  • авторский – написать свой рассказ о воздухе и его свойствах.

Ход проекта

1 этап. Организационный

Учащимся была предложена конкретно-практическая ситуация:

- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океана есть на свете ещё один океан – самый большой из всех океанов, и мы купаемся в этом океане каждый день, каждую минуту, сами того не замечая. Воздушный океан широко разлился над Землёй. Наши инопланетные гости Плютик и Клюпик просят нас рассказать, зачем нашей планете воздух и какими свойствами он обладает. (На планете гостей нет атмосферы)

После знакомства с темой проектной работы ребята обсудили цель работы, сформулировали задачи и этапы, определили форму представления проекта. Также они решили записать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ:

  • Есть ли место на Земле, где нет воздуха?
  • Из чего состоит воздух?
  • Откуда появилось слово “воздух”?
  • Почему небо голубое?
  • Можно ли поймать воздух? и др.

2 этап. Информационный

Дети собирали в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, анализировали информацию в группах, выбирали и фиксировали в презентации под руководством учителя основные выводы:

  • Воздух – плотное покрывало Земли
  • Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты
  • Воздух – смесь газообразных веществ
  • Всё живое (человек, животные, растения) не может без воздуха
  • Атмосфера защищает Землю от метеоритов
  • Без воздуха наша планета превратится в пустыню, сгорит днём от Солнца, замёрзнет ночью

3 этап. Экспериментальный

Учащиеся провели ряд опытов и наблюдений с воздухом:

  • Давление воздуха. (Тяжелая газета, фокус с водой, сплющенный пакет, яйцеглотатель)
  • Воздух меняет объем. (Подпрыгивающая монета)
  • Воздух движется. (Извивающая змея, летающее перышко, струя воздуха)
  • Воздух работает. (Парусные суда, воздушный шар-ракета)
  • Движение в воздухе. (Кто быстрее? Пирамида из бумаги)
  • Полеты в воздухе. (Сделай планер, сделай парашют)
  • Дышим воздухом. (Считаем вдохи, звук при сотрясении)
  • Воздух и звук. (Звукоулавливатель, музыкальные бутылки, музыкальные трубочки)
  • Воздух и запах. (Невидимка)

Эксперименты были зафиксированы на фотографиях и в видеороликах. После просмотра и обсуждения опытов и наблюдений учащиеся представили свойства воздуха в виде схемы:

Воздух
Прозрачный

Бесцветный

Безвкусный

Смесь газов

Проводит звук

Проводит запах

Упругий

Имеет вес

4 этап. Технологический

Ребята решили представить схему “Свойства воздуха” с использованием различных материалов (пластилин, картон, цветная бумага, проволока, вата) и выполнили модели, разделившись на группы.

С помощью учителя результаты наблюдений и экспериментов, схемы были зафиксированы в компьютерной презентации.

5 этап. Авторский

Каждый из учеников написал свой рассказ о воздухе и его свойствах для инопланетных гостей.

Ребята определили творческий коллектив, который будет проводить защиту-презентацию на школьной научно-практической конференции.

6 этап. Заключительный

Ученики определили результаты общеклассной проектной работы:

  • собрали информацию о воздухе
  • провели эксперименты с воздухом
  • создали компьютерную презентацию “Пятый океан”
  • поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь

Особое внимание потребовал завершающий этап – защита проекта, цель которого - развитие презентативных умений и навыков учащихся: демонстрировать понимание проблемы, формулировать цели и задачи, путь решения, аргументировано излагать свои мысли, анализировать деятельность, оценивать успешность и результативность решения проблемы. Творческий коллектив представил работу по заявленной теме и с честью выдержал испытание: учащиеся раскрыли основные моменты проектной работы, ее актуальность, практическую значимость, представили собственное исследование проблемы (опыты, фотографии, схемы, сочинения). Все это сопровождалось мультимедийной презентацией, которую дети продемонстрировали сами, доказав, что являются опытными пользователями ПК (для своего возраста, конечно)

Таким образом можно выполнить одну из проектных работ на уроках окружающего мира по любой общеобразовательной программе. Коллективные и индивидуальные проектные и исследовательские работы можно представлять не только на уроках, но и на школьной научно-практической конференции, недели “Фестиваль проектов”, и др.

Источники информации

  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.:Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам)
  2. Метод проектов в начальной школе: система реализации/ авт.-сост.Н.В.Засоркина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения)
  4. А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова Почемучка. М: Педагогика-Пресс, 1995.
  5. http://mamatanya.narod.ru/laborator
  6. http://images.yandex.ru/

Приложение

5.03.2015