Интегрированный урок (окружающий мир + астрономия) по теме «Мир глазами астронома. Вселенная и Солнечная система»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией.
  • Сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
  • Развивать познавательный интерес, речь, мышление.

Оборудование: презентация, телескоп, рабочая тетрадь

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока.

- В этом году Вы знакомитесь с науками, изучающими природу. Какие науки вы уже знаете? (биология: ботаника, зоология, география, астрономия ...).

- Мы с вами начали изучать мир с разных сторон: глазами историка, эколога, географа. Сегодня мы попытаемся посмотреть на мир глазами астронома.

слайд №1 (см. Приложение) А как вы думаете, кто такой астроном?

- Сегодня к нам на урок пришел учитель физики и астрономии. Этот урок сегодня мы проведем вместе.

(учитель астрономии ): - А кто из вас знает, что изучает наука – астрономия?

слайд №2 (см. Приложение) - Астрономия - наука о небесных телах. Слово “Астрономия” произошло от двух греческих слов “АСТРОМ” - звезда и “НОМОС” - закон.

слайд №3 (см. Приложение) - Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами.

слайд №4 (см. Приложение) - Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки звёзд.

слайд №5 (см. Приложение) - Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. (показать телескоп)

- АСТРОНОМ – учёный, изучающий объекты Вселенной и процессы, которые в ней происходят. Мы с вами встретили новый термин “Вселенная”. Что обозначает это слово?

слайд №6 (см. Приложение) - Принято считать, что Вселенная (Космос) - это необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами, которое нас окружает.

слайд №7 (см. Приложение) - ЗВЁЗДЫ – горячие небесные тела, излучающие свет.

слайд №8 (см. Приложение) - ПЛАНЕТЫ – холодные небесные тела, отражающие свет.

- А в чем разница между телами излучающими свет и отражающими? (...)

слайд №9 (см. Приложение) - Во Вселенной бесчисленное количество звёзд. Солнце - одна из них.

(учитель начальных классов) слайд №10 (см. Приложение): - Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Древнем Египте – Ра, Атон, у Славян – Ярило.

- Кто – нибудь знает, где восходит Солнце?

- Прославляя Солнце, люди сочиняли гимны.

- Что такое гимн? (торжественная песня, восхваляющая кого-либо.)

- Послушайте один из гимнов, который был написан в Египте в 1375 г. до н.э. Фараоном Эхнатоном.

Великолепно твое появление на горизонте,
Воплощенный Атон, жизнетворец!
На небосклоне восточном блистая,
Несчетные земли озаряешь своей красотой.
Над всеми краями,
Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.
Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,
Ты их отдашь во владенье любимому сыну.
Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.

- Вам понравилось?

(учитель астрономии) слайд №11 (см. Приложение): - Вспомним, что же такое Солнце. Солнце – ближайшая к земле звезда.

- Это огромный раскалённый шар, который постоянно излучает свет и тепло.

Солнечное излучение – основной источник энергии на Земле, оно поддерживает жизнь на Земле, определяет климат.

слайд №12 (см. Приложение) - С Земли Солнце кажется небольшим. Но на самом деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ней совсем маленькая. Учёные – астрономы установили, что почти вся масса Солнечной системы приходится на Солнце. Масса Земли, например в 330 тысяч раз меньше массы Солнца, а размеры Земли в 109 раз меньше размеров Солнца.

слайд №13 (см. Приложение) - Солнце кажется нам маленьким, потому что Орбита Земли (путь Земли вокруг Солнца) около150 миллионов км. Жить на Солнце нельзя, температура на поверхности 6000 градусов, а в центре Солнца ... 15–20 миллионов градусов !

слайд №14 (см. Приложение) - ЗАПОМНИТЕ!

  1. Солнце светит очень ярко.
  2. Никогда нельзя смотреть на Солнце ни в бинокль, ни в подзорную трубу.
  1. Можно смотреть на Солнце только через стеклянные солнцезащитные очки (если очки пластиковые, то только со специальными плёнками)!!! И то смотреть можно только 1 - 2 минуты. Иначе вы повредите глаза и можете ослепнуть!!!

слайд №15 (см. Приложение) ПРОЕКТ Влияние солнечной активности на поведение и самочувствие людей.

Физминутка.

(учитель начальных классов): - Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие небесные тела движутся вокруг Солнца. (после ответа дети изображают движение небесных тел)

В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)

Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)

Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)

Меж Юпитером и Марсом
Не мешало бы прибраться –
Там осколки от планеты,
А вот веника-то нету. (Пояс Астероидов)

слайд №16 (см. Приложение) - Посмотрите, как выглядят кометы, метеориты и астероиды в космосе.

(учитель астрономии) слайд №17 (см. Приложение): - Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Вокруг Солнца вращается 8 планет. Одна из них ЗЕМЛЯ – планета, на которой мы живём. Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся звёздами.

- А кто запомнил, какие небесные тела излучают свет, а какие отражают? (звёзды излучают свет, а планеты отражают свет).

слайд №18 (см. Приложение) - Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. (вызвать ребенка)

- Обратите внимание: планеты вращаются по немного вытянутым траекториям.

А между группой 4-х самых близких к Солнцу планет и 4-мя дальними планетами располагается пояс АСТЕРОИДОВ, состоящий из громадного количества небесных тел (имеющих форму камней разного размера и формы).

слайд №19 (см. Приложение) - Какие планеты вы знаете?

- В каком порядке располагаются планеты?

- Давайте перечислим (показываем в презентации, каждая по щелчку мыши)

III. Закрепление материала. Работа в тетрадях.

(учитель начальных классов) слайд №20 (см. Приложение): - Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили порядок планет. У вас в тетрадях на с.6 есть задание: даны планеты, но нет названия. Подпишите планеты, а потом мы проверим : правильно ли вы выполнили работу.

- Проверка на интерактивной доске (по очереди выходят и перетягивают название планет в необходимое окно).

- проверка выполнения задания

слайд №21(см. Приложение)- Весёлая запоминалка. На этом рисунке изображены объекты Солнечной системы для лучшего запоминания. Давайте назовём их.

IV. Подведение итога урока (ответ открывается по щелчку мыши)

слайд №6 (см. Приложение) : - С какой наукой мы с вами сегодня познакомились?

- Что изучает астрономия?

- Что такое Вселенная

- Что называется Солнечной системой?

V. Домашнее задание

слайд №23 (см. Приложение) - учебник с.4 – 8 читать, т. с. 6 №2, с.7 №4,5, посмотреть дополнительную информацию о планетах.

30.04.2015