Математическая игра «Звездный час». 7–9-е классы

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, развивать интерес к математике, расширять математическую эрудицию; воспитать раскованность, уверенность в общении.

Оборудование: таблицы с заданиями, “лопатки” с номерами ответов, презентация.

Ход игры

Ведущая: Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: “Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”. Сегодня вы собрались на математическую игру “Звёздный час”. Все вопросы будут связаны с математикой. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют “царицей наук”, что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Представление и приветствие игроков. Представление и приветствие членов жюри.

У ведущего два помощника, которые фиксируют ответы, следят за порядком игры.

Ведущая: Все участники игры представлены, теперь познакомлю вас с правилами.

Правила игры. В игре участвуют 6-8 игроков и столько же помощников игроков. В начале игры участники вместе с помощниками выстраиваются в ряд на стартовой линии. Тот, кто дал правильный ответ на заданный вопрос, продвигается на шаг вперед.

По каждому вопросу на доске вывешивается таблица с предполагаемыми ответами, среди которых один верный. Участники, отвечая, поднимают номер ответа.

Если партнер игрока тоже правильно отвечает на вопрос, то они получают звезду.

Если игрок ответил неправильно, а партнёр - правильно, то звезда не даётся. На обдумывание каждого вопроса даётся 5 секунд. После каждого тура выбывает из игры участник, набравший наименьшее количество баллов. Всем выбывшим из игры вручаются утешительные призы. Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды. В суперигре сразятся две пары, дошедшие до финала. Дерзайте, играйте и выигрывайте! Ведущая: Итак, начинаем I тур.

I тур. Великие люди.

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова , Александра Сергеевича Пушкина, Леонтия Филипповича Магницкого (Рисунок1) .

Рисунок 1

1. Кто из них является автором учебника для детей под названием “Арифметика”?

(Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник “Арифметика”.)

2. Кто автор первого российского учебника математики? (Л.Ф.Магницкий)

3. Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое “арифметическое” сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. (Л.Н. Толстой.)

4. Кому принадлежат слова: “Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии”? (А.С. Пушкин.)

5. Кому из этих людей принадлежат следующие слова: “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”? (М.В.Ломоносов.)

6. Кто впервые ввел термины "множитель", "делитель", "произведение", "извлечение корня", а также заменил устаревшие слова "тьма, легион" словами "миллион, биллион, триллион, квадриллион".

(Леонтий Филиппович Магницкий)

Игра с болельщиками. (Разыгрывается приз.)

Вопрос.

Я — цифра, меньше десяти. Меня тебе легко найти.
Но если букве “я” прикажешь рядом встать,
Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать. [Семь, семья.]

Ведущая: К большому сожалению, из конкурса выбывает первая пара игроков (называются участники, выбывающие из игры). Чтобы вам было не столь горько, вручаем вам призы. Жюри сообщает очки, набранные участниками игры во I туре.

II тур. Геометрия

1. Перед вами геометрические фигуры. О какой фигуре сказано в стихотворении? (Рисунок 2)

Рисунок 2

Я — невидимка! В этом суть моя.
Хотя меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожна и мала. [Точка.]

2.

Я здесь! Сейчас я вертикальна!
Но могу любой принять наклон,
Могу и лечь горизонтально. [Прямая.]

3.

Тут мама три спички на стол положила.
И геометрическую фигуру из спичек сложила.
А в это время я чертил и наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил и сделал то же самое. (Треугольник)

4.

Мне служит головой вершина.
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами. [Угол.]

5.

Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается что? (ТОЧКА.)

6.

А вот с линейкой  по листу так просто провести черту.
Смотрите, ровная какая, это линия называется________ (ПРЯМАЯ.)

Игра с болельщиками “Аукцион пословиц и поговорок”

Ведущая: Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры во II туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку (победителю вручается подарок). Жюри сообщает очки, набранные участниками игры во II туре.

Ведущая: К большому сожалению, из конкурса выбывает вторая пара игроков (называются участники, выбывающие из игры). Чтобы вам было не столь горько, вручаем призы ... А “Звёздный час”, посвященный математике, продолжается.

Итак, начинаем III тур.

III тур. Великие математики.

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI - III вв. до н.э.(Рисунок 3)

Рисунок 3

1. Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово “Эврика!”. Именно так воскликнул этот ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение ? - отношение длины окружности к её диаметру. (№2. Архимед.)

2. Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (№1. Пифагор.)

3. Много интересного рассказывают об этом учёном. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: “Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит”. (№3. Фалес.)

4. Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: “Не трогай мои чертежи!” В момент гибели учёный решал геометрическую задачу. (№2. Архимед.)

5. Кому из них принадлежат слова: “Числа правят миром”? (№1. Пифагор.)

6. Сочинение “Начала” почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. Кто автор этой книги? (Евклид)

IV тур. Финал. Составление слов.

В финал выходят два игрока, набравшие наибольшее количество баллов.

Ведущая: Из слова “арифметика” нужно составить слова которые обозначают математические термины или из слова “арифметика” нужно составить как можно больше слов”. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы “а” и “и” - два раза, а остальные - по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, - победит. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Ведущая: Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются. (Помощник записывает слова на доске).

Если участники игры записали не все термины, то в игру включаются зрители. Победителю вручается приз. Счетная комиссия подводит итоги тура.

Ведущая: Побеждают (называются участники-победители). Настал их звёздный час!

Заключительное слово предоставляется победителю (основному игроку).

Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям). Звучит музыка.

Презентация.

22.04.2015