ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур». Урок «Мир и человек в иудаизме»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: формирование первичных представлений учащихся об иудейской культуре

Задачи урока:

- расширение представлений детей о Боге и сотворении мира и человека в иудаизме.

- объяснение смысла сущности души в иудаизме.

- развитие представлений об ответственности человека за себя и за окружающий мир.

- развитие представлений и углубление знаний о традициях иудаизма.

- освоение понятий Тора, Шаббат.

- воспитание уважения к личности, к семейным ценностям.

- совершенствование умений в области коммуникации и выстраивании эффективной коммуникации.

- совершенствование чтения и понимания прочитанного, построения ответов на учебные вопросы разных типов.

- обогащение лексического запаса и формирование эрудиции.

- развитие интереса к изучению предмета.

Тип урока:

Комбинированный урок: урок формирования новых знаний, применение знаний на практике

Методы – наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мультимедиа.

Оборудование – компьютер, видеопроектор, демонстрационный экран, приложения к уроку (иллюстративный ряд, презентации), магнитная доска, материалы для чтения, листы и маркеры для групповой работы.

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

4. Устанавливать причинно-следственные связи.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Этапы урока Ход урока
I. Актуализация знаний Организационный момент.

Слайд 1

С каким настроением пришли ребята? Что ждете от урока? (будет интересным, узнаем много нового)

Слайд 2

Актуализация знаний. Повторение.

* На прошлом уроке у нас было первое знакомство с древнейшей моноистической религией иудаизм.

Чтобы вспомнить о чем мы говорили, давайте проверим домашнее задание. Вам было задано составить синквейны со словами иудаизм, Бог. Пожалуйста, ребята, вам слово. Чем же отличается иудаизм от ранее изученных верований и религий?

Слайд 3

И в продолжение нашей работы давайте поиграем “Найдем лишний предмет”. Какой это предмет? (Исламский полумесяц). Кто знает, какой религии принадлежит этот символ? (ислам)

Теперь давайте посмотрим на слайд и назовем символы иудаизма. (Менора.) Что это?. (Щит Давида.) Другое название?. (Маген-Давид) Расскажите, почему этот предмет является символом иудаизма. Хочу обратить ваше внимание на те рисунки, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку. Замечательные работы. Может кто-то расскажет о своем рисунке?

Почему среди символов иудаизма нет икон? (В иудаизме нет изображения Бога.)

* Изучая религию еврейского народа интересно узнать, где же находится страна, описанная еще в Ветхом завете. Давайте отправимся в небольшую экскурсию по Израилю. В рамках проекта ученики приготовили презентацию об этой стране. (Представление презентации учениками) А теперь нас ждет экскурсия в столицу Израиля - город Иерусалим. (Представление презентации учениками)

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы Что еще хотите узнать? (хотим узнать о священных книгах, о законах, о правилах поведения, о Боге....)

Слайд 4

Сложите пазл “Измени и собери”, и вы сами сформулируете тему сегодняшнего урока. (Приложение 1)

Мир и человек в иудаизме.

Слайд 5

Объясните, как вы понимаете название сегодняшнего урока.

Какие ассоциации вызывает у вас слово “человек”? Как вы понимаете выражение “быть человеком”? А с точки зрения иудаизма?

На какие вопросы мы можем попытаться найти ответы, изучив эту тему?

Слайд 6

Проблемный вопрос

Для чего согласно иудейской вере создан человек?

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Выполнение продуктивных заданий по теме

Слайд 7

Основополагающей ценностью иудейской культуры является строгое исполнение заповедей, дарованных Богом, избранному народу через пророка Моисея на горе Синай.

Слайд 8

Священная книга иудаизма – Тора – рассказывает о том, как Бог создал небо и землю, растения и животных и, наконец, человека. выделим это слово на доске

Слайд 9

Согласно Торе, Бог творил мир в течение шести дней. На седьмой день, завершив работу, Бог отдыхал.

Слайд 10

Евреи уже много веков почитают субботу – по-еврейски Шаббат – как святой день, день отдыха. Выделим это слово на доске. Шаббат – это праздник. Этот день нужно посвящать Богу, проводя его в молитве, изучении Писания. Существует пространный список работ, запрещенных в субботу. Например, нельзя зажигать свет, водить машину, продавать и покупать и т.д. Причем работать в этот день нельзя не только людям, но и животным. Однако традиция не только разрешает, но и требует нарушить субботу, если возникает угроза жизни человека.

Слайд 11

В основе Торы лежит любовь к Богу и безусловное уважение к Его творению, Его образу и подобию – человеку.

Тора так описывает сотворение человека: “И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да будет властвовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всей землёй...” Бог не только создал человека по своему образу и подобию, но и даровал ему возможность и способность править миром. Именно человеку Бог поручил придумать названия для всех прочих живых существ.

Слайд 12

  Человек получил от Бога разум и свободу воли и, главное, - душу.

Объясните, как вы понимаете выражение “свобода воли”. Согласны ли вы с тем, что каждый человек сам отвечает за свою душу? Обоснуйте свой ответ.

От того, какие поступки человек совершает, какой выбор делает, зависит, праведной и чистой будет его душа или грешной.

Слайд 13

 Именно стремление к скрупулёзному (очень точному) исполнению Божественной воли сделали иудаизм “религией действия”.

Иудаизм – религия действия, которая утверждает, что Бог более внимателен к поведению и конкретным делам и поступкам человека, чем к его словам. Бог сотворил мир, поселил в нем человека, и человек продолжает начатое Богом дело, участвуя в обустройстве этого мира. Еврейские мудрецы говорили: “Через действие мы проповедуем нашу религию. Наша жизнь расскажет о величии нашей веры”.

Человек создан, чтобы трудиться. Труд – это не просто способ заработать деньги, это не бремя, с которым приходится смиряться, это неотъемлемое свойство человека. Благодаря труду человек вносит свой вклад в жизнь, то есть помогает Богу в сотворении и развитии мира.

Слайд 14

Тора рассказывает, что Бог сотворил мужчину и женщину. Интересно, что в завершение каждого дня творения Бог смотрел на созданное им и всякий раз видел, что это хорошо. И только раз употребляется в этом рассказе слово “нехорошо”. “Нехорошо человеку быть одному”, - сказал Бог.

Как вы понимаете слова Торы “Нехорошо человеку быть одному”?

Создание семьи – обязанность человека, исполнение Божественного повеления. Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, “нельзя назвать человеком”. По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. И еще одна важная вещь показывает отношение к женщине в иудаизме. В соответствии с еврейскими религиозным законом национальная принадлежность детей определяется по национальности матери, а не отца.

Важная черта еврейской семьи – сплоченность. Есть еврейское высказывание: “Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется”.

Слайд 15

 Рассмотрите фотографии еврейских семей. Что вы можете сказать о том, как живут эти семьи, какие отношения между детьми и родителями? Почему вы так решили?

Первые слова, с которыми Бог обратился к людям, по утверждению Торы, были: “Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю”. Поэтому рождение ребенка для верующего еврея – не только великая семейная радость, но и исполнение воли Бога. В религиозных еврейских семьях, как правило, много детей.

Слайд 16

 Родительские обязанности по отношению к детям – воспитание в соблюдении религиозных законов и обучение Торе. Кроме того, в еврейской семье отец обязан помочь ребенку обрести самостоятельность, “встать на ноги”. Именно поэтому в еврейских семьях важную роль играет забота о получении детьми хорошего образования, приобретении привычки к труду.

Очень важно, чтобы человек любил свою работу. Тора предостерегает от чрезмерного увлечения накоплением богатства, но вместе с тем и из бедности иудаизм не делает идеала. На вопрос: “Кто богат?” - иудаизм отвечает: “Довольный своей участью”. Такой человек свободен от зависти и жадности, он служит источником радости для окружающих.

А теперь предлагаю поработать в группах. Вставьте пропущенные буквы в слова, соберите еврейские пословицы о труде. Обсудите значение пословицы и объясните нам. (Приложение 2)

Бог не п...шлёт к...л...чи, если л...жать на п...чи.

Знан...я по н...следству не д...стаются.

К...гда не умеют писать, г...ворят, что п...ро пл...хое.

Кто долг... спит, у т...го к...р...ткие дни.

(пословицы разрезаны на части)

Конечно, в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей и детей бывают всякие ситуации. На тот крайний случай, когда ребенка надо наказать, родители поступают согласно древней мудрости: “Уж если необходимо отшлепать, то сделай это шнурком.”

IV. Итог урока. Рефлексия Слайд 17

Давайте обобщим услышанное и сделаем вывод

Как вы думаете, какие качества в человеке развиваются благодаря такому воспитанию?

(трудолюбие, семейные ценности, любовь к детям, уважение к старшим)

Теперь давайте вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале изучения темы урока.

Для чего согласно иудейской вере создан человек?

Выполнять волю Бога. Властвовать над миром.

Нашли ли мы ответы на наш вопрос? Может мы нашли ответы и на другие вопросы? Сформулируйте их.

Как воспитывают детей в еврейской семье? Почему евреи считают, что очень важно трудиться? (благодаря труду человек вносит свой вклад в жизнь, т.е. помогает Богу в сотворении и развитии мира)

Слайд 18

*Составьте в группах предложения с каждым из понятий, выписанных на доске. (Тора, Шаббат)

А теперь оцените наш урок .

Смайлики

V. Домашнее задание  Слайд 19

Домашнее задание.

Урок 10, в тетради зад. С.36-37 по желанию.

Для любознательных – найти информацию и подготовить сообщение о Храме Книги.

5.03.2015