Урок по теме «Атомы химических элементов». 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по теме “Атомы химических элементов. Подготовка к контрольной работе.

Задачи урока:

  • Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; подготовить учащихся к контрольной работе.
  • Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление; умение анализировать и оценивать свою работу и ответы одноклассников; продолжить создавать условия для развития внимания, памяти, любознательности, культуры речи обучающихся; их инициативы и умения работать самостоятельно и в коллективе.
  • Воспитательные: формировать естественнонаучное мировоззрение; информационную культуру; воспитывать внимание, взаимовыручку, взаимоуважение между обучающимися; постараться выработать устойчивый интереса к предмету, аккуратность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, расширить кругозор.

Тип урока: специализированный урок.

Вид урока: повторительно-обобщающий урок.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые; словесные, наглядные, практические, проблемные; индивидуальная работа учащихся; работа в парах; устная и письменная проверка знаний.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; учебник “Химия. 8 класс” автор Габриелян О.С., индивидуальные карточки – заготовки; компьютер; мультимедийный проектор и экран.

Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил...
Арман Сюлли – Арюдом

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин)

Организация внимания и порядка в классе.

Взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку. Подведение к цели урока.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин)

В этом учебном году вы начали изучать новый для вас предмет – химию! Это очень интересная, но в то же время очень сложная наука. Вам необходимо будет не только усвоить теоретический материал, но и научиться применять знания на практике. А знания по химии вам пригодятся буквально на каждом шагу: можно сказать, что каждый из нас немного химик. И, может быть, из вас кто-нибудь в будущем выберет профессию, тесно связанную с химией. Вы изучаете химию всего два месяца, но многое уже успели узнать. Что же вы узнали? (Ответы учеников с места). Наш урок сегодня мы посвятим повторению и обобщению полученных знаний по теме “Атомы химических элементов”. /слайд 1,2/ Оценка знаний будет осуществляться самопроверкой и взаимопроверкой. Результаты вы будете заносить в оценочный лист /Приложение 1/, который есть у каждого на парте. В конце урока подсчитаете средний балл, это и будет ваша оценка за урок. Выполнять задания вы будете на отдельных листах, которые также находятся у вас на партах. / Приложение 2 /

3. Актуализация знаний. 5 мин

Для того чтобы успешно ориентироваться в сложных темах, необходимо иметь хорошую первоначальную основу. Поэтому сейчас повторим самые первые темы о химических элементах и их расположении в таблице Д.И. Менделеева. /слайд 3, 4/

Проверим вашу ориентацию в пространстве Периодической системы Д.И. Менделеева.

Задание №1

Химические элементы

Найди элемент в периодической системе:

a) 3 период V группа А (фосфор)

b) 4 период II группа В (цинк)

c) 4 период I группа А (калий)

d) 2 период IV группа А (углерод)

Проверим теперь ваше химическое зрение. /слайд 5/

Химическое зрение

Назовите по очереди химические элементы:

  • H  C  S  P  O
  • Cu K  Zn  N  CL
  • Al  Na  Li  Si  F

4. Обобщение и систематизация знаний. 20 мин

Посмотрите на слайд. Это изображение атома. Вопрос: какие элементарные частицы входят в состав атома? (Ответы учащихся). Протоны, нейтроны – входят в состав ядра; электроны.

/слайд 6,7/

Частица и ее обозначение Масса Заряд Примечание
Протон, p+ 1 +1 Число протонов равно порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева
Нейтрон, n0 1 0 Число нейтронов находят по формуле N=F - Z
Электрон, e- 1/1837 - 1 Число протонов равно порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева

Сейчас приготовьтесь к выполнению заданий, оценки за выполнение которых не забудьте вносить в оценочный лист. /слайд 8,/

Задание №2 (3 мин)

Решите тест. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.

вариант 1 вариант 2
1.В ядре атома алюминия протонов:

а) 26 б) 13 в) 27

2. В ядре атома алюминия нейтронов:

а) 27 б) 13 в) 14

3.Электронов в атоме алюминия:

а) 26 б) 13 в) 27

4.Число энергетических уровней в атоме алюминия:

а) 3 б) 2 в) 4

5. Число электронов на внешнем уровне у атома алюминия:

а) 3 б) 2 в) 4

1.В ядре атома калия протонов:

а) 19 б) 39 в) 20

2. В ядре атома калия нейтронов:

а) 19 б) 39 в) 20

3. Электронов в атоме калия:

а) 19 б) 39 в) 20

4.Число энергетических уровней в атоме калия:

а) 1 б) 2 в) 4

5. Число электронов на внешнем уровне у атома калия:

а) 1 б) 2 в) 4

После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания друг у друга. /слайд 9/. Поставьте оценку. /слайд 10/

вариант 1 вариант 2
1. б

2. б

3. б

4. а

5. а

1. а

2. в

3. а

4. в

5. а

Посмотрите на следующий слайд. /слайд 11/

Что изображено на слайде? (Ответы учащихся). Изотопы водорода. Что такое изотопы? Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд, но разное массовое число.

Задание 3. (2 мин)

Вычислите количество протонов, нейтронов и электронов для изотопов калия. Проверьте правильность ответов, оценки поставьте в таблицу. /слайд 12/

  39К 40К
Протоны    
Нейтроны    
Электроны    

Посмотрите на следующий слайд. /слайд13/

Что изображает данная флэш-анимация? (Ответы учащихся). Изображен атом. В центре ядро. Почему элементы ядра обозначены разным цветом? (Ответы учащихся). В ядре расположены два типа частиц протоны и нейтроны. Вокруг перемещаются электроны. Вопрос: Как называется пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение электрона? Электронная орбиталь или облако.

Посмотрите на следующий слайд. /слайд 14/

Что изображено на слайде? (Ответы учащихся) Форма электронных орбиталей. Какие они бывают по форме и как называются? s, p, d, f – орбитали. s - сферическая форма, p - гантелеобразная форма. Любую орбиталь занимают не более двух электронов. Следовательно на s-орбитали их может быть только два, а на трех p-орбиталях – шесть.

Задание №4. (5 мин)

Задание выполняете письменно в тетради. После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга, поставьте оценку. /слайд 15, 16/

Укажите химический элемент, схема которого:

  • 1 вариант. 1s22s22p63s23p2 (Кремний)
  • 2 вариант. 1s22s22p63s23p1 (Алюминий)

Разгадайте ребус и составьте схему строения и электронную формулу атома. (Азот. 1s22s22p3).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. /слайд 17/

Задание №5 (2 мин)

Заполните недостающие элементы схемы. Проверьте правильность выполнения. Поставьте оценку. /слайд 18,19/

Задание №6 (3 мин)

Определите тип химической связи в веществах. Запишите схему образования химической связи для одного вещества на ваш выбор из перечисленных. NaCI, H2 , HCI, Na, MgS, H2O, Ca, O2.

Результаты занесите в таблицу. /слайд 20, 21/

Ионная связь  
Ковалентная неполярная связь  
Ковалентная полярная связь  
Металлическая связь  

Проверьте правильность выполнения задания. Поставьте оценку. /слайд 22/

Ионная связь NaCI MgS
Ковалентная неполярная связь H2 O2
Ковалентная полярная связь HCI H2O
Металлическая связь Na Ca

Следующее задание - задача. Но прежде вспомним, что такое относительная молекулярная масса, массовая доля элемента? Mr (вещ-ва) = сумма относительных атомных масс, образующих вещество, с учетом числа атомов. w(Э) = n*Ar (Э) / Mr (в-ва), где w(Э) – массовая доля элементов Э в веществе; n – число атомов элемента Э в веществе; Ar (Э) – относительная атомная масса элемента Э; Mr (в-ва) – относительная молекулярная масса вещества. /слайд 23,24/

Задание №7 (5 мин)

Задача. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния (SiO2) и массовые доли элементов в молекуле этого вещества. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. /слайд 25, 26/

5. Рефлексия (подведение итогов занятия). 3 мин

А сейчас настала очередь задания, выполнение которого уже никак не повлияют на вашу оценку и, выполнять вы его будете все вместе, потому что класс – это одна дружная команда. Я зачитываю определение, правило или рассуждение. Кто согласен с ними – поднимайте руку и говорите – “да”, а если не согласны говорите – “нет”.

  1. Металлическая связь образуется в металлах (да).
  2. Число неспаренных электронов в атоме определяют путём сложения 8 и номера группы (нет).
  3. Связь, образующаяся между ионами, называется ионной. (да).
  4. Связь, образованная общими электронными парами, называется ковалентной (да).
  5. Атом – самая крупная частица вещества (нет).
  6. Я всё знаю и завтра напишу контрольную на “5”!

6. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. 5 мин

  1. Выводы по основным этапам урока. Домашнее задание: повторить параграфы 7-17
  2. Попробуйте оценить собственные знания и умения.
    1. Мне все понятно, смогу научить другого. Оценка – 5.
    2. Я могу объяснить тему при некоторой помощи. Оценка – 4.
    3. Мне сложно разобраться самостоятельно в теме, нужна помощь. Оценка – 3.

Подвожу итог – ставлю оценки и комментирую их. Собираю оценочные листы.

Изучение периодического закона и периодической системы, строения атома и химической связи не заканчивается для вас:

  • На следующем уроке вас ждет контрольная работа по изученной теме. Задания контрольной работы будут подобны тем, которые вы выполняли на этом уроке.
  • В дальнейшем вы будете изучать другие разделы химии, но всегда с опорой на ранее изученный материал. Химия – один из самых трудоемких, но и самых увлекательных учебных предметов. От вас, ребята, требуется повседневная кропотливая и большая по объему самостоятельная работа, причем весьма разнообразная и достаточно специфичная.

1.03.2015