Всемирный день поэзии. «Анна всея Руси». Судьба женщины, поэта, личности

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (340,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи

Образовательные:

  • Познакомить студентов с личной и творческой судьбой А.Ахматовой;
  • Способствовать формированию представления об Ахматовой как выдающемся деятеле русской литературы 20 века на примере высоко гражданской лирики, отражающей историю страны;
  • Дать представление о мотивах и настроениях лучших поэтических произведений поэта, определить основные черты поэтики А.Ахматовой.
  • Показать, как в поэме “Реквием” исполнена гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой.

Развивающие:

  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к литературе, поэзии;
  • Способствовать развитию речи и эстетического вкуса;
  • Способствовать пониманию студентами творческой индивидуальности А.Ахматовой.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию нравственных и патриотических качеств личности;
  • Способствовать воспитанию трепетного отношения к общечеловеческим ценностям.

Задачи: способствовать воспитанию любви к поэзии, формированию высокой культуры чувств, эмоциональной отзывчивости, эстетической реакции на художественное слово.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Тип учебного занятия: изучение нового материала (данное внеклассное мероприятие проводила 21 марта, по календарно-тематическому плану к изучению творчества А.Ахматовой еще подходили)

Вид учебного занятия: литературно - музыкальная композиция

Оборудование:

  • репродукции портретов Ахматовой Петрова-Водкина, Анненкова, Модильяни, Анрепа; презентация (46 слайдов);
  • 10 видеосюжетов: 1.стихи Ахматовой читает заслуженная артистка СССР Светлана Крючкова;
  • “Родная земля” читает народная артистка СССР Инна Чурикова;
  • “Я научилась просто, мудро жить...” читает народная артистка РСФСР Алла Демидова;
  • романс А.Рыбникова “О жизнь без завтрашнего дня...”;
  • Романс Д.Тухманова “Сероглазый король”;
  • “Сжала руки под темной вуалью...” читает народная артистка СССР Алиса Фрейндлих;
  • Видеофрагмент из докфильма “Северная Венеция”;
  • “Мужество” читает А.Ахматова;
  • Реж. Г. Бардин “Адажио”;
  • Видеоролик “Реквием”.
  • Чтение наизусть студентами и преподавателем:
  • “Мне дали имя при крещенье – Анна...”,
  • “Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли”,
  • “Мне больше ног моих не надо,..”,
  • “И женщина с прозрачными глазами...”,
  • “Он любил три вещи на свете...”,
  • “На руке его много блестящих колец...”,
  • “Имя ребенка – Лев...”,
  • “Стихи о Петербурге”,
  • “Мы на сто лет состарились...”,
  • “Мне голос был...”,
  • “Не с теми я ...”,
  • “Мне ни к чему одические рати...”,
  • “Реквием” (в небольшом сокращении)

Методическое обеспечение открытого учебного занятия:

  • план, подробный конспект, технологическая карта УЗ;
  • раздаточный материал: каждый студент получил карточку с заданием по рефлексии деятельности, способствующим эмоциональному отклику на учебном занятии, а также тест с предложенными вариантами ответов;
  • домашнее задание – студенты выбирают задания из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей;
  • данная методическая разработка с презентацией полностью представлена на сайте и в библиотеке учебного заведения (это особенно актуально для студентов училища олимпийского резерва, которые обучаются по индивидуальному учебному графику). Методическая разработка представлена таким образом, чтобы этот материал можно было использовать как для внеклассной работы, так и на уроках литературы при изучении творчества А.Ахматовой преподавателем и студентами.

Практическая деятельность обучающихся: студенты получили задание - познакомиться с творческой судьбой А.Ахматовой, представленной в книге “Тайны ремесла”, чтобы совместно создать презентацию. В итоге получилось 46 слайдов. Далее по разработанному преподавателем сценарием шла подготовка по развитию выразительного чтения и чтения наизусть.

Ход занятия

“АННА ВСЕЯ РУСИ”. Судьба женщины, поэта, личности.

Ведущий 1: Поэзия – это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, - на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком. Несмотря на то, что Всемирный день поэзии – молодой праздник, отмечают его достаточно широко и в США, и в Европе, и, конечно же, в России. В этот день принято устраивать вечера в литературных клубах, встречи с читателями.

Ведущий 2: В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году, в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО. Только 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО, на 30-й конференции, приняла резолюцию об учреждении международного дня, который должен был “вдохнуть вторую жизнь” в мировое поэтическое движение. Главной целью международного дня поэзии было подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе!

“Стихи – это рыдание над жизнью”, - так написала Анна Андреевна Ахматова

23 июня 2014 года Россия отметила 125 лет со дня рождения этого великого поэта (слово поэтесса Ахматова не любила).

Слово преподавателя: Наше мероприятие называется: “Анна всея Руси”. Судьба женщины, поэта, личности (далее объявление преподавателем целей и задач мероприятия) Когда в начале 20 века Марина Цветаева назвала Ахматову “Анной всея Руси”, даже самые благожелательные критики увидели в этом экзальтированное преувеличение. Но век закончился, и оказалось, что Цветаева не ошиблась, так как Ахматова является выдающимся деятелем русской литературы 20 века, преодолевшей страшные годы забвения. Объявление преподавателем целей и задач учебного занятия.

А.Ахматова очень рано осознала свою судьбу как судьбу русского поэта, научилась жить “мудро, просто”, в общении с Музой черпать “чудотворную силу”. Всю жизнь шла к миру, к людям, стремилась сблизить поэзию с жизнью. Ее лирическая героиня скорбна и проста.

Видео 1. Читает народная артистка СССР Светлана Крючкова с начала сюжета до 03:14.

Ведущий 3: “Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем, с жизнью моего народа. Я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”. (Автобиография А.Ахматовой, 1965 г.) Высокое чувство единения с родиной выражено в стихотворении 1961г. "Родная земля". Родина – это русская земля, своя, родная, ничем не заменимая. О своей любви к родине поэт говорит простыми слова.

Видео 2.Читает народная артистка СССР, лауреат государственной премии России Инна Чурикова “Родная земля”.

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
1922

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это грязь на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
1961 год.

Ведущий 4: В таком понимании чувства единения с родиной Ахматова идет в русле русской поэтической традиции Пушкина, Лермонтова, Блока, Некрасова. Все художники, в данном случае художники слова, верили, что истинное искусство должно исцелять и душу художника и страждущую душу человечества. Искусство вносит в трагическую жизнь гармонию и покой. Именно вера в спасительную силу искусства слова вела Ахматову на протяжении всей жизни! Гармонию и покой дарила ей поэзия. Один из шедевров философской лирики поэта был создан в 1912 году, когда ей было только 23 года.

Видео 3. Читает народная артистка РСФСР Алла Демидова “Я научилась просто, мудро жить”

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Чувствование мира в этом стихотворение у молодой Ахматовой столь же гуманистично и близко природе, как и у великого Александра Сергеевича Пушкина. Естественность и красота того, что происходит вокруг, является своеобразным мерилом духовного потенциала человека.

Ведущий 5: Долгая, трудна и счастливая жизнь Ахматовой - это жизнь русского советского поэта, разделившего испытание, которые выпали на долю народа, заслужившего право говорить от имени народа и узнавшего всенародную любовь и признание. До 80 лет оставалась действующим поэтом.

Ведущий 6: Б.Пастернак писал в 1943 году: “...Две кровопролитные войны, и между ними известный силуэт с гордо занесенной головой, жизнь и деятельность несгибаемой, преданной, прямолинейной дочери народа и века, закаленной, привыкшей к утратам...”

Ведущий 7: Ахматова Анна (литературный псевдоним) - настоящее имя и фамилия - Анна Андреевна Горенко.

Чтение наизусть

Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году.
Я, тайному велению покорна,
Товарища свободного избрав,
Любила только солнце и деревья.
1913

Псевдоним взят в честь прапрабабушки с материнской стороны, татарской княжны Ахматовой. “И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы”. “Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя". - И не надо мне твоего имени! - сказала я...”. Фамилия Ахматова прекрасно подошла к этому лицу и таланту.

Ведущий 8: 1889.11(23).06. – родилась в Одессе в семье флотского военного инженера Андрея Антоновича Горенко.

Ведущий 9: Годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село. Там прожила до шестнадцати лет. В детстве была строптивой, дурно училась, но с десяти лет писала не по-детски мудрые и талантливые стихи. Царское Село - по ее словам, - исток жизни и вдохновения.

Чтение наизусть

Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее в стократ.
Одичалые розы пурпурным шиповником стали,
А лицейские гимны все так же заздравно звучат.
Полстолетья прошло...
Щедро взыскана дивной судьбою,
Я в беспамятстве дней забывала теченье годов, -
И туда не вернусь! Но возьму и за Лету с собою
Очертанья живые моих царскосельских садов.

Ведущий 10: Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, она научилась плавать и плавала так хорошо, словно морская стихия была для нее родной.

Чтение наизусть

Мне больше ног моих не надо,
Пусть превратятся в рыбий хвост!
Плыву, и радостна прохлада,
Белеет тускло дальний мост...
...Смотри, как глубоко ныряю,
Держусь за водоросль рукой,
Ничьих я слов не повторяю
И не пленюсь ничьей тоской...

Об отце, несколько отдаленном от семьи и мало занимавшемся детьми, Ахматова почти ничего не рассказывала, кроме горьких слов о развале семейного очага после его ухода:

Ведущий 1: Брак родителей не был счастливым, Андрей Анатольевич жил в свое удовольствие. “В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов...”

Ведущий 2: Мать – Инна Эразмовна Горенко (в девичестве Стогова), которая была очень близка детям, знала литературу, любила стихи. Анна Андреевна, хотя в семье ее считали отцовой дочкой (за высокий рост, осанку, неженский четкий ум), многое унаследовала и от матери: светлые глаза, густые волосы, непрактичность, а главное доброту. Впоследствии Анна Ахматова в одной из "Северных элегий" посвятит ей проникновенные строки:

Чтение наизусть

И женщина с прозрачными глазами
(Такой глубокой синевы, что море
Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой, которую в наследство
Я от нее как будто получила,
Ненужный дар моей жестокой жизни...

Ведущий 3: В 1906- 1909 году учеба на Юридическом факультет Высших женских курсов в Киеве.

Ведущий 4: В 1910 году состоялась свадьба с Николаем Гумилевым, другом юности, к тому времени уже известным поэтом.

Ведущий 5: Этот брак между двумя сильными личностями, конкурирующими между собой, не мог быть счастливым. Гумилеву было невыносимо чувствовать, что его Муза, его любимая женщина конкурентка в поэзии, и кажется обыгрывает его своим талантом. Николай Степанович, так долго добивавшийся ее согласия на брак, оказался совершенно неприспособленным к семейной жизни. Вскоре новобрачная написала такие стихи:

Чтение наизусть

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женские истерики.
...А я была его женой.

Видео 4. Звучит романс А.Рыбникова на стихи А.Ахматовой “О жизнь без завтрашнего дня...”

Ведущий 6: Союз между Ахматовой и Гумилевым продлился десятилетие, но высокие отношения друг к другу сохранились, духовный союз был нерушим.

Ведущий 7: первое опубликованное стихотворение “На руке его много блестящих колец”

Чтение наизусть

На руке его много блестящих колец —
Покоренных им девичьих нежных сердец.

Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.

Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.

Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:

“Сохрани этот дар, будь мечтою горда!”
Я кольца не отдам никому, никогда.

Ведущий 8: В 1912 году родился единственный сын Лев, впоследствии известный историк, специалист по этногенезу народов Евразии. В 1916 году Марина Цветаева прислала из Москвы в Петербург обращенные к четырехлетнему Левушке стихи. Эти стихи впоследствии окажутся пророческими:

Чтение наизусть

Имя ребенка – Лев, Матери – Анна.
В имени его – гнев, В материнском тишь.
Волосом он рыж. – Голова тюльпана! –
Что ж, осанна! – Маленькому царю.
Дай ему Бог – вздох И улыбку матери.
Взгляд – искателя жемчугов.
Бог внимательнее за ним присматривай:
Царский сын – гадательней остальных сынов.
Рыжий львеныш С глазами зелеными,
Страшное наследие тебе нести!

Ведущий 9: В 1912 году вышел и первый сборник стихов “Вечер”. Знаменитые стихи этого сборника “Сероглазый король” и “Сжала руки под темной вуалью”.

Видео 5. Звучит романс “Сероглазый король”

Видео 6. Читает народная артистка СССР, лауреат 4 государственных премий Алиса Фрейндлих.

Ведущий 10: Петербург – город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя. Сердечной близостью с городом, чувством вечной связи с ним проникнуты “Стихи о Петербурге, написаны ею в 1913 году. Оно вошло в сборник “Четки”, выпущенный в 1914 году.

Чтение наизусть преподавателем под видео 7 из докфильма “Северная Венеция” “Стихи о Петербурге” 1913

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах, своей столицей новой
Недоволен государь.
Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, -
Мне не надо ожиданий у постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной Императора Петра.

Ведущий 1: Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них был связан с именем Ф.М. Достоевского, а другой – может быть вот этот, рождающийся сейчас, в этих стихах. Этот Петербург дарит блаженство, утоляющее любовь, и надежно хранит память о ней. Летний сад, Исакий, “конь великого Петра”, Галерная – все величественные места города связаны с моментами ее свиданий с любимым. Хотя ее любовь и “утолена”, она еще ее не пережила. Все впереди. И месяц над Летним садом – “розовый воскрес”, а “завтра лучше, чем вчера”. Все это освящает любовь и свидетельствует о ней перед вечностью. Потому-то и оказывается возможным назвать стихи о любви в Петербурге стихами о самом Петербурге как колыбели высокой любви и сокровищнице любовной памяти.

Ведущий 2: Третий сборник стихов появляется в грозовом 1917 году, когда голод и разруха росли с каждым днем. В этом сборнике произошел переход от личных переживаний к выражению судьбы страны: неженское выражение патриотизма, гражданского долга, хотя она так любила парижские наряды. Отклик на события Первой мировой поэт передала в стихотворении “Памяти 19 июля 1914”.

Чтение наизусть

Мы на сто лет состарились, и это
Тогда случилось в час один:
Короткое уже кончалось лето,
Дымилось тело вспаханных равнин.
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня...
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.
Из памяти, как груз отныне лишний,
Исчезли тени песен и страстей .
Ей – опустевшей – приказал Всевышний
Стать страшной книгой грозовых вестей.
1916

Ведущий 3: Судьба поэта – разделять участь своего народа. И только в этом случае он достоин звания поэта. В 1917 году она писала:

Чтение наизусть

...Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речи недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ведущий 4: Революцию Анна Ахматова не приняла, однако решение не эмигрировать было единственно возможным для поэта. Она воспринимала собственную жизнь как служение своему народу, своему языку, хотя в 1921 году эмигрировал ее любимый человек. Покинуть родину – значило отречься от нее и от себя.

Чтение наизусть

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
1922 год

Ведущий 5: С 1922 по 1936 год Ахматову практически не печатают. Скудная, почти аскетическая жизнь усугубляется расстрелом мужа в 1921 году по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре и арестом сына (его арестовывали трижды: в 1935, 1938, 1949 в годы сталинских репрессий).

Ведущий 6: “Время было апокалипсическое”, - писала позже об этом Ахматова, рассказывая, что, даже даря друзьям книги, некоторые не подписывала, так как в любой момент такая надпись могла стать уликой. В “Реквиеме” о тех страшных годах говорилось:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Следует пояснить словосочетание “черных марусь” - это машины, которые увозили арестованных по доносам, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать выбор: либо отречься от родственника, либо пережить свой круг ада, страданий и унижений.

Ведущий 7: В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, Ахматова иногда читала стихи в госпиталях перед ранеными. Однажды ей передали, что после ее выступления один боец рассказывал другому: тут сестрица приходила, песни рассказывала... Ахматова была рада, что ее называли сестрой, а ее стихи – песнями. Стихи Анна Ахматова читала хорошо. Сильно звучало каждое слово, сказанное неторопливо, четко, выразительно. Ахматова никогда не напрягала горло, никогда не повышала голоса, но его всюду было слышно, как слышен зов набата. Так прозвучало тогда стихотворение "Мужество", опубликованное в газете "Правда" в номере от 8 марта 1942 г:

Видео 8. Читает А.Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Ведущий 8: Патриотические стихи, написанные в годы Вов, укрепляют ее позицию народного поэта, однако в 1946 году постановлением ЦК ВКП (б) поэзию Ахматовой обвинили в безыдейности и отсутствии воспитательного значения. Это были тяжелые годы забвения, которые Анна Андреевна вынесла с достоинством. В течение 22-х лет работает над лиро-эпической поэмой “Поэма без героя”.

Ведущий 9: В Лондонской национальной галерее художником Б. Анрепом было выполнено мозаичное панно “Введение Богородицы во храм”. Образ святой Анны не случаен в творчестве этого художника. Имя Анна для него было связано с Анной Ахматовой.

Ведущий 10: Творчество, по мнению Ахматовой, - явление того же порядка, что и сама жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни. Задача поэта - услышать их, уловить. В цикле “Тайны ремесла” она рассказала о том, как рождаются стихи:

Чтение наизусть преподавателем

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, Не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Ведущий 1: В последние годы жизни А.А.Ахматовой стал все чаще проявляться международный интерес к ее творчеству. В 1964 году в Италии Ахматовой была присуждена престижная Международная премия – за “пятидесятилетие поэтической деятельности”. В 1965 году ей присвоили звание доктора филологии Оксфордского университета.

Ведущий 2. Одно из самых известных произведений Ахматовой – поэма “Реквием” - поэтический памятник жертвам политических репрессий, народному горю, которое Ахматова разделила со многими. В сюжете поэмы отразились трагические события жизни поэта: аресты сына и третьего мужа Н.Н.Пунина.

Ведущий 3. Поэма сложилась из отдельных 14 стихотворений - 14 молитв, созданных до войны. Но текст не записывался, это могло послужить уликой. Каждое стихотворение заучивается наизусть, прячется в подвал памяти, а рукописи сжигаются, ведь за каждую, если она станет известна “секретарю”, то есть Генеральному секретарю ВКП (б) Иосифу Сталину, автору антисоветских стихов угрожает расстрел (“свинцовая горошина”). И тем не менее молчать – молча “выть”! – Анна Ахматова больше не может. При жизни поэта поэма была напечатана только в Германии в 1962 году, а на родине только в 1987 году

Писатель Борис Зайцев, покинувший Россию в 1922 году и обосновавшийся в Париже, так вспоминает явление “Реквиема”:

Ведущий 4. “На днях получил из Мюнхена книжечку стихотворений, 23 страницы, называется “Реквием”. На обложке Анна Ахматова. Эти стихи Ахматовой – поэма... (Все стихотворения связаны друг с другом. Впечатление одной цельной вещи. Дошло это сюда из России, печатается “ без ведома и согласия автора”... Издано “Товариществом Зарубежных Писателей”, списки же “рукотворные” ходят, наверное,... по России как угодно)... Да, пришлось этой изящной даме испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину “Окаянные дни”. Я-то видел Ахматову “царскосельской веселой” и “насмешницей”... Можно ль было предположить тогда..., что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только себе, но обо всех страждущих – женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?

В том-то величие этих 23 страничек, что “ о всех”... Откуда взялась мужская сила страха, простота его, гром слов будто обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? Остается навсегда безмолвный приговор зверству.

Чтение наизусть преподавателем поэмы “Реквием” (в небольшом сокращении) под видео 9 с 1:33 до 8:20 минут

Чтение наизусть преподавателем текста Эпилога из поэмы “Реквием” под видео 10 с 0:33 до конца.

Рефлексия деятельности обучающихся:

1.Заполнить карточку с заданием “Продолжи фразу”

а. Мне было интересно...

б. Я сегодня разобрался...

в. Я сегодня понял, что...

г. Мне было трудно...

д. Я хочу узнать...

2. Выполнить тест с предложенными вариантами ответов(ответ запишите словом, словосочетанием или предложением):

1. К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:

А.Акмеизму;

Б.Символизму;

В.Имажинизму;

Г.Футуризму.

2. Анна Андреевна Ахматова – это псевдоним. Какова фамилия поэта:

А. Анна Суворова.

Б.Анна Горенко.

В.Анна Гумилева.

Г.Другое имя.

3. Лирическая героиня А.Ахматовой совпадает с личностью автора:

А.Да.

Б.Нет.

4. В чём видит А.А.Ахматова предназначение поэта:

А.Сохранить трагическую национальную память.

Б.Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.

В.Петь о любви.

Г. Быть “глашатаем”, “главарём” своего времени.

5. Лирика А.А.Ахматовой особенно в её первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

А. “Четки”.

Б. “Вечер”.

В. “Лебединый стан”.

Г. “Белая стая”.

6. Лирическая героиня А.Ахматовой:

А. Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.

Б.Боец-революционер. В.Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.

7. В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступала:

А. Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.

Б. Как поэт, понявший и принявший революцию.

8. В поэме “Реквием”, исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: “Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне ...”. Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:

А. Гражданские мотивы.

Б. Библейские мотивы.

В. Мотив Родины.

9. Поэма А.А. Ахматовой “Реквием” была впервые опубликована в России:

А. В 1937 году.

Б. В 1952 году.

B. В 1988 году.

Закрепление. Домашнее задание.

1. Письменные ответы на вопросы:

А) Как предстает образ родины в стихотворении “Мужество”?

Б) В чем особенность лексики стихотворения “Не с теми я, кто бросил землю...”? Как строятся противопоставления в этом стихотворении?

В) Как им образом выражена нравственная позиция автора в стихотворении “Мне голос был...”

2. Познакомиться с материалами лекции преподавателя по теме “Тема народного страдания и скорби в поэме “Реквием”. Анализ поэмы” (представлены для студентов в электронном виде) и написать домашнее сочинение “Средства художественной выразительности в поэме “Реквием””.

Самоанализ учебного занятия.

Информационные ресурсы

1. Ахматова А.А. Собрание сочинений. В 2 т.- М., 1995.

2. Ахматова А.А. От царскосельских лип. Поэзия и проза.- М., 2004.

3. Ахматова А.А. Тайны ремесла.- М., 1986.

4. Виленкин В. В сто первом зеркале. - М., 1990.

5. Сайт “Наукомания”. Лекции по русской литературе. Лирика А.Ахматовой.

6. Жирмунский В. Анна Ахматова. – Л., 1975.

7. Лукницкая В. Из двух тысяч встреч: Рассказ о летописце. – М., 1987

1.03.2015