Интегрированный урок (МХК + ИЗО) "Опять на поле Куликовом взошла и расточилась мгла…" (А.Блок). 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Эпиграф: «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека».  (Рамис да Пареха)

Цели урока:

  • Познавательные:
    • познакомить учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства, отражающими события Куликовской битвы;
    • познакомить детей с особенностями исторического жанра в живописи;
    • продолжить развитие умений создавать тематические композиции (батальная сцена);
    • развивать умение превращать графические зарисовки в интересные образы.
  • Развивающие:
    • развитие у детей воображения, способности к образному мышлению;
    • развитие умений анализировать и оценивать рисунки с художественно-эстетических позиций.
  • Воспитательные:
    • ввести учащихся в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий; 
    • воспитывать уважение к истории России, т.к. «от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит его нравственный облик…» (В.Сухомлинский).

Образовательные технологии: кейс-технологии, интегрированное обучение, личностно-ориентированное обучение, метод проектов.

Методы и приёмы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический (рисование).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация; наглядные пособия; заготовки фигур для работ по изобразительному искусству, заготовки рисунков; репродукции картин художников; кантата С.Прокофьева «Александр Невский», часть 1 «Русь под игом монгольским»; материалы кейсов для работы в группах.

Материалы:  ватман (1/2 листа); листы А4; карандаши, фломастеры; гуашь, краски, лоскуты ткани.

Подготовка к уроку:

Рабочая группа учеников (5 человек) получают кейс (см. Приложение 1), работают с ним в течение недели. После этого проходит обсуждение вопросов, которые решали учащиеся, работая с материалами кейсов. Каждый участник рабочей группы, выбравший в ходе обсуждения картину для представления её классу, собирает «свою» группу (4-5 человек) для работы на уроке. Таким образом, весь класс делится на 4 – 5 групп, каждая из которых делает заготовки для создания коллажа (см. Приложение 2).

ХОД УРОКА

1.Введение в тему. Актуализация опорных знаний.

Учитель МХК:

– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в мир русской живописи. Перед вами картины известных русских художников. (Слайд)
Распределите их на 2 группы, объясните свой выбор.
(Картины относятся к разным жанрам: портрет; историческая тема)
– Какие жанры изобразительного искусства вам известны? (Пейзаж, натюрморт…)
– А как вы думаете, в каком жанре наиболее четко отражены проблемы судеб нации, личности и окружающего мира, духовные и нравственные вопросы? (Исторический)
– Этот жанр возвращает нас к нашим истокам, заставляет нас осмысливать события и факты, делать выводы и задумываться о будущем.
В основе сюжетов картин данного жанра – важные события, герои, оставившие след в истории.

– «Куликовская битва» – историческое событие, которое нашло отражение в творчестве разных художников. Поэтому тема нашего урока: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла…» /А. Блок/ . Мы познакомимся с известными  картинами, созданными в историческом жанре, и попробуем создать свою, коллективную.
– Прослушайте музыкальный фрагмент (Звучит фрагмент кантаты С.Прокофьева «Александр Невский», часть 1 «Русь под игом монгольским»).
– Какие чувства, мысли вызвала у вас музыка?

2. Работа с кейсами (см. Приложение 3) в группах

Учитель МХК:
– А теперь давайте обратимся к живописи. Сегодня мы с вами узнаем интересные и немаловажные факты биографии некоторых художников, обращавшихся к данной теме, а также познакомимся с их картинами. Предлагаю вам немного поработать в группах по следующему плану.

1. Изучить некоторые факты из биографии, проанализировать их и поделиться с остальными полученными сведениями.
2. Проанализировать художественное произведение, составить краткий рассказ по картине.

Вопросы для анализа картины:

  1. Название картины (автор).
  2. Сюжет (что изображено).
  3. Герой (герои) картины.
  4. Пейзаж (роль пейзажа: помогает понять настроение, является фоном…).
  5. Сочетание цвета, красок.
  6. Основная идея произведения.

(Ответы детей по результатам работы с кейсами).

3. Повторение опорных терминов

Учитель ИЗО:

– Вы познакомились с картинами известных художников, с их (художников) видением темы. Исторический жанр – один из самых трудных в живописи. Исторический живописец должен быть сродни учёному. Ему надо досконально знать историю, подробности быта эпохи. Он должен обладать творческой фантазией, чтобы силой воображения достоверно воссоздать историческое событие. Сегодня я предлагаю вам выразить своё представление о Куликовской битве. Мы попытаемся сами создать композицию на историческую тему. Для создания композиции выполним интересное задание: превратим графические зарисовки в художественные образы.
Вспомним:
– Что такое художественный образ?
– Какими средствами можно создать художественный образ в изобразительном искусстве?
– Давайте посмотрим, какую одежду, доспехи носили русские воины, а также познакомимся с особенностями костюма татаро-монгольских воинов. (Слайды)

4. Творческая работа.Оформление коллажа

 Учитель ИЗО:

– Приступаем к созданию нашей картины. Мы её выполним в виде коллажа.

Продолжается работа в группах.

Каждая группа получает своё задание:
1: закончить оформление фигур Пересвета и Челубея; фигуры коней;
2: оформляет массовку, задний план, пейзаж;
3. рисует лица и раскрашивает костюмы русских воинов;
4: рисует лица и раскрашивает костюмы татаро-монгольских воинов;
5: оформляет коллаж на листе ватмана по мере окончания работы всех групп.

5. Рефлексия

– К какому жанру изобразительного искусства вы отнесёте свою картину? Почему?
– На партах у вас лежат цветные карандаши. Поднимите карандаши тех цветов, которые соответствуют вашему настроению.

6. Подведение итогов, выставление оценок

11.03.2015