«Зачем губим мы русскую землю, сами между собой устраивая распри…»

Разделы: История и обществознание


Цель урока: характеристика  начального периода раздробленности Древнерусского государства во второй половине XI – начале XII в.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • охарактеризовать основные события Древнерусского государства во второй половине XI – начале XIIв., выявить причины и последствия государственной  раздробленности.
  • Развивающие:
    • развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой – читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду и историческим временем (хронологией),
    • способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника;
    • развитие умений определять понятия, устанавливать аналогии.
  • Воспитательные:
    • способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств;
    • овладение формами и методами самовоспитания: взаимо и самоконтроль.

Социализации: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками и др.

Тип урока: урок открытия нового знания 

Форма проведения: групповая (парная)

Необходимое оборудование:

  • учебник История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. Просвещение 2012.
  • Настенная карта « Раздробленность Руси в XII –  первой четверти XIII века» ,  атлас по истории России 6 класс
  • презентация по данной теме;
  • Проектор, экран;
  • Раздаточный материал.

Планируемые результаты:

  • Предметные
    • научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация
    • получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников
  • Метапредметные УУД
    • Регулятивные
      • определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
    • Познавательные
      • ориентируется в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них
    • Коммуникативные
      • договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами
  • Личностные УУД
    • проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой на работу
2. С целью мотивации учебной деятельности учитель предлагает учащимся вспомнить тему предыдущего урока.
3. Учитель предлагает учащимся проверить свои знания по теме прошлого урока. Игра в парах «Что это и когда это?» (Приложение 1)
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, включаются в деятельность

3. Учащихся спрашивают друг друга понятия и даты.
Взаимопроверка в парах
Выставление оценок и выявление проблем, подумаем над чем еще надо поработать

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию
2. Актуализация знаний Постановка цели:
1. На доске написано название урока с пробелом.
Начало древнерусского государства (Презентация, слайд 1)
А в игре есть слово раздробленность
Ученики не могут ответить или затрудняются
Давайте вспомним из истории Средних веков определение  политической (феодальной) раздробленности?
2. Давайте поставим цель и задачи, которые мы должны решить на уроке:
Ответы учащихся
Это период обособления отдельных земель (княжеств) во главе с феодалами (князьями)

2. Познакомиться с новым этапом в жизни страны, выяснить причины и последствия раздробленности;
– учиться анализировать  исторические документы, работать с картой;
– выделять главное, определять значение событий

Личностные УУД
Смыслообразование (определение границы собственного знания и незнания) 
Регулятивные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи
Коммуникативные УУД
учебное сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи
3. Создание проблемной ситуации 1. Можем ли мы прямо сейчас выяснить причины и последствия политической раздробленности
Почему?
2. Организация деятельности учащихся.
2.1. Учитель предлагает варианты получения необходимых знаний.
План урока (слайд 2)
1) Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.
2) Любечский съезд князей.
3) Правление Владимира Мономаха.
4). Причины и последствия раздробленности.
2.2. Объяснение учителя.
2.3 Составление опорного конспекта (ОК).
2.4. Продуктивное чтение.
2.5. Заполнение таблицы.
Сейчас мы не можем выяснить, потому что мы не знаем, исторической ситуации ….
Нам не хватает знаний …

2. Формулируют пункты плана решения проблемы. Работа с учебником.
2.1. Составление плана урока,
2.2. Определение способов получения информации (работа с текстом параграфа, документом, раздаточным материалом, иллюстрациями, картой, заполняют таблицу,

Личностные УУД
Смыслообразование (определение границы собственного знания и незнания, развитие устойчивого интереса к теме урока) 
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД
(выполнение логических операций анализа)
Регулятивные УУД
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
4. Изучение нового материала 1. Смысловое чтение,
выделение главного и составление Ока. Параграф 9, п.1, стр.80
записывается на доске и в тетрадях вместе с учителем, в конце Ока  (слайд 3)
проговаривается очередной порядок наследования. Престол переходил не от отца к сыну, а к старшему в роду Рюриковичей: от старшего брата ко второму, потом к третьему, потом, если братьев уже не было, к старшему сыну первого брата и т. д. Подводятся и итоги и коррекция (Приложение 3).
2. Самостоятельная или  парная работа с текстом и документом учебника. Любечский съезд князей (слайд 5 или иллюстрация)
Задача: заполнить таблицу (см. Приложение 4) – при выполнении задания используйте текст учебника – пункт 2, § 9 стр.82-83 и документ стр. 91.  Необходимо заполнить все линии анализа съезда.
Проверка на слайде или секретной доске.

3. Вопросы предваряют сообщение.
Кто был инициатором Любечского съезда?   Кто организовал походы против половцев?
Ставим проблемный вопрос и отвечаем
Сообщение ученика или группы (мини-проект с Презентацией на тему: «Княжение Владимира Мономаха» )
На доске портрет
Примерное сообщение в Приложении 5.
4. Работа с историческими документами. Из «Поучения Владимира Мономаха». (Приложение 6)
Вопросы по прочитанному:
– Судя по этому отрывку, какими были представления людей Древней Руси об идеальном правителе?
– Чем отличаются эти представления от современных, а в чем совпадают?
Корректировка при необходимости
5. Разбор последнего пункта плана Причины и последствия раздробленности.
Ученикам предлагается список причин политической раздробленности в рабочей тетради ЕВ Симоновой «История России с древнейших времен до конца XVI века »  стр. 20, зад. 3.1
Коррекция, выставление оценок

1. Работа с текстом учебника. Параграф 9, п.1, стр.80

На доске учитель или ученик, остальные в тетрадях составляется ОКа
(возможен слайд)
приложение
обсуждение очередной порядок наследования

2. Продуктивное чтение. Заполнение таблицы.
Прочитайте п. 2 § 9 стр.82-83 и документ стр. 91. Заполните таблицу
Любечский съезд князей

дата               
место  
инициатор  
решения  
итоги  

Взаимопроверка правильности заполнения и выставление оценок
3. Ученики  отвечают на вопросы
Владимир Мономах и ставят проблемный вопрос  Почему киевляне пригласили Владимира Мономаха на великое княжение?
С помощью презентации, знакомятся с княжением Владимира Мономаха
ответы на проблемный вопрос
4. Докумет.  Из «Поучения Владимира Мономаха».  ученики отвечают на вопросы к документу

5. Вспомним что такое раздробленность еще раз?
это период обособления отдельных земель (княжеств)
во главе с феодалами (князьями)
ученики работают в тетради  и выбирают правильные ответы

Личностные УУД
Развитие устойчивого интереса к теме урока
Регулятивные УУД
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные УУД
сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные УУД
(работа с информацией)
5. Закрепление. 1. Катехизисная беседа
Годы правления Ярославичей – 1054-1093гг.
Какое событие произошло в 1072г., 1068г., 1097г.?
2. Давайте обратимся к исторической карте и найдем города Киев, Чернигов, Переяславль
3. Для закрепления изученного на уроке материала выполним задания в рабочей тетради ЕВ Симоновой «История России с древнейших времен до конца XVI века »  стр. 20 -21,  зад. 3.2, 3.3, 3.4
1. Ответы учащихся по новому материалу
2. Настенная карта, атлас или карта учебника стр. 89
3. Выполнение заданий в рабочей тетради на печатной основе ЕВ Симоновой «История России с древнейших времен до конца XVI века»  стр. 20 -21,  зад. 3.2, 3.3, 3.4.. Взаимопроверка по эталону.
Регулятивные УУД
(управление своей деятельностью и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
6. Рефлексия 1. Какую цель ставили?
Удалось ли ее достичь?
Какими способами? Понравился ли  урок? Что вызвало затруднения? С каким настроением ты отправишься на следующий урок?
2. Подведение общих итогов урока, выставление и комментирование отметок
Ответы учащихся Познавательные УУД: анализ способов и условий своих действий.
Личностные УУД: определять уровень усвоения изученного материала.
Регулятивные УУД: оценка-осознание уровня и качества усвоения; констатация необходимости продолжения действий, определение причин успеха (неуспеха).
7. Домашнее задание §  9, стр. 80, вопр. 1-7, заполнить таблицу «Последствия раздробленности Древнерусского государства»

Положительные

Отрицательные

   
   
   
Записывают домашнее задание. Личностные УУД: формирование своего отношения. Регулятивные и познавательные УУД: организация самостоятельного поиска  и заполнение таблицы

Динамическая пауза

Учитель или ученик показывают упражнения (Приложение 2) Ученики слушают и выполняют упражнения Личностные УУД
Осознание важности выполнения упражнений
Регулятивные УУД
саморегуляция
Коммуникативные УУД
учебное сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные УУД
новые упражнения на внимание …

Литература к уроку:

  1. Базовый учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. Просвещение 2012.
  2. Новожилова М.Б. История. 6 класс: рабочая программа по учебникам «История Средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.  – Волгоград: Учитель, 2014
  3. Симонова Е.В. «История России с древнейших времен до конца XVI века»  6 класс. – М.  «Экзамен», 2014
  4. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века». – М.  «Экзамен», 2011
  5. Черникова Т.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М. Дрофа, 2007
  6. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века». – М.  «Экзамен», 2008
  7. Интернет ресурсы к презентации

12.03.2015