Внеклассное занятие по литературе к 70-летию Великой Победы «У войны не женское лицо…» 8-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  • выявить с опорой на знания детей, какую роль сыграли женщины в годы Великой Отечественной войны;
  • развивать мышление, память, внимание; патриотические качества;
  • воспитывать человечность, милосердие; уважение к женщине.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит песня «Вставай, страна огромная».

Учитель: Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков была для нашей страны, да и многих других стран, порабощённых гитлеровской Германией,  освободительной, всенародной, священной. Великую Победу приближали не только мужчины, а женщины и дети. Русские женщины взвалили на свои хрупкие плечи все тяготы войны. Они не только ждали мужей, братьев, отцов с фронта, а воевали, стояли за станками, убирали хлеб и растили детей.

Ученик:

Да разве об этом расскажешь, –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

 В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И всё – без конца и без счёта –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, метели,
У той, у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой.
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой.

Рубила, возила, копала, –
Да разве же всё перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё.

Учитель: Как же приходилось жить и трудиться в эти суровые дни испытаний нашим женщинам? Нам расскажут гости.

Выступления приглашенных тружеников тыла

Из воспоминаний Слободчиковой  Леониды Макаровны:
«Работать я начала в тысяча девятьсот сорок первом году в колхозе «Красная горка».
Вставая   рано утром, мы шли на поля  собирать зерно. Работали дети наравне со взрослыми. Они и составляли в военное время главную рабочую силу. В то время тракторов ещё не было, и поэтому приходилось нести плуг. А так как лошадям питаться было нечем, то они падали замертво, и всю работу приходилось выполнять людям. Такие случаи постоянно происходили на полях. Когда поля были вспаханы, а это тысячи гектаров, то люди сеяли горох. Он оставался наверху, пока не пройдут дожди. И вот люди ходили по этим полям и собирали горох, ведь другой пищи у них не было. Но их за это наказывали.                                                                                                                            Уже в двенадцать-тринадцать  лет мы с утра до ночи, а иногда и всю ночь трудились,  не покладая рук. Есть людям было нечего,  всё  отдавали фронту, поэтому питались чем попало . В то время  совсем не  урождался картофель, потому его делили , брали крахмал картофеля и добавляли в кипячёную воду, получалась каша . Ведь нужно же было людям хоть как-то жить!
Уходя рано утром на поля, мы  собирали целый день зерно, а ночью нужно было его молотить, так как уже утром всё собранное за день зерно забирал катер «ШМИДТ». Поэтому мы  даже не успевали поспать. А сколько нам приходилось грузить мешков? Даже страшно представить! Маленькие дети подставляли спины под мешки, которые весом были по пятьдесят килограммов.    После таких погрузок у нас  сильно болели спины, ломило кости, но от работы никто не отлынивал.
Когда бывало свободное время, мы  писали своим родным письма на фронт. Каждый солдат, ложась спать, перечитывал это письмо  и клал его ближе к сердцу. Для них письмо,  полученное с родной земли, было дороже золота. Так же мы  вязали носки, шили одежду и всё отправляли на фронт, не думая о том, кому они достанутся. Повсюду висели плакаты:
«ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА!»,
«ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»
Таким образом, они подбадривали людей, чтобы те работали без отдыха, понимая, что благополучие  страны зависит от них. Поэтому благодаря труженикам тыла и нашим бойцам мы победили!»
Из воспоминаний Распутиной Устиньи Антоновны:
«Работать приходилось до самого позднего вечера. Руки и ноги были в ссадинах , а пожалеть было некому: отец – на фронте, а мать тоже постоянно находилась на работе. Мы помогали взрослым убирать урожай, управляться на ферме с животными. Кормов коровам и лошадям не хватало. Скотина жила впроголодь. Иногда ей давали мёрзлую свёклу, картошку. И мы, ребятишки, тоже брали и грызли, чтобы не умереть с голоду. Девочки вышивали кисеты для табака и отправляли бойцам на фронт. Поиграть на улице с другими детьми было некогда, мы стали забывать даже, что такое лапта».

Учитель:  В народе говорят, что  «у войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, готовили пищу, были лётчицами, разведчицами, радистками, снайперами. Они были на войне солдатами. Женщина и война. Не кажется ли странным это сочетание? Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы. А как вы думаете, почему возникло такое противоречие?
Было очень трудное время, никто не задумывался над тем, что кто-то сильнее, кто-то слабее. Все забыли, что были женщинами и мужчинами. Враг уничтожал, не разбираясь, не останавливаясь ни перед возрастом, ни перед полом, одинаково убивал солдат на фронте и мирных жителей в тылу. Чувство человеческого достоинства заставляло всех вставать в ряды бойцов, чтобы защитить честь униженных и отстоять свою независимость. Женщины, девушки не могли откликнуться на общее горе. Тем более они понимали, что работы на фронте хватит всем. Женщина не предназначена для войны, её место у домашнего очага. Не женское дело – убивать, но тогда, в 1941 –м всеми правдами и неправдами осаждали военкоматы и рвались на передовую совсем юные девчушки.

Ученица: На фронт ушла Юлия Друнина, ей было 17 лет. Она и на фронте писала стихи.

Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.  (1942г)

Стала медсестрой  поэтесса Вероника Тушнова.

Ученица: Из воспоминаний санинструктора Анны Ивановны Беляй г.Минск: «Бомбёжка. Все бросились в укрытие. И я бегу. Слышу чей-то стон: «Помогите», но бегу. Через несколько минут до меня что-то доходит, я чувствую на плече санитарную сумку и ещё стыд. Куда девался страх? Бегу назад: стонет раненый солдат. Бросаюсь к нему перевязывать. Затем второй, третий…»
Военная статистика свидетельствует, что стоит за таким обыкновенным словом – «работа санинструктора»: раненых, контуженных, обожжённых было множество, но из ста раненых бойцов семьдесят возвращались в строй».

Ученица: Из воспоминаний разведчицы Гантимуровой А.А.: «Когда формировалась первая гвардейская дивизия народного ополчения, нас, нескольких девчонок, взяли в медсанбат. Позвонила тёте: «Ухожу на фронт». На другом конце провода ответили: «Марш домой, обед уже простыл…» Я повесила трубку. Потом мне было её жалко. Началась блокада, а она осталась одна, старенькая…»

Ученица: Из  воспоминаний врача Марии Силевестровны Божок: «Самое невыносимое для меня были ампутации…Часто  такие высокие делали, что отрежут ногу, и я еле-еле держу, еле несу, чтобы положить в таз. Помню, что они очень тяжёлые. Возьмёшь тихонько, чтобы раненый не слышал, и несёшь, как ребёнка…Особенно если высокая ампутация, далеко за колено. Я не могла привыкнуть. Я сны видела, что ногу несу…»

Стихотворение «Снегурочка»

Ветер хлещет всё резче и злей,
Это утро туманно и мглисто.
В госпитальном окне с тополей
Облетают последние листья.
Ах, зиме-чародейке пора
Сыпать с неба холодную вату…
Вот я вижу с утра:
Медсестра,
Как Снегурочка, входит в палату.
Вот поправила прядку волос,
Над одним, над другим наклонилась:
– Как вам, мальчики, нынче спалось?
Что вам нынешней ночью приснилось?
Как волшебница в сказке какой,
На подушках расправила складки
И поистине щедрой рукой
Раздала порошки и облатки.
И хоть ветер всё резче и злей
Бьёт по синим продрогнувшим стёклам,
Только кажется: стало теплей
Нам под взглядом Снегурочки тёплым.  (Николай Старшинов)

Много женщин находилось в партизанских отрядах. Подполье и партизанство были необычными формами войны. Они требовали от людей особых качеств. У них не было тыла. Всякая ошибка могла стоить жизни. И эта борьба требовала жертв. Особенно тяжким испытаниям подвергалась женщина, потому что она была не только партизанкой, подпольщицей, а и матерью, женой, дочерью.

Исполняется песня «Женька».

Стоит средь лесов деревенька
Жила в ней когда-то давненько 2р.
Девчонка по имени Женька.

Мальчишечье имя носила.
Высокие травы косила 2р
Была в ней весёлая сила.

Но вот навернулись туманы
Тень крыльев легла на поляны 2р
И Женька ушла в партизаны.

В окопе  была и в засаде.
Её уважали в отряде 2р
Хотели представить к награде.

Висит фотография в школе 2р
Шестнадцать ей было не боле.

Повтор 1 куплета

Ученица: Из воспоминаний подпольщицы Савицкой Марии  Тимофеевны: «Ребёнок у меня был маленький. Я на задание с ним ходила. Медикаменты из города приносила, между ручек и ножек положу, пелёнкой перевяжу и несу. В лесу раненые умирают. Надо идти. А чтобы температура была и ребёнок плакал, натирала его солью и чеснок клала. Подхожу к немецкому посту и кричу, что тиф у ребёнка, а они кричат, чтоб быстрее уходила. Как пройду пост, войду в лес, плачу-плачу. Жалко дитятко-то. А через день-два опять иду. Надо!»
На такое самопожертвование способна только настоящая  женщина –  патриотка.

Ученица:  Из воспоминаний Софии Кунцевич, которая дошла до Берлина и написала на стенах рейхстага: «Я пришла в Берлин, чтобы убить войну». «Я думала, что когда мы войдём в Германию, то у меня не будет жалости ни к кому. Почему я должна жалеть его ребёнка, когда он убил моего? Почему я должна пожалеть его мать, когда он повесил мою? Хотелось увидеть их жён, их матерей, которые родили таких сыновей. Как они будут смотреть нам в глаза? Всё мне вспомнилось, и думаю: «Что же будет со мной? С нашими солдатами? Мы всё помним…» Пришли в какой-то посёлок, дети бегают – голодные, несчастные. И я, которая клялась, что всех их ненавижу, я брала у своих хлопцев всё, что у них есть, что осталось от пайка, любой кусочек сахара, и отдавала детям, немецким детям. Безусловно, я не забыла, я помнила про всё, но смотреть спокойно в голодные детские глаза я не могла».

Учитель:  Может ли человек иметь одно сердце для ненависти, а другое для любви? Одно сердце у женщины. И это сердце умеет не только ненавидеть, но и любить и прощать.
Много лет после окончания войны каждую ночь во сне фронтовички ходили в атаку, в разведку, не давали спать старые раны и снилась война. Они вернулись в мирную жизнь больными физически и нравственно. Много лет после окончания войны матери и жёны ждали своих сыновей и мужей, не вернувшихся с фронта. Они надеялись на чудо.

Стихотворение «Когда я думаю о маме»

Когда я думаю о маме,
Я вижу тихое село
И сад, укутанный дымами,
Чтоб было яблоням тепло.
И тот курень, где в зной не жарко
И в зимний вечер благодать,
Где ничего для нас не жалко,
В войну привыкших голодать.
Когда я думаю о маме,
Припоминаю и отца,
Что 60 с лишним  лет не с нами,
Хоть был нам верен до конца.
Он в бой ушёл от милых пашен
И речек отчей стороны.
И никогда не станет старше
Солдат, вернувшихся с войны.
Когда я думаю о маме
Моей, единственной, родной,
Снега, лежащие холмами,
И мне, озябшему в дороге,
Ложатся мягко травы в ноги,
И хлебом пахнет на земле.
Смеётся солнце в каждой раме,
И люди дальние – родней..
Когда я думаю о маме,
Встаёт вся Родина за ней.  (Владимир Демидов)

Учитель:  Именно во имя жизни женщина спасала мир. Она пронесла это звание через всю войну и сохранила в себе доброту, ласку, нежность, сострадание. Поклонимся ей до самой земли, её великому милосердию. И главное нужно об этом помнить.

Стихотворение «Вы, думаете,  павшие молчат?» Егор Исаев

Вы, думаете, павшие молчат?
Конечно, да – вы скажете.
Неверно!
Они кричат,
Пока ещё стучат
Сердца живых
И осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь,
А в нас.
За нас кричат,
Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз.
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат, когда покой,
Когда приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат
И будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля   с пятью материками.
Великая!
Она летит во мгле,
Ракетной скоростью до глобуса уменьшена,
Живая вся.
И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина!

Итог занятия

– Что узнали вы для себя нового о войне на нашем занятии?
– Что отложилось в памяти?
– Смогли бы вы выдержать то, что выпало на долю ваших ровесниц?
– Объясните смысл названия нашего занятия «У войны не женское лицо»?

Использованная литература:

1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. – М., 1988
2. Алексиевич С. Монолог о времени и о себе//Литературная газета.– 1987, №1
3. Абакумовская Т. У войны не женское лицо//Советская культура.– 1986.– №20
4. Исаев Е. Стихи. – М.,1989
4. Исаковский М. Сборник стихотворений. – М., 1983
4. Соловьёва Н.П. У войны не женское лицо//Литература в школе. – 2008. – №4
5. Тищенко О.Н. Изучение повести Алексиевич//Литература в школе. – 2005. – №5

13.03.2015