«Памятник самой беззаветной и безответной любви». Урок внеклассного чтения «Фотография Пушкина» А.Г. Битова». 9-й класс

Разделы: Литература


Цели урока:

1) расширить представление учеников о пушкинографии;

2) раскрыть особенности восприятия личности и творческого гения А.С.Пушкина А.Битовым;

3) подвести учеников к восприятию образа Пушкина, живого, нехристоматийного;

4) познакомить с некоторыми особенностями литературы постмодернизма;

5) развитие читательской компетентности и умения анализировать эпизод;

6) воспитание уважения к чувству, которое условно можно назвать “любовь к Пушкину”;

7) воспитание любви к Пушкину,

8) развитие творческих способностей, умения составлять связное высказывание.

Эпиграф к уроку.

Герой постреализма принимает на себя ответственность не за весь мир, а за примыкающий к нему небольшой фрагмент этого мира – пытаясь согреть его обитателей своим дыханием… И через обретение личной ответственности начать диалог, связывающий его раздробленную, трагикомическую жизнь с такой же единственного другого.

Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий
Современная русская литература. В 3-х кн.
Кн.3. В конце века. М., 2001.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Подводящая беседа.

На одном из уроков словесности мы с вами вели разговор о пушкинографии.

- Каково значение этого слова?

- Какие произведения об А.С.Пушкине вы можете назвать?

- Почему так велик интерес к личности Пушкина?

- Можно ли в обширную пушкинографию включить повесть А.Г. Битова “Фотография Пушкина”, которую вы прочитали дома?

Запись темы урока: “Повесть А. Битова “Фотография Пушкина”.

Учитель. Тема урока записана, а название его предложим чуть позднее.

3. Выяснение первичного читательского восприятия текста.

- Каково ваше впечатление от повести?

- Что показалось особенно интересным? Что – необычным?

- Какие трудности возникли во время чтения текста?

4. Постановка целей урока.

- Что бы вы хотели на этом уроке для себя разрешить, выяснить, понять? (Ребята высказываются.) Одна из основных целей урока – показать живой образ Пушкина, созданный А.Битовым в своем рассказе, поэтому, если эта цель учениками не озвучена, учитель помогает сформулировать ее:

- Что такое фотография? Почему в названии повести Битова использовано это слово? (Герой А.Битова, Игорь Одоевский, отправляется в XIX век, чтобы записать на пленку голос А.С.Пушкина и сделать его снимок. Фотографические снимки – это изображение живого, реального человека. Следовательно, проанализировав некоторые эпизоды и детали повести, мы постараемся раскрыть особенности образа Пушкина, представленного Битовым в повести, за изображением Пушкина увидеть образ живого реального человека.)

5. Аналитическая работа.

1. Учитель. Дома вы работали по вариантам, рассматривая в художественной системе автор-писатель -- автор-повествователь -- герой произведения один из элементов этой системы. Расскажите о результатах своего исследования.

А) Индивидуальное сообщение об А.Г. Битове.

Задание: тезирование выступления одноклассника.

Монолог ученика (см. Приложение 1) представляет собой короткую справку, цель которой – сообщение, что по образованию А.Г. Битов геолог, молодость его прошла в путешествиях и экспедициях, тяга к которым косвенно нашла отражение и в фабуле повести “Фотография Пушкина”. Второе: широкую известность имя А.Г. Битова получило после написания им романа “Пушкинский дом”, главными героями в котором является семья Одоевцевых, “скорее однофамильцев, чем потомков петербургских дворян”. Третье: личность и творчество А.С.Пушкина всегда привлекали творческое внимание А.Г. Битова. В 1885 году вышла повесть “Фотография Пушкина”, а в 1993 году создан сборник новелл и эссе о Пушкине “Вычитание зайца”. Битов был автором и рассказчиком в проекте “Пушкин”, организованном в 1999 году Первым телевизионным каналом.

- Что из прозвучавшего рассказа вы бы выделили как наиболее важное для сегодняшнего урока?

Б) Рассказ об авторе-повествователе (домашнее задание), отражающий следующие вопросы:

- В какое время живёт автор? Где он живёт? Каковы реалии этого времени? Где мы видим автора? Чем он занят?

- Почему мы видим автора именно в деревне? Какова роль детали “вид из окна автора, с чердака”? Какой именно вид открывается из его окна?

- Можно ли считать названный в начале повести момент точкой отсчета в повествовании об Игоре Одоевцеве? Когда рассказчик начал писать о нем произведение?

Рассказы учеников об А. Битове и повествователе еще раз разграничат понятия “автор-писатель” и “автор-повествователь” в художественной системе произведения.

В) Рассказ о герое Игоре Одоевцеве (домашнее задание).

- Что мы знаем о “доповестной” судьбе героя?

- Каково значение его фамилии?

- В какое время он живет? Вписывается ли в него?

- Как и почему его характеризует рассказчик?

- Почему именно на нем остановился выбор ученых?

2. Беседа.

Учитель. Итак, мы с вами представили, наполнили содержанием систему:

автор-писатель -- автор-повествователь -- герой, чьими глазами мы видим Пушкина.

- В каком произведении Пушкина мы встречаемся с подобной системой повествователей?

- Что нового вносит в эту систему Битов? (Так как повесть относится к литературному направлению постреализм, то, в отличие от пушкинских “Повестей Белкина”, где голос автора не совпадает с голосом повествователя и героя, точка зрения А.Битова весьма близка точке зрения повествователя, равно как и точке зрения самого героя. Не случайно рассказчик в своем повествовании использует форму 1 лица множественного числа – мы, объединяющую автора и рассказчика в один субъект речи. Кроме того, текст об Игоре Одоевцеве создается прямо на глазах у читателя: автор вынимает давно пылившуюся без дела папку с набросками и черновиками и … читатель даже не замечает перехода от рассказа о повествователе к рассказу повествователя о герое.)

- Что видит Игорь во время полета?

- Знает ли он эпоху, в которую отправляется? Помогли ли герою знания о XIX веке жить в нем? Что он ищет в пушкинском Петербурге? Подтверждения своих знаний или чего-то другого? Чего? Какой эффект он открыл? (“Учитывая … поэтический склад мышления героя, интересовали его не столько грандиозные или значительные с общепринятой точки зрения события, сколько то, что он про себя называл “живым”. Так вот, грандиозное стояло в изображении неподвижно и мертво… а живое-то как раз и начинало рваться и мелькать, не даваясь глазу”. “То, что осталось от всей грандиозной истории, то, что так потом лелеялось и сберегалось … то, что составляло сокровища мировой и национальной культуры, совершенно не было видимо…”. Этот эффект сам Игорь назвал “эффектом глумления”. Все хрестоматийное, монументальное, досконально изученное, хорошо известное отчетливо рисуется перед ним. “Барьер был непреодолим: он видел только то, что знало ЕГО время. Он хотел поглядеть, чего оно не знало, - тут-то и возникали рябь, помеха, не знаем, как это назвать, “эффектом Одоевцева”, что ли.”)

- Как Игорю удалось преодолеть “эффект глумления”? (Как только герой перестал “вспоминать цитаты из того, что знал”, он понял, что “прошлое было настоящим”, реальной жизнью, в том числе и его личной жизнью. Именно с этого момента он перестал видеть “картинки, еще из школьного учебника” и “начал жить в этом времени”.)

- Как живет герой в Петербурге с 1829 года? Как складывается его личная судьба и реминисценцией к какому произведению Пушкина она является? (Социальная и личная судьба Игоря Одоевцева – это аллюзия к поэмам Пушкина “Домик в Коломне” и “Медный всадник”, к теме маленького человека.)

- Какие попытки предпринимает Игорь, чтобы сблизиться с Пушкиным, предупредить его об опасности, спасти?

3. Образ Пушкина в повести. (Работа по группам.)

Задание:

1) выразительное чтение эпизода. (см. Приложение 2);

2) выделить ключевые слова, фразы, детали, которые раскрывают образ Пушкина;

3) ответы оформить в виде таблицы.

Эпизод Образ Пушкина
Первая встреча в Твери Озорной, веселый
Дома, рождение дочери Маши Счастливый, спокойный, “наигранного гнева веселые глаза”.
На квартире Муханова Проницательный. Ему, гению, открыто все: и своя судьба, и судьба других людей. “Боже мой! Он же ВСЕ знает!.. УЖЕ знает. И про меня, и про себя…”
В Михайловском Трогательный.

Милосерден. Сострадательный.

Непривычный для нас внешний вид: “Как причудливо он был одет! В женской кофте, ночном колпаке, обмотанный шарфом…”, “Младенец был бородат”, “Это был бородатый Пушкин!”.

На пушкинском перевале “Опять не сразу признал его – в плаще и широкополой шляпе”.

Проницательность, высшее знание.

- Почему Пушкин не принял помощи от Игоря? (У гения свои пути в мире. Пушкин принимает свою судьбу, благодарно, каждый день своей жизни: и счастливый, и тревожный.)

Принимает свою судьбу всецело.

- Итак, каким предстает Пушкин в повести? Обобщите. (Пушкин предстает перед нами живым (такого и искал Игорь!), реальным, нехристоматийным, в его облике, поведении нет привычных уже нам, почерпнутых из учебников штампов.)

- Таким вы его себе представляли?

Учитель. Очевидно, различное восприятие образа, личности, творчества Пушкина и создает возможность для диалога с самим поэтом, с его веком, с писателями, чьи произведения заняли достойное место в пушкинографии.

- Какое отношение героя к Пушкину чувствуется? Что им движет? (Желание спасти и любовь.)

- Найдите в тексте слова самого Битова о чувстве любви Игоря к Пушкину. (“И здесь мы ставим точку, как памятник, - памятник самой беззаветной и безответной любви.”)

- Можно ли так назвать урок?

- Каково значение слова “завет”? Какова роль эпитета “беззаветный” в названии урока?

6. Запись названия урока: “Памятник самой беззаветной и безответной любви”.

7. Работа с эпиграфом.

Учитель. Здесь мне хочется привести слова критиков Н.Л. Липовецкого и М.Н. Лейдермана о герое современной литературы. Они пишут: “Герой постреализма принимает на себя ответственность не за весь мир, а за примыкающий к нему небольшой фрагмент этого мира – пытаясь согреть его обитателей своим дыханием… И через обретение личной ответственности начать диалог, связывающий его раздробленную, трагикомическую жизнь с такой же единственного другого”. И этим единственным другим стал для героя Пушкин. Именно за его жизнь принял он на себя ответственность.

Он ищет, отправляясь в ХIХ век, живого Пушкина и, предлагая ему лекарство (“Бальзам” !), пугая зайца, желая предупредить Наталью Николаевну, то есть хочет спасти его.

Если бы вы получили возможность переместиться в XIX век, встретиться с Пушкиным, воспользовались ли бы вы этой возможностью? Зачем? Что взяли бы с собой? Что предприняли бы?

8. Творческая работа.

В течение пяти минут ребята работают самостоятельно. Затем две-три работы озвучиваются и комментируются.

9. Итог.

Учитель. Слушая вас сегодня, я поняла: для вас Пушкин, как и для А.Г.Битова, живой. Вы можете вести с ним ответственный, живой диалог. Надеюсь, продолжать этот диалог с Пушкиным вы будете всю жизнь.

10. Домашнее задание.

Продолжите творческую работу.

Приложение 3

26.03.2015