Урок литературы «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор». 6-й класс

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучающая – продолжение знакомства с устным народным творчеством, формирование устойчивых знаний о истории русского фольклора.
  • Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков понимания литературного процесса, особенностей русского фольклора.
  • Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, обращение к истокам русской истории.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: ПК, мультимеийный проектор

Оформление доски: лубочные изображения, примеры народных костюмов

Ход урока

Сегодня мы с вами обратимся к самым истокам русской литературы, к устному народному творчеству, узнаем его жанры и начнем с вами с самого, пожалуй, известного вам:

1. Сказки.

Вспомните, какие сказки вы помните с детства, уже изучили в школе (Репка, Курочка Ряба и т.д.). Как вы думаете, чем различаются и чем похожи эти сказки.

(Совместное составление схемы)

  1. Разновидности сказок
  2. О животных (Лисичка со скалочкой)
  3. Авантюрные (Иван-Царевич и Серый волк)
  4. Социально-бытовая (Каша из топора)
  5. Волшебные

2. Былина.

Понять, в чем заключалась суть былины, и чем она отличается от сказки, нам поможет определение. Былины - это русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, проявляющих свою силу, удаль, храбрость, смекалку. Вы, наверное, удивились тому, что былина - это песня, а между тем, это действительно так. Настоящий сказитель былины берет в руки гусли и нараспев, не спеша, рассказывает о “событиях давно ушедших дней, преданьях старины глубокой”. Так называл былины Александр Сергеевич Пушкин.

Вспомните, какие былины вы уже знаете (Илья-Муромец) Прослушивание части аудиозаписи

Сказки и былины достаточно крупные жанры, теперь перейдем к более малым жанрам:

3. Загадки.

Все хорошо знают, что такое загадки, поэтому давайте попробуем каждый сочинить свою и записать ее в тетрадь ( Можно на определенную тему, например “Времена года”, “Посуда” и т.д.)

Записывают в тетрадь

4. Частушки.

Давайте посмотрим отрывок из одного мультфильма и подумаем какой жанр устного народного творчества здесь представлен (“Летучий корабль”)

Давайте вспомним, что такое частушка, записываем в тетрадь

Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня, юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе.

Работа в группах.

1 группа:

Нужно собрать поговорки из двух частей

  • За одного грамотного двух неграмотных дают.
  • Знания - твои друзья.
  • Знанье не водица - в рот само не станет литься.
  • Книгу читаешь - на крыльях летаешь.
  • Красна птица перьями, а человек ученьем.
  • Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
  • Учёный водит, а неучёный следом ходит.
  • Ученье - свет, а неученье - тьма.

2 группа:

  • Нужно сочинить частушки, посвященные школе, дружбе

3 группа:

  • Придумать скороговорки (слова-помощники: плошка, картошка, платок, каток)

4 группа:

  • Сочинить сказку, но в рамках одной разновидности (волшебная, о животных и т.д.)

Выступление групп.

Подведение итогов урока.

В те далекие времена люди не записывали свои истории, а передавали друг другу, до нас дошло конечно не все. Гораздо позже, спустя несколько веков, люди начали собирать и записывать. Теперь мы можем сказать, что созданные нашим народом жанры устного народного творчества раскрывают настоящую душу русского человека, его мудрость, философию и неугасаемую жизнерадостность.

11.05.2015