"Именем этим гордится Россия…". Ивану Алексеевичу Бунину посвящается

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Жизнь и творчество Ивана Бунина”

Задачи урока: Приложение 12

Форма проведения: урок-мастерская по литературе

Оборудование и материалы: тексты произведений, выдержки из словарных статей, тесты , портреты писателя, выставка книг, ИКТ (Презентация учителя, презентация ученика)

Эпиграф:

“Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин... и Жуковский” И.А.Бунин

План проведения занятия.

1. Организационный момент.

2. “Именем этим гордится Россия”. Памяти Ивана Бунина.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Биография И.А. Бунина.
  3. Любимые стихи.
  4. Тестирование.
  5. Интерпретация рассказов из цикла “Темные аллеи”.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Презентация учителя слайд 1)

Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

2. “Именем этим гордится Россия”. Памяти Ивана Бунина.

1) Вступительное слово учителя. Приложение 7

Сегодня нам предстоит слайд 2-3

1) познакомиться с многогранной личностью и творчеством И.А.Бунина;

2) выяснить основные проблемы его произведений

3) отметить традиции русской классической литературы в творчестве Бунина

Наше занятие сегодня будет проходить в форме мастерской, поэтому предлагаю разделиться на творческие группы ( Методика “Разрезанная открытка” Берётся столько открыток, сколько планируется групп; открытки разрезаются и раздаются детям; те, у кого фрагменты составляют одну открытку, объединяются в одну группу. )

У вас на столах лежат тесты по теме, на вопросы в них вы можете отвечать по ходу урока, а проверим мы эту работу в конце. Будьте очень внимательны. (Приложение 2)

Искусство должно учить добру. Бунин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, - говорил он. С этим жил, в это верил Иван Алексеевич.

2) Биография И.А.Бунина

Общепринято считать, что все мы родом из детства. Вот только одни потом , будучи взрослыми, становятся гордостью нации, а другим уготована более скромная судьба.

Иван Алексеевич Бунин – явление уникальное: поэт, писатель, переводчик, литературный критик, сотрудник газет, лауреат Нобелевской премии...

Рассмотрите фотографии Бунина. Попробуйте ответить на вопросы, которые сейчас перед вами. (слайд 4)

- Как вам кажется, откуда родом этот человек?

- Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?

- Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?

Действительно, лицо обыкновенное, из тех, что мы называем “простыми”. Только вот глаза, печальные и задумчивые свидетельствуют о громадном душевном напряжении.

Сейчас мы познакомимся с И.А. Буниным поближе. Послушав рассказ о его непростой судьбе, попробуйте ответить на следующие вопросы, они перед вами:

- Какие факты биографии особенно повлияли на творчество Бунина?

- Справедливы ли слова С. А. Воронина “Бунин – явление редчайшее”? (Вопросы записаны на доске) (Приложение 1)

Сообщение заранее подготовленного ученика (Приложение 3)

Презентация “Жизнь Ивана Алексеевича Бунина”

- Какие факты биографии особенно повлияли на творчество Бунина?

- Справедливы ли слова С.А. Воронина “Бунин – явление редчайшее”?

А сейчас позвольте поставить наш главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ:

В чём своеобразие творческого наследия Ивана Алексеевича Бунина?

3) Любимые стихотворения (слайд 5)

В.Г Белинский писал: “Поэта надо сперва перечувствовать, чтобы понять мыслью”. Этим мы сейчас и попробуем заняться. Сейчас послушаем стихи И.А. Бунина и запишем словосочетания-образы, которые наиболее интересны для Вас. (Стихи читаются наизусть заранее подготовленными учениками под музыку С.В.Рахманинова)) (Приложение 4)

Беседа по вопросам Приложение 8

• Каковы отношения Бунина с Богом? Был ли он верующим человеком?

• Был ли он мрачным человеком, одиноким?

• Как объяснить такое большое количество упоминаний кладбищ, смерти, крестов в его стихах?

Почему так мало стихов о любви к женщине? Он их писал?

4)Тестирование.

Ответить на эти вопросы, не зная основных этапов жизни и творческой судьбы Бунина нельзя. Поэтому давайте проверим наш тест, который вы выполняли по ходу урока (Приложение 2) Проверка по слайду 6

5)Интерпретация рассказов из цикла “Темные аллеи”.

Сочинение синквейна. Слайд 7 (Приложение 5)

Попробуйте выразить свои ощущения от всего, что вы почувствовали, поняли и узнали сегодня при помощи синквейна.

Ю. В. Трифонов писал о творчестве Бунина: “Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника – в ней ... много живописи”. Давайте и мы познакомимся с прозой великого поэта. Сейчас вы получите рассказы “Волки”, “Гость”, “Сто рупий”, “Качели”. Эти четыре рассказа — мини-цикл, в нём как в капле отражаются все сущностные свойства и признаки сборника в целом. (После работы над мини-циклом учащиеся самостоятельно читают рассказ “Тёмные аллеи”.)

Затем каждая группа получает один рассказ: “Гость”, “Качели”, “Волки”, “Сто рупий”. Приложение 9

Рефлексия. Вернитесь к синквейну, написанному в начале мастерской. Что вам захотелось в нём изменить, отредактировать, дописать с учётом состоявшегося разговора?

3. Итог урока.

В чём своеобразие творческого наследия Ивана Алексеевича Бунина? Слайд 12

Бунин являет собой редкий пример таланта в русской литературе одинаково проявившегося как в прозе, так и в поэзии

Бунин был убежден, что все суетное пойдет прахом, и только слово будет жить вечно, принося в каждую эпоху очередным поколениям все новые и новые смыслы.

Как никто другой, он помнил о связи времен, о необходимости бережно относиться к прошлому России, ее традициям, о роковом пренебрежении ими

Слайд 13 Со страниц бунинских книг смотрят на нас его герои - наша большая Россия. Его трудную судьбу образно передал в своём стихотворении

Виктор Панкратов Приложение 10

Слайд 14 Справедливы ли слова И,А. Бунина , вынесенные в эпиграф нашего урока: “Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский”?

Рассказы и стихи Бунина долго держат нас в плену. Читайте его книги. Внимательно, неторопливо. И думайте, всматривайтесь в лица его героев. Прав он был, когда писал: "Память - одно из важнейших свойств бытия”. Помните об этом удивительном человеке, нашем земляке. А сам он, несмотря на все трудности, Помнил о своей “малой родине”, отражая это в своём творчестве (слайд 15) Для нас он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры.

Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.

4. Домашнее задание. Слайд 16

Учащиеся получают творческое задание: проанализировать любое понравившееся, но не прозвучавшее на уроке стихотворение И.А. Бунина или прозаическое произведение и оформить свое сочинение в форме текстового файла или презентации, оформить свою карту путешествий “По бунинским местам”

Список использованной литературы: Приложение 11

4.03.2015