Маскотерапия – эффективное средство развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Что может быть чудеснее театра!
Он был вчера, сегодня, будет завтра,
С детьми как только маски надеваем,–
Мы сразу в чудо-сказку попадаем.

Телевидение, компьютер прочно вошли в жизнь взрослых и детей 21 века. Быстрый ритм современной жизни все больше приводит к потере интереса к чтению, литературе, искусству, игре, живому общению. Все это является частью причин ухудшающихся показателей здоровья детей, поступающих в ДОУ и заставляет педагогов подбирать различные программы, технологии, способные противостоять могуществу Техники. Работая с детьми с патологией зрения это актуально вдвойне, ведь нарушение зрения является причиной возникновения ряда трудностей и нарушений в развитии детей. Артпедагогика в сочетании с арттехнологиями это способ оказать неповторимое воздействие на ребенка с нарушением зрения. В частности театротерапия занимает среди них достойное место.

Опыт педагогической работы указывает на то, что все дети дошкольного возраста любят театр, он способен надолго врезаться в человеческую память, войти в жизнь и сделать ее интереснее, духовно богаче,  здоровей. Что же мы педагоги, воспитывающие детей с патологией зрения, можем рассказать о театре?

Театр это:

  • искусство, пришедшее к нам через толщу тысячелетий, и каждый раз оно притягивает к себе;
  • всегда праздник, привносящий радость в повседневность;
  • тайна, при которой происходят превращения в самых разных персонажей. Глядя на картонные домики, деревья, искусственные цветы и декорации дети хотят и умеют верить в то, что это правда;
  • со-творчество, со-дружество, со-участие. Зритель, не только смотрит, развлекается в театре, но и слушает, чувствует, мыслит.
  • польза, которая дарит радость человеческого общения. Каждая такая встреча рождает у них  массу вопросов. 
  • взрыв эмоций, проявление детской доброты, жажды справедливости.

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. В детском саду «Семицветик» работает несколько видов театра:

  • театр картинок;
  • фланелеграф;
  • настольный театр;
  • театр рукавичек;
  • театр игрушек;
  • театр Би-ба-бо;
  • кукольный театр;
  • пальчиковый театр;
  • перчаточный театр;
  • театр масок.

Кроме того сшиты костюмы; изготовлены ширмы, декорации; собрана аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы». Это театры, в которых дети с проблемами зрения выступают в роли арттерапевтов – артистов. Зрителями являются не только дети нашей группы, но и всего детского сада, а также родители, выпускники.
В ходе театротерапии решается ряд важных задач:

Диагностические:

  • получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка;
  • узнать его интересы, ценности, увидеть неповторимость, личностное своеобразие,
  • выявить проблемы, подлежащие коррекции.

Воспитательные:

  • поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
  • воспитывать коммуникативные качества, побуждать детей к активному общению;
  • Способствовать социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
  • Обеспечение благоприятного течения адаптации в детском саду;

Коррекционные:

  • совершенствовать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции;
  • развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику;
  • развивать навыки речи; интонационную выразительность;
  • учить использовать неречевые средства общения;
  • формировать эмоционально– мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

Развивающие:

  • дать детям знания об искусстве и  культуре;
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
  • учить сочетать речь и движения, пополнять словарь лексикой;

Понятие театротерапия включает в себя:

  • Куклотерапию
  • Имаготерапию
  • Маскотерапию

Все три вида театротерапии дают положительную динамику в качественном развитии воображения, произвольного внимания, коррекции психо-эмоционального состояния детей с нарушением зрения, а также способствуют развитию многих компонентов личности. Мне хочется поделиться опытом работы с маской. Маскотерапия – это наиболее мягкий метод контакта с особыми проблемами детей с нарушением зрения.

«Ребёнок – это сто масок, сто ролей способного актёра, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей». Януш Корчак
Хочется сказать о некотором преимуществе маскотерапии перед другими формами арттерапии:

  • каждый ребенок с нарушением зрения независимо от своего возраста может участвовать в игре, которая не требует от него каких-либо способностей к изодеятельности, умению музицировать, двигаться;
  • маска яркая, очень мобильная, эстетичная, легкая и доступная в обращении, не требует отдельного помещения для хранения;
  • маска позволяет преодолеть комплексы, скрыть смущение, неуверенность, неумение работать с  мимикой;
  • маска является мощным средством сближения детей и взрослых. В театре живут три творца – автор, актеры и зрители. Все пришедшие на спектакль такие разные по интересам, темпераменту, настроениям  превращаются в одно целое – называемое зрительный зал.
  • маска – это способ свободного самовыражения, поддерживает желание экспериментировать, раскрывать возможность ребенка, проявлять личную инициативу творчества;
  • маска вызывает положительные эмоции, хорошее настроение  у детей с нарушением зрения, которое полезно для глаз  больше чем обычным детям;
  • маски могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников с нарушением зрения, корректируют их поведение.

Игры с маской пользуются неизменной любовью у детей. Однако в начале учебного года, во время адаптационного периода, нередко бывает так, что при знакомстве с театральными масками некоторые из детей не проявляют желания, отказываются от участия в играх, упражнениях, не могут преодолеть барьер, который им мешает. Мы стараемся поддерживать любой интерес к маскам, замечаем все находки, новые эмоции, интонации. Рассказываем о творческой удаче детям группы, родителям, педагогам детского сада. Пусть ребенок гордится, любит свое новое творчество. Очень важно, чтобы у ребенка закреплялась ситуация успеха. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. И тогда дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы масок, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Маска – сильное, но не навязчивое педагогическое средство. Тематика и содержание  игр с маской не ограничены и могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Особенность маскотерапии в том, что не ребенок отбирается на определенную роль, а маска подбирается к ребенку с нарушенным зрением для коррекции, терапии. Стеснительные тогда раскрепощаются, проявляют выдумку, фантазию, находчивость. «Торопыжки» приучаются действовать размеренно, вдумчиво, агрессивные учатся переживать, оценивают свои выступления и других детей.

По своей организации маскотерапия может проводиться в разных формах: индивидуальной (использование пересказа; переход рассказа в заранее запланированный диалог, импровизационный диалог по заданной ситуации;
групповой (драматизация, инсценирование, при которой ребенок выступает в образе персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа).

В коллекции масок театра «Семицветик» есть герои народных, авторских, экологических сказок, рассказов, рекомендованных Программой воспитания и обучения под ред. Васильевой, любимые герои детей из мультфильмов, маски Богатыря, Мудрой Совы, маски с различными видами эмоций. Маски помогают увидеть детям, что, например заяц бывает разным –  хвастливым, трусливым или обиженным. Они познакомиться с легкомысленным и шаловливым Незнайкой, жадными медвежатами, умной собачкой Соней и другими героями. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, дети иногда принимают и присваивают свойственные ему черты или наоборот быстрее видят недостатки в отрицательном герое.
Новый образ, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. Ведь речь детей с нарушением зрения имеет некоторые специфические особенности: бедный запас слов; употребление слов неадекватно ситуации; затруднение в выборе подходящего определения, отсутствие за словом живого образа. Здесь же многократно входя в роль, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.

В играх с масками дети свободно могут меняться ролями, и тогда каждый может прочувствовать не только своего персонажа, но и других, с другими качествами, характерами и поведением. Проявляя изобретательность и фантазию, ребенок может добавлять детали, придумывать новый образ, формирование зрительных образов, как мы знаем, у детей с нарушением зрения протекает своеобразно. Индивидуальная работа с каждым ребенком  дает очевидные  результаты.

Часто дети выступают в роли изготовителей масок, что для детей с патологией зрения очень полезно, так как это также развивает зрительное восприятие, мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление. Ребенок может сам определять степень своего сотрудничества со взрослым, он может помогать, а может просто наблюдать за деятельностью педагога или родителя. Экспериментирование с различными материалами обогащает знание ребенка об их свойствах, возможностях применения. Появляются новые способы действия с материалом, закрепляются цвет, форма, размер, фактура. Маски нашего театра яркие, выразительные, насыщенных цветов это стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, что в дальнейшем способствует закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

Ребенку доставляет удовольствие не только работа по созданию маски, но и рассказ о ней, о задуманном образе. Маска несет информацию еще до того как ребенок ее начал озвучивать. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение. Игры с маской не только развивают внимание в целом, но и помогают научиться следить за ней: маска должна все время занимать правильное положение, не заваливаться ни назад, ни вперед, «реагировать» на других, так как при этом развивается зрительно моторная координация. Зачастую ситуации, которые при чтении сказок вопросов не вызывают, после знакомства с масками пробуждают желание спросить. Наглядность театрального искусства рождает потребность в общении. Использование маски в работе с детьми помогает сформировать навыки, которые в последствии будут являться основой для последующего обучения в школе.

Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации, что очень важно для детей с патологией зрения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки, зрительной гимнастики как обязательной части любого занятия. Благодаря применению масок, в занятии присутствует элемент новизны, сюрпризности. Они позволяет влиять на ход занятия. Мы их также проводим не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня, во всех видах деятельности нашего сада. В традиции детского сада давно и с любовью вошли «Театральные гостиные», проведение в марте Дня Театра, в которых каждая из масок может стать участником новой сказки! «Актёры» и «актрисы» разные по характеру, интересам, дизайну, материалу формируют у детей определённые умения и навыки, стимулируют детское творчество, обладают целительной силой. Игры с маской хороши еще тем, что очень гибко, плавно, ненавязчиво присоединяется  терапия классической и современной музыкой.

Содержание занятий маскотерапией включает в себя:

  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Ритмические минутки, зрительные гимнастики
  • Упражнения на развитие выразительной пантомимы;
  • Театральные этюды, игры-импровизации;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Инсценирование мини-диалогов, потешек, стихов, рассказов, сказок;
  • Упражнения для развития зрительно-моторной координации;
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Хочется отметить, как бережно дети относятся к маскам, следят за их сохранностью, ведь большинство из коллекции придуманы, продуманы и выполнены с душой руками детей в детском саду и дома. Маски  уникальны и неповторимы, созданы специально, по мере необходимости, потребности педагогов и ребенка! Они стали мощным стимулятором активности и социализации детей с нарушением зрения. Детям кажется, что они учатся быть артистами,  учатся разыгрывать небольшие сценки, а наша задача заключалась в том, чтобы помочь через игру скорректировать имеющиеся проблемы общения, повлиять на развитие речевых, коммуникативных навыков, обогатить социальный опыт ощущений, чувств и эмоций, познакомить с богатейшим материалом словесного творчества народа.

Таким образом, создание масок помимо диагностического и воспитательного может иметь положительное коррекционное значение. Маска – это маленький универсальный витамин радости, который помогает детям комфортно общаться в детском саду со сверстниками и взрослыми.

Список использованных источников:

  1. Комарова Т.П.Логопедические игры и упражнения для детей с нарушением зрения. – М.: Астель, 2008.
  2. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения. – М.: Экзамен, 2004.
  3. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  5. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей.. / Под ред. Шипицыной Л.М. – СПб.: Речь, 2005. 
  7. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004.