Литературная игра по роману В.Крапивина «Мальчик со шпагой»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (689 кБ)


Цель:

Популяризация литературного творчества В.П.Крапивина, обладающего широким спектром воспитательных возможностей для подрастающего поколения.

Задачи:

  • Формировать и развивать у детей и подростков интерес и потребность чтения книг В.П.Крапивина посредством проведения внеклассных мероприятий.
  • Расширить круг чтения крапивинских книг путём привлечения внимания школьников к творчеству детского писателя.

Оборудование:

  • Листы с заданиями для групп, презентация в формате Windows XP Microsoft Office 2007 PowerPoint, помогающая организовать конкурсную часть игры, материалы для жюри, грамоты для победителей.

Возрастная категория: 6 класс

Правила игры

1. В игре принимают участие 5 команд, каждая состоит из 5 человек.

2. Для победы необходимо пройти 4 тура.

Тур № 1.

  • Вопросы данного тура на знание фактов биографии писателя и истории клуба “Каравелла”.

Тур № 2

  • Вопросы данного тура на знание текста романа “Мальчик со шпагой”.

Тур № 3

  • Вопросы данного тура на понимание смысла слова, встречающегося в романе “Мальчик со шпагой”, на знание традиций клуба “Каравелла”.

Тур № 4

  • Команды защищают созданную ими обложку романа “Мальчик со шпагой”.

3. Командам задаются вопросы, на обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.

4. Право ответа получает та команда, которая первой дает ответ.

5. Если команда отвечает неправильно, то у другой команды есть 1 минута на обсуждение ответа.

6. Если команды отвечают неправильно, то ведущий оглашает верный ответ и команды переходят к следующему раунду.

7. Выигрывает та команда, которая набирает больше всех очков.

Ход игры

1 тур “Битва умов” (вопросы по биографии писателя, истории клуба “Каравелла”)

1. Назовите полную дату рождения Крапивина? (число, месяц, год и место рождения)

Правильный ответ: 14 октября 1938 года, Тюмень

2. Какое образование получил В.Крапивин?

Правильный ответ: писатель окончил факультет журналистики УрГУ в 1961 году.

3. Как называлась первая книга писателя? В каком году была издана?

Правильный ответ: “Рейс “Ориона”, 1962 года.

4. В каком году Крапивин создал детский отряд “Каравелла”, который объединил всех, кто стремился жить насыщенной творческой жизнью.

Правильный ответ: 1961год

5. Перечислите профили данного отряда.

Правильный ответ:

  1. журналистика
  2. морское дело
  3. фехтование
  4. киностудия
  5. яхтостроение
  6. яхтинг
  7. история флота

6. Назовите какой-нибудь закон отряда Каравелла”?

Правильный ответ: Вот эти законы:

- Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их не встретил.

- Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой раньше меня.

- Смелость - это то, когда человек боится и всё- таки не сворачивает с дороги.

- Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребёнка.

2 тур “Загадочный конверт” (вопросы по содержанию романа “Мальчик со шпагой”)

Задания выдаются каждой команде в специальных конвертах. Время на выполнения задания около 10 минут.

1. Закончите фразу из романа.

1. “Встань покрепче, локти согни, кулаки сожми, будто в одной руке поводья, в другой – шашка. И скомандуй тихонько, про себя: “ ...” 2. “Чтобы врагам хвалиться было нечем, Не беги назад от них не шага. Даже если ты кузнечик, у тебя должна быть ...” 3. “Клиперы не спорили с морем, не вспарывали волны. Они вписывались в морскую стихию, как бы сами делались частью океана. И летели вместе с ...”
     

Правильный ответ:

4. “Встань покрепче, локти согни, кулаки сожми, будто в одной руке поводья, в другой – шашка. И скомандуй тихонько, про себя: “ ...” 5. “Чтобы врагам хвалиться было нечем, Не беги назад от них не шага. Даже если ты кузнечик, у тебя должна быть ...” 6. “Клиперы не спорили с морем, не вспарывали волны. Они вписывались в морскую стихию, как бы сами делались частью океана. И летели вместе с ...”

“Эскадрон! Ко мне!”

...шпага”

...волнами и ветром”

2. Выберите правильный ответ и подчеркните

1. Новичка в клубе звали:
  • Митя Кольцов
  • Митя Стриженов
  • Митя Воробьев
4. Как звали учительницу второго класса, где учился Стасик Грачёв?
  • Нелли Ивановна
  • Ольга Ивановна
  • Елена Ивановна
2. Во что играют Иванов и Серёжа, ожидая поезд?
  • “Крестики-нолики”
  • “Морской бой”
  • “В шашки”
5. Как звали руководителя клуба “Эспала”:
  • Олег Московкин
  • Игорь Московкин
  • Влад Московкин
3. В какой город поехал Серёжа с другом по школе и клубу Генкой Медведевым :
  • Севастополь
  • Керчь
  • Симферополь
6. Кем был в клубе “Эспада” Димка Соломин:
  • знаменосцем
  • барабанщиком
  • командиром барабанщиков

Правильный ответ:

1. Новичка в клубе звали:
  • Митя Кольцов
  • Митя Стриженов
  • Митя Воробьев
4. Как звали учительницу второго класса, где учился Стасик Грачёв?
  • Нелли Ивановна
  • Ольга Ивановна
  • Елена Ивановна
2. Во что играют Иванов и Серёжа, ожидая поезд?
  • “Крестики-нолики”
  • “Морской бой”
  • “В шашки”
5. Как звали руководителя клуба “Эспала”:
  • Олег Московкин
  • Игорь Московкин
  • Влад Московкин
3. В какой город поехал Серёжа с другом по школе и клубу Генкой Медведевым :
  • Севастополь
  • Керчь
  • Симферополь
6. Кем был в клубе “Эспада” Димка Соломин:
  • знаменосцем
  • барабанщиком
  • командиром барабанщиков

3. О каком городе идет речь в тексте книги?

“Белый город, мраморные колоннады на площадях, толчея пёстрых кораблей в Карантинной гавани. Солдаты в шлемах с гребнями, хмурые рабы и смуглые мальчишки, пускающие с прибрежных камней игрушечные лодки. И всё это в окаймлении синих шипучих волн, под блеском безоблачного неба”.

Правильный ответ: Херсонес

4. Чьей команде даётся такая характеристика?

“Деловитый молчаливый Павлик Снегирёв, темноглазый и всегда спокойный Коля Копыркин, похожий на каплю чёрной ртути Рафик Сараев, тоненький и лохматый Серёжа Лавренюк и светлоголовый, но загорелый, даже зимой, Василёк Рыбалкин”.

Правильный ответ: первая шеренга “Эспады”, группа барабанщиков

5. Описание какого лагеря приводится в отрывке?

“Шумит на галечных пляжах, приходя из темноты, морской прибой, светятся огоньки на проходящих вдали пароходах. Ребята выходят на катерах в нейтральные воды и бросают в море бутылки с письмами к мальчишкам и девчонкам разных стран”.

Правильный ответ: Артек

6. Узнайте по описанию, чей герб?

“Ярко-оранжевый щит с белой окантовкой. По огненному рассветному полю мчались два всадника. Сами всадники были тёмно-красные, а кони – светло-серый и чёрный. Всадник на сером коне с шашкой в опущенной руке, всадник на чёрном – с поднятым копьём”.

Правильный ответ: Сережи Каховского

3 тур “Чёрный ящик” (вопросы на понимание смысла слова)

Данный конкурс проводится для капитанов команд.

Ведущий игры называет лексическое значение слова, написанного на листке, находящемся в чёрном ящике. Капитан команды должен угадать это слово.

Слайды презентации с изображением фотографии термина демонстрируются после того, как слово отгадано.

В черном ящике лежат листки со словами: “Шеврон”, “Командор”, “Эспада”, “кэч”.

Если остается время, то можно предложить капитанам отгадать перевод

девиза отряда “Каравелла”. “Tamborileros, adelante!”

Правильный ответ:

Шеврон – (фран) нашивка из галуна на рукаве в виде двух полосок, скрещивающихся под острым углом. Обычно на рукаве нижних военных чинов.

Командор - высшее звание рыцаря, в некоторых странах воинское звание офицера флота, руководитель или распорядитель некоторых видов спортивных соревнований.

Эспада - (espada) в переводе с испанского языка означает "шпага", "меч", "рапира".

У Владислава Крапивина в его книге "Мальчик со шпагой" есть такие строки:

"Прощаясь, он шпагу как надо
Братишке сделать помог,
Испанское слово "эспада"
По-нашему значит "клинок"...

Кэч – (англ - ketch) парусное двухмачтовое судно с косыми парусами. Кормовая мачта устанавливается впереди оси руля.

Как переводится девиз отряда “Каравелла” “Tamborileros, adelante!”

- “Барабанщики, вперед!” (по-испански)

4 тур “Защита обложки книги” Переходим к защите обложки к книге В.Крапивина “Мальчик со шпагой”

Каждая команда представляет свою обложку книги. Члены жюри оценивают работу по следующим критериям:

  1. Соответствие рисунка содержанию книги.
  2. Уместное цветовое решение.
  3. Владение риторическими умениями при устном ответе.
  4. Оригинальное исполнение рисунка.

Подведение итогов игры. Вручение грамот.

Материалы для жюри.