Интегрированный урок (биология + химия) "Белки. Свойства белков". 9-й класс

Разделы: Химия, Биология

Класс: 9


«То, что человек съел сегодня, определяет его жизнь завтра.»
Пол Брэгг

Белки – это одни из основных компонентов пищи и источников энергии. Они являются строительным материалом нашего организма, активнейшими участниками создания и постоянного и постоянного обмена клеток и тканей организма, обмена веществ. Из белков и их составных частей строятся ферменты, гормоны, витамины.

По химическому составу, питательной и биологической ценности белки неодинаковы. Мономерами белков являются аминокислоты, от количества которых и их сочетания друг с другом зависит полноценность белка.

Белковое голодание характеризуется распадом собственных белков тканей. Раньше других уменьшается содержание белка в сыворотке крови – развивается гипопротеинемия. Она ведет к переходу жидкости из крови в ткани, вызывая отеки. Вслед за белками крови распадаются белки печени, мышц и кожи, позже всех распадаются белки мышц сердца и головного мозга. Одним из наиболее ранних показателей того, что запасы белка начинают истощаться, служит изменение содержания мочевины в моче. Длительный отрицательный азотный баланс ведет к гибели организма.

Класс: 9.

Тип урока: урок обобщения и усвоения нового материала.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Цель урока: дать понятие о белках на основе межпредметных связей с химией. Рассмотреть строение, химические свойства и биологические функции белков. В связи с валеологией дать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить и обобщить знания учащихся о природных веществах- биополимерах; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки и организма; познакомить с основными химическими свойствами белков.

Развивающие:

  • развить мышление через формирование причинно-следственных связей между строением, свойствами и биологической функцией, развить познавательные способности (памяти, воображения, фантазии) через знакомство с биологической эволюцией белковых структур.

Воспитательные:

  • формирование научного мировоззрения учащихся на примере интеграции естественных наук; продолжить развитие навыков ведения здорового образа жизни на основе знакомства пищевой ценностью белков, потребностями организма в белках.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, растворы NaOH, CuSO4, (CH3COO)2Pb, HNO3 (концентр), насыщенный раствор поваренной соли, спиртовка, штатив, спички, держатели пробирок, пробирки, яичный белок, кусочки шерстяной ткани, перья птицы, шерсть.

Ход урока представлен в Таблице.

Презентация