Информационные технологии на повторительно-обобщающих уроках физики (на примере урока по теме "Основы кинематики". 10-й класс)

Разделы: Физика, Информатика

Класс: 10


С целью формирования и развития способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации  на уроках физики использую современные электронные средства обучения.

В связи с этим мною были поставлены и решались в процессе педагогической деятельности следующие задачи:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении материала курса физики;
  • Увеличить долю  самостоятельности учащихся при решении всех типов задач (текстовых, графических, экспериментальных, задач с неполными данными и др.);
  • Формировать навыки поисково-исследовательской деятельности  учащихся.

Основными этапами в подготовке повторительно-обобщающих уроков по физике являлись:

  • разработка структуры урока;
  • подбор дидактического материала;
  • определение форм работы учащихся;
  • определение места и роли ИКТ на уроке.

Основными структурными элементами урока являются:

  • организация повторения  материала изученной темы с использованием компьютерной презентации учителя  (Приложение 1);
  • обобщение знаний и отработка навыков решения задач разных типов. Организация фронтальной и групповой работы учащихся (карточки с заданиями в печатном виде (Приложение 3), презентация учителя (Приложение 1);
  • фронтальная проверка выполнения индивидуальных заданий (с помощью подготовленных учителем слайдов презентации, интерактивных моделей  ЭОИ «Открытая физика 1.1» ООО «Физикон», 2002г.)
  • подведение итогов урока (формулирование выводов на основе, рассмотренных в начале урока графиков различных видов движения тел при изучении темы «Основы кинематики» (Приложение 1, слайды 2 и 3).

Целесообразность использования ИКТ на различных этапах урока определяется возможностями интенсификации учебного процесса. Например, при проведении  повторительно-обобщающего урока по теме «Основы кинематики» использование информационных технологий позволяет по сравнению с традиционной формой проведения урока:

  • наглядно представить механизм движения тел (интерактивные модели);
  • моделировать характер движения тела, ее траекторию в зависимости от начальных условий;
  • сократить время для проверки заданий  и использовать его для отработки навыков решения задач;
  • использовать предложенные материалы неоднократно. Слайд №2 (Приложение 1) используется дважды: в начале урока для создания проблемной ситуации и в конце при подведении итогов урока.

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТ и ОЭР

Предмет, класс

Физика, 10 класс

Тема урока
Урок № 13

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основы кинематики»

Актуальность использования средств ИКТ

Визуализация материала, структурирование материала, практическая деятельность в группах с различными источниками (ЦОР)

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Обобщение знаний по теме «Основы кинематики»
Продолжение работы по формированию навыков учащихся (самостоятельного поиска необходимого материала, решения задач).

Развитие познавательной активности, исследовательских умений.

Формирование коммуникативных компетентностей.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет)

  • Презентация учителя к уроку (Приложение 1)
  • Компьютер, проектор
  • СД –диск «Открытая физика. Часть 1.1» ООО «Физикон», 2002

 Раздел «Механика»
 Тема «Равноускоренное движение», интерактивная модель.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

  • Компьютер, проектор
  • Экран
  • СД – диск «Открытая физика. Часть 1.1» ООО «Физикон», 2002  .

Организационная структура урока

Этап 1. Организационный. Объявление темы урока, постановка цели урока, организация рабочего места. 2 мин.

Этап 2. Разминка. Проверка усвоения изученного материала (фронтальный устный опрос учащихся).

Задачи

  • Актуализировать знания по теме, повторить узловые вопросы темы, формулы прямолинейного равномерного и прямолинейного равнопеременного движения;
  • Обеспечить концентрацию и устойчивое внимание учащихся

Длительность этапа

5 мин

Форма организации деятельности уча­щихся

Ответы учащихся на вопросы разминки (Приложение 2)

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Фронтальная устная проверка знаний учащихся по данной теме

Промежуточный контроль

Анализ уровня знаний по данной теме

Этап 3. Отработка навыков решения задач по алгоритму и нестандартных творческих заданий. Обобщение и повторение темы «Основы кинематики».
Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам с заданиями ведется параллельно индивидуальной и фронтальной работе со всем классом.

Группа 1.  Выполнение индивидуальных заданий учащихся по карточкам.

Задачи

Актуализация и систематизация ранее усвоенных знаний по теме; совершенствование и применение знаний

Длительность этапа

30 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проверка творческих заданий по чтению графиков и выведение закономерностей физических величин с помощью компьютерной программы «Открытая физика. Часть 1.1. Механика. Равноускоренное движение»

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа учащихся по карточкам с дифференцированными заданиями у доски (Приложение 3)

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организует работу учащихся.
Контролирует, систематизирует и обобщает знания по теме, учит применять их на практике

Промежуточный контроль

Оформление решений заданий на доске. Проверка индивидуальной работы учащихся с помощью компьютерной модели из компьютерной программы «Открытая физика. Часть 1.1. Механика. Равноускоренное движение»

Группа 2. Обобщение и повторение темы «Основы кинематики».

Задачи

Краткое описание прямолинейного равномерного, прямолинейного равнопеременного движений тел с применением выводов математических закономерностей параметров движения от времени. Для повторения усвоения учащимися различных методов описания характера движений использовать задачи разных типов

Длительность этапа

30 минут

Основной вид
деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация компьютерной презентации учителя (Приложение 1)

Форма организации
 деятельности учащихся

Индивидуальная работа учащихся у доски; фронтальный устный опрос. Оформление задачи в тетради.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Контролирует, систематизирует и обобщает знания по теме, учит применять на практике

Промежуточный контроль

Учет знаний учащихся при фронтальной устной проверке

Этап 4.  Подведение итогов

Задачи

Формулирование выводов по взаимосвязи параметров движения тела от заданных начальных условий

Длительность этапа

8 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Компьютерная презентация учителя (Приложение 1)

Форма организации деятельности учащихся

Формулирование выводов совместно с учителем.
Учащиеся приходят к выводу о том, что на характер движения, его траекторию влияет выбор системы отсчёта, фиксация начальных условий и изображение их на чертеже

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организует деятельность учащихся  по подведению итогов

Промежуточный контроль

Проверка умения учащимися  формулировать выводы

Итоговый контроль, подведение итогов

Контроль сформированности навыков по решению задач

Конспект повторительно – обобщающего урока

Тема урока: Основы кинематики

Цели урока:

  • продолжение работы по формированию навыков самостоятельного поиска необходимого материала и решения задач;
  • развитие познавательной активности, исследовательских умений;
  • формирование коммуникативной компетентности

Задачи урока:

  • актуализировать и систематизировать ранее усвоенные знания по теме “Основы кинематики”;
  • совершенствовать полученные знания в практической деятельности;
  • отработка навыков по решению задач. 

Применяемые технологии: ИКТ, элементы развивающего обучения

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CД, ресурсы Интернет):

  • презентация учителя к уроку (Приложение 1);
  • компьютер, проектор;
  • СД-диск “Открытая физика. Часть 1.1” ООО “Физикон”, 2002. Раздел “Механика”. Тема “Равноускоренное движение”, интерактивная модель.

Применяемые формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Разминка (5 мин.)
  3. Отработка навыков решения задач, повторение и обобщение темы “Основы кинематики” (30 мин.)
  4. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания. (8 мин.)

Ход урока:

Пункт плана №1. Организационный момент

Работа учителя

Работа учащихся

Объявление темы урока, постановка цели урока, проверка готовности рабочего места учащихся

Организация рабочего места
Запись темы и даты урока в рабочих тетрадях учащихся

Пункт плана №2. Разминка

Работа учителя

Работа учащихся

Функция учителя организующая, контрольно-оценочная. Учитель задает вопросы всему классу (Приложение 2). Вопросы для обдумывания не требуют длительного времени и предполагают короткий ответ по существу вопроса.

Учащиеся отвечают на вопросы с места

Подготовка опросника (Приложение 2).

 

Пункт плана № 3. Отработка навыков решения задач по алгоритму и нестандартных творческих заданий. Обобщение и повторение темы «Основы кинематики».
Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам с заданиями ведется параллельно фронтальной работе со всем классом.

Работа учителя

Работа учащихся

Организует работу учащихся в группах.
Контролирует, систематизирует и обобщает знания по теме, учит применять их на практике.
Индивидуальные задания по карточкам (Приложение 3) учащиеся выполняют на доске самостоятельно. Проверка задач на карточках 1-3 (Приложение 3) осуществляется при участии всего класса с помощью интерактивной модели из компьютерной программы «Открытая физика. Часть 1.1. Механика. Равноускоренное движение».
Включить слайд №6 (Приложение 1). Проверить графический способ решения задачи на карточке №4 (Приложение 3)

Группа 1. Выполнение индивидуальных заданий учащихся по карточкам.

В качестве создания проблемной ситуации предложить учащимся задачу на соответствие графиков прямолинейного движения для трёх тел (Приложение 1, слайд №2). При обсуждении решения задачи учащиеся дают кинематические характеристики этих движений (прямолинейного равномерного, прямолинейного равноускоренного, прямолинейного равнозамедленного). Формулы записываются на доске. Проверка данной задачи осуществляется при помощи слайда №3 (Приложение 1).
Для закрепления и обобщения знаний учащихся по кинематическим законам движения, применения их в конкретных ситуациях решить задачу со слайда №4 (Приложение 1). Данную задачу учащиеся решают самостоятельно. Для проверки включить слайд №5 (Приложение 1).

Группа 2. Индивидуальная работа учащихся у доски; фронтальный устный опрос. Оформление задачи в тетради.

Пункт плана № 4. Подведение итогов

Работа учителя

Работа учащихся

Вернувшись к слайду №2 (Приложение 1), учитель организует деятельность учащихся по подведению итогов. Учащиеся совместно с учителемприходят к выводу о том, что на характер движения тел, его траектории влияет выбор системы отсчёта, фиксации начальных условий и изображение их на чертеже.

Формулирование выводов урока совместно с учителем

Проверка умения учащимися  формулировать выводы

 

Контроль сформированности навыков по решению задач

 

Работа учителя

Работа учащихся

Необходимо обосновать отбор содержания домашнего задания и его объем

Запись домашнего задания в дневник