Роль лекций в развитии познавательной деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время учитель обращает внимание на такие методы и организационные формы обучения, как лекционные занятия. Лекции в зависимости от дидактических целей могут быть: лекции по изучению нового материала и лекции по систематизации и обобщению знаний.

Лекции по изучению нового материала проводятся при изучении сложного теоретического материала, при изучении начальных тем курса, по систематизации в конце изучения большого раздела или в конце учебного года после изучения всех тем. Главная цель лекции – это передача знаний, формирование общих учебных умений и навыков. Учащиеся должны учиться в процессе прослушивания лекции, объяснения учителя, сообщений учащихся вести записи основного содержания в форме простого плана.

На активное слушание влияют следующие факторы:

1. Стимулирование к слушанию: сообщение плана изложения, требование самостоятельно со-ставить план и сделать вывод, использование интересного материала, презентации, видео, наглядных пособий, демонстрации опытов, ИКТ-технологии.
2. Эмоциональность, культура речи учителя, чёткость, логичность, убеждённость и т.д.
3. Научность и доступность материала, соответствие возраста школьников.

Использовать урок-лекцию можно уже с 8 класса. У восьмиклассников нужно формировать умение слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план, соединять восприятие содержания лекции с записями основных положений в виде плана, конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, ответы на вопросы.

Первый шаг учителя перед лекционным изложением материала – создать у учащихся определённую установку, мотивировать данный этап деятельности. Так, на первом уроке – лекции в 8 классе по теме «Периодический закон и периодический закон химических элементов» нужно объяснить учащимся, что такая форма организации урока выбрана с целью формировать у них умение слушать и воспринимать материал, анализировать, обобщать, выделять главное в лекции, кратко делать запись, составлять конспект.

Эти умения будут необходимы им в дальнейшей жизни при получении высшего образования, при самообразовании. Далее даётся инструкция о том, как слушать лекцию, на что обращать особое внимание, познакомить ребят с планом лекции и, излагая материал, постоянно обращаться к плану.

К восприятию урока-лекции необходимо готовить учащихся: учить выделять главные мысли, идеи, сопоставлять излагаемый учителем материал с готовым планом, учить быстро фиксировать нужное в ходе слушания, составлять план лекции, конспект, тезисы.

В 10, 11 классах, где учащиеся более подготовлены к восприятию лекции, в начале урока можно дать задание: в ходе изложения материала самостоятельно составить план лекции. В конце урока нужно проверить, сверив свои планы с том, который составила учитель (на доске, на слайде, в презентации). Такой подход позволяет и на уроке – лекции установить связь «ученик – учитель».

Обучая учащихся сознательно воспринимать лекцию, учитель следит за темпом, ритмом речи, паузами и т.д. Заранее объясняем учащимся правило: если учитель говорит медленно, подчёркивая каждое слово, значит, это – главная мысль, определение понятия и это следует записать перед тем, как перейти к изложению следующего пункта плана, сделать паузу.

Развитие познавательной деятельности в виде самостоятельности учащихся – важнейшая задача учителя при организации лекции. Так, учащихся 9 класса необходимо учить анализировать, определять формы, назначение прослушанного, использовать различные формы конспекта, таблиц, схем и т.д.

Продолжительность школьной лекции 25-35 минут, можно проводить сдвоенные уроки-лекции в течение 60 минут, объясняя крупные блоки учебного материала.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКЦИЙ

     1. Лекции по изучению нового материала – вводные.
     2. Лекции по обобщению материала.
     3. Лекции по систематизации изученного материала.

К урокам-лекциям по изучению нового материала относят вводную, установочную лекцию в начале изучения курса, раздела, темы, когда у учащихся нет фундамента, т.е. необходимых опорных знаний для организации самостоятельной познавательной деятельности.

Вводная лекция обязательно предполагает последующую глубокую работу школьников с её содержанием, осмысление основных теоретических положений, понятий, развитие умений применять их при решении расчётных задач и экспериментальных задач и т.д. Лекция, которая вводит учащихся в круг вопросов новой темы, должна вызвать у них познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность обучающихся.

Занимательность – одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса. Это требование предъявляется к вводным лекциям, активизирует углублённую познавательную деятельность, является опорой эмоциональной памяти, мобилизует внимание и усилие.

Уроки-лекции по обобщению и систематизации изученного материала проводятся в конце изучения раздела, темы, а также в выпускном классе при подготовке к экзаменам. Их целесообразно проводить в том случае, если учитель предполагает подвести учащихся к новой, более высокой систематизации знаний, показать образец обобщения, научить этому методу школьников. Такие лекции требуют серьёзной подготовки учащихся по осмыслению материала из курса химии и других предметов. При этом используется актуализация знаний обучающихся.

На уроке с этой целью учитель проводит краткий фронтальный опрос по основным вопросам, которые ученики повторяли к этому уроку, а затем перейти к изложению лекции. Любая лекция требует подготовки, осознания целей, отбора содержания. Начинают эту работу с изучения соответствующего материала учебника.

Подготовка к уроку-лекции требует продуманной организации домашней работы учеников. В качестве домашнего задания можно предложить проанализировать содержание лекции, подтвердить теоретические вопросы примерами, закончить уравнение реакций, дополнить содержание лекции. При подготовке к лекции нужно продумать изложение, логичность, краткость, точность в выделении главного, основного, убедительность.

В ходе лекции желательно использовать наглядность, химический эксперимент, презентации, видео, самостоятельную работу с учебником, таблицами, схемами. Следует выделить план требований к учащимся, указать, что им нужно запомнить, записать, твёрдо выучить, чтобы была основа для расширения и углубления знаний на последующих уроках.

Итак, урок-лекция начинается с определения темы, цели урока, изложения учебного материала по плану, записанному на доске. Объяснение сопровождается необходимыми записями на доске с демонстрацией опытов, презентацией, слайдами. Первое объяснение можно проводить медленно, чтобы ученики могли законспектировать. После первого объяснения можно ещё раз объяснить новый материал по конспекту, записанному на доске или на слайдах. При этом учащиеся только слушают.

В заключение урока школьники читают конспект, отмечают основные вопросы изучаемого нового материала, отвечают на ряд основных вопросов. Лекцию как эффективное звено организации учебно-воспитательного процесса рассматривают в тесной взаимосвязи с другими уроками, например, с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания, вырабатывают навыки и умения применять их на практике.