Урок окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Прогнозируемые результаты: Познакомить детей с самыми холодными районами Земли – Арктикой и Антарктидой, научиться находить их на глобусе и карте. Знать животных, которые обитают в этих районах. Развивать речь, воображение, мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийное оборудование, глобус, карта полушарий, фрагмент мультфильма про пингвинов, презентация «Белое чудо», рабочая тетрадь по окружающему миру, слайды с изображением животных Арктики.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

–  Сколько времен года вы знаете? Какое сейчас время года? А будет после? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их.

3. Мотивация учебной деятельности

– Отгадайте, какое животное может сказать о себе так: «Я бываю черный, бываю бурый, бываю белый ».

Сегодня вы узнаете, где живут белые медведи, что они любят, когда отмечается Международный день белого медведя и почему они не охотятся на пингвинов.

4. Работа по теме урока

На Земле существуют места, где всегда очень холодно. Это острова Северного Ледовитого океана – Арктика (от греческого «арктус» – медведь), Северный полюс – крайняя северная область Земли.

Посмотрите этот район на карте и на глобусе.

Это край с долгой холодной до -60 градусов зимой (полярная ночь) и очень коротким прохладным летом (полярный день). Несмотря на суровые природные условия, там можно встретить некоторых животных.

Посмотрите слайды (тюлени, моржи, птицы, белые медведи)

Подготовленные дети рассказывают:

Морж – это великан, с острыми клыками, никого не боится. Сам по себе он безобидный, а клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их.

Тюлень питается рыбой, прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень долго находится под водой, но ему обязательно нужен воздух. Он может головой пробить лед, чтобы не задохнуться, когда поверхность воды замерзает.

– Можно ли увидеть этих животных в Москве? Где? (в зоопарке). Посмотрите, какое необычное письмо пришло из Московского зоопарка от медведя Врангеля.

Презентация «Белое чудо»

– Что вы узнали о жизни и особенностях белых медведей? Когда отмечается Международный день белого медведя? Почему охраняют белых медведей?

Физминутка под музыку из мультфильма «Умка»

– А сейчас мы отправляемся на юг, но там не будет жарко, будет гораздо холоднее, чем в Арктике. Наш путь лежит на полюс холода в Антарктиду. Показ этой области на глобусе и карте.

Зимой в этих районах температура опускается до -80 градусов, лето холоднее нашей зимы. Но и здесь есть жители- птицы, которые не умеют летать, но очень хорошо плавают (фрагмент мультфильма о пингвинах).

Подготовленный ребенок рассказывает:

Пингвины – жители Антарктиды, питаются рыбой, отличные пловцы. Гнезд не строят, т.к. не из чего, поэтому самка пингвина свое единственное яйцо кладет на лапы, а сверху прикрывает своим телом. Так и «выстаивает» своего птенца, а не высиживает. Папа-пингвин добывает пищу и кормит самку.

– Кто же может ответить на вопрос: «Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?»

Выполнение заданий в рабочей тетради на с.11 №1, №2

5. Рефлексия учебной деятельности

– У вас на парте лежат листочки с заданием. Вы должны соединить название района, полюс и животного, используя два цвета карандашей.

Арктика   Южный полюс   пингвин
         
Антарктида   Северный полюс   белый медведь

(проверка на доске)

– Чем похожи Арктика и Антарктида? Одинаковые или разные животные населяют эти районы? Где же живут белые медведи? Когда отмечается Международный день белого медведя?

У вас на парте лежат листочки. Нарисуйте то настроение, которое было у вас на уроке.