Творческая мастерская на тему "Цветы мне нежно улыбались…"

Разделы: Русский язык


Технология: педагогическая мастерская.

Возрастная группа: учащиеся 6 класса.

Методический комментарий. Для занятия потребуется распечатанный текст стихотворения С.Маршака “Ландыш”, а также тексты, легенды, загадки о цветах; фотографии, нарисованные картины, репродукции картин: И.Левитан “Одуванчики”, Е.Куликов “Полевые цветы”, Миньон “Цветы в вазе”, О.Жуков “Маки и ромашки”, Ф.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”, Винсент ВАН ГОГ “Подсолнечники”, Эмиль Нольде “Красные маки”; аудиозапись песни Ю.Антонова “Не рвите цветы”; презентация “Цветы – спутники жизни”, живые цветы.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
  • повторить через анализ текста следующие понятия: тема, основная мысль, стиль текста, тип текста, изобразительно – выразительные средства языка;
  • развивать умение составлять план текста.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность;
  • содействовать развитию самостоятельности и творческой активности;
  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, ответственность за судьбу родного края;
  • привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения природного богатства России;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимоуважение.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица).

3. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

4. Пользоваться словарями, справочниками.

5. Осуществлять анализ и синтез.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Ход урока

1. Учитель читает стихотворение

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные явления природы,
Они нас радуют в рассветный час,
В закатный час склонятся у порога.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывая время расставанья.
Они нас так стараются сберечь
От преждевременного увяданья.
С.Красиков

- О чем это стихотворение?

- Какова основная мысль данного стихотворения?

- О чем пойдет речь на уроке?

Слово учителя

Да, сегодня мы поговорим о цветах. Самое прекрасное и нежное создание на земле – это цветы. Они прочно вошли в наш быт, стали символом совершенства.

Цветы открыли перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

Нет на земле языка сокровеннее и понятнее, чем язык цветов. Даже один – единственный может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание.

Общаясь с этими прекрасными творениями природы, человек становится добрее, нежнее, духовно богаче. Неслучайно ведь самым лучшим подарком для девушек и женщин являются цветы, природы милое творенье.

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и других праздниках, приходят в памятные даты. Человека на протяжении всей жизни сопровождают близкие, друзья, братья наши меньшие.

А красочнее, радостнее, счастливее нашу жизнь делают маленькие жители планеты - цветы. Их судьба находится в наших руках!

- Как вы считаете, ребята, можно ли назвать цветы спутниками жизни? Докажите свою точку зрения, приведите примеры.

2. Кто быстрее? Работа в группах.

- Отгадайте загадки. Соотнесите их с картинками цветов. Запишите названия цветов.

1.

Что за сказочный ковёр
На лугу весной расцвёл (Цветы)

2.

Есть у весеннего цветка.
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик - как у чеснока,
А корона - как у принца! (Нарцисс)

3.

На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)

4.

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

5.

Все знакомые с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелками гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми... (Гвоздиками)

6.

Что в хлебе родился,
А есть не годился? (Василёк)

7.

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

8.

До чего ж цветок пригож,
Он на солнышко похож. (Ромашка)

9.

Самый смелый из цветов,
Он в снегу цвести готов. (Подснежник)

10.

Ёжик странный у Егорки
На окне сидит в ведёрке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножку в землю. (Кактус)

11.

Солнце жжёт макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)

12.

Чёрная макушка
Жёлтая опушка. (Подсолнух)

13.

На воде увидел ты
Нежно-белые цветы,
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. (Лилия)

14.

Строга и зла красавица
Когда к ней прикасаются. (Роза)

- Со словами - отгадками составьте предложение. Обобщающее слово и однородные члены подчеркните.

3. Прослушайте песню Юрия Антонова “Не рвите цветы”.

- Определите основную мысль и запишите ее для себя.

4. Фронтальная работа.

Картинная галерея: И.Левитан “Одуванчики”, Е.Куликов “Полевые цветы”, Миньон “Цветы в вазе”, О.Жуков “Маки и ромашки”, Ф.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”, Винсент ВАН ГОГ “Подсолнечники”, Эмиль Нольде “Красные маки”.

- Рассмотрите репродукции картин.

- Приходилось ли вам видеть эти цветы?

- Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники?

- Удалось ли им перенести жизнь на полотно?

- Что показалось вам необычным в изображении цветов?

5. Учитель раздает карточки с текстом. Работа в парах.

- Прочитайте текст.

Сколько разных цв... тов на земле! Белых, голубых, ж... лтых, красных и даже ч...рных.

Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд...вительным зап... хом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши – ж..тели леса.

И есть красивые гвоздики. У них у...кие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог... ньки.

Незабу...ки... Какое ласковое слово! Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышке лета. Поглядишь - и не забудешь...

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

- Определите тип текста.

- Перечислите известные вам изобразительно – выразительные средства языка. (Сравнение, олицетворение, метафора, эпитет). Найдите и выпишите примеры из текста.

- К слову “цветы” подберите однокоренные слова.

Цветок (др.рус.): цветок, цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный, цвести.

- Какие другие слова – ассоциации всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово цветы? (Красота, радость, праздник, любовь, откровенность, благополучие)

- Запишите их. Составьте с ними словосочетания. (Обмен мнениями в группах. Чтение словосочетаний вслух. Дополнение собственных записей.)

- Напишите продолжение к данному тексту (2-3 предложения).

- А какие цветы любите вы? Чем они вас привлекают?

- Подберите эпитеты к своему любимому цветку. Нарисуйте его.

Ароматный, благоухающий, весенний, горный, душистый, искусственный, живой, засохший, пушистый, пышный, увядший, хилый, чахлый, волшебный, дивный, диковинный, изумительный, изысканный, ласковый, милый, невиданный, нежный, немой, несмелый, печальный, прекрасный, прелестный, роскошный, синеглазый, скромный, сонный, стыдливый, удивительный, чистый, чудесный, чудный, лесной, луговой, полевой, садовый, ранний.

- А теперь попробуйте написать синквейн.

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

1. Одуванчик

Легкий, пушистый
Растет, цветет, разлетается
Какой же он необычный!
Парашютики.
(Перетягин Антон)

2. Роза

Великолепная, гордая
Привлекает, благоухает, удивляет
Можно любоваться день и ночь!
Настоящая красавица.
(Абрамова Полина)

3. Василек

Синеглазый, простой
Удивляет, радует, напоминает
Дарит надежду
Украшение полей.
(Шаврин Алексей)

После окончания работы – обмен мнениями в группе, дети вполголоса читают друг другу свои работы. Затем представители групп читают самые удачные работы вслух.

6. Работа в группах.

- Прочитайте стихотворение С.Маршака.

- О чем это стихотворение? Определите его основную мысль.

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

- Какую картину нарисовал автор? Какие мысли и чувства он постарался передать? Какие эмоции вызывает стихотворение, какое настроение создает?

- Какие выразительные средства языка есть в этом тексте? Выпишите их, охарактеризуйте.

Представители групп читают вслух.

7. Фронтальная работа.

Мы сегодня попробуем написать этюд о любимом цветке.

- Что такое этюд? (Небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу).

У каждого ученика картинка, фотография с изображением любимого цветка. Некоторые ребята принесли живые цветы, нарисованные картины, вышивки.

- А теперь предложите названия этюдов о цветке. В название включите основной эпитет, характеризующий цветок.

Солнышко в руках (ромашка)

Степной цветок (колокольчик)

Заветный, дорогой цветок. Царица всех цветов (роза)

Малютка – незабудка

Стройная фиалка

Ароматная лилия

Особенный цветок (гвоздика)

Сказочные анютины глазки

Любимый цветок весеннего царства (тюльпан)

8. Составление плана.

(Предварительно на дом было задание: подготовить поэтические строки о цветах, легенды).

- О чем можно написать в работе?

- Определите микротемы. Напишите план. Определите тип речи.

(После обмена мнениями в группах выделяются такие микротемы:

1. Откуда ты родом, цветок?

2. Мое удивление (описание цветка).

3. Не спешите рвать цветы!)

9. Творческая работа. Этюд о любимом цветке.

Напишите этюд о любимом цветке, используя изобразительно - выразительные средства языка. (10 мин.) (Чтение сочинений в группах, обсуждение, выбор лучших, удачные работы читаются всему классу).

10. Обсуждение результатов занятия.

- Что понравилось на мастерской?

- Когда было особенно интересно?

- Какие трудности пришлось испытать?

- Что чувствовали, когда писали творческую работу?

Домашнее задание. Подготовить творческую работу для оценивания.