Проектная деятельность по экологии для детей старшего дошкольного возрастана тему "Земля – наш общий дом!"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Все хорошее в детях – из детства!
Как источник добра – пробудить!
Прикоснуться к природе - всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, что б земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши.
Что б для них экология стала,
Не наукой, а частью души!

Цели:

  • Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
  • Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
  • Ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного и живого мира.

Задачи:

  • Воспитываем чувство любви к Родине, бережное отношение к окружающему миру.
  • Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за ее сохранность.
  • Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них.
  • Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
  • Формировать у детей бережное, ответственное, доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать у детей воображение, фантазию, речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Обратить внимание родителей на проблемы проектной деятельности, вовлечение их в реализацию проекта и в разнообразные виды деятельности в природе.

Тип проекта: Социальный, информационный, творческий.

Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь 2016г. - май 2017г.)

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, педагоги.

Охват проекта: Все образовательные области.

Девиз проекта:

“Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!”

Актуальность проекта:

“Любовь к Родине начинается с любви к природе!” - именно под этим лозунгом проходят все мероприятия экологического движения страны и направлены они, на то, что бы наши дети научились любить Родину, через любовь к окружающему миру. И здесь нельзя не вспомнить высказывание русского педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: “Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что познание природы, развитие интереса, любви к Родине, к окружающему миру в дошкольном возрасте возможны в изучении, в исследовании окружающих объектов, при непосредственном взаимодействии с ними. Именно в этом нам и поможет наиболее эффективный метод – метод экологического проекта, который подразумевает совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

Основная идея проекта:

Продолжаем развивать умения детей и их родителей отмечать красоту нашей Родины, родного края, любимого города, района. Создать условия для формирования у детей и родителей основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.

Работа с родителями в рамках реализации проекта:

  1. Проведение родительского собрания: “Цели и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста”.
  2. Знакомство с планом реализации проекта (обмен мнениями, вопросы, предложения).
  3. Оформление папок передвижек для информации родителей по темам проекта.
  4. Привлечение родителей к сбору информации, иллюстраций, фотографий по темам проекта.
  5. Привлечение родителей к проведению занятий, экологического содержания (по их желанию и возможностям).
  6. Участие и помощь в организации акций, стенгазет, плакатов по темам проекта.
  7. Участие в тематических конкурсах, выставок рисунков и поделок (совместно с детьми).
  8. Привлечение родителей к “Вечерним посиделкам” - чтение художественной литературы, рассказы из личного опыта, проведение мастер - классов для детей группы.
  9. Совместное посещение музеев, выставок, Зоопарка, Планетария, парков и т.д.
  10. Разучивание с детьми стихотворений, пословиц, поговорок, закличек, потешек по темам проекта.
  11. Участие в конкурсе группы: “Лучшая семейная сказка, про Экологию”.
  12. Активное участие в отчетном мероприятии по реализации проектной деятельности.

Прогнозируемый результат:

  1. Создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир, природу в целом.
  2. Развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса и инициативности, коммуникативных навыков, образного мышления и творческих способностей.
  3. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы.
  4. Развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  5. Формирование чувства любви к родине, к малой родине, осознанного правильного отношения к планете земля и к человеку как к части природы.
  6. Приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, расширения кругозора детей группы.
  7. Воспитание экологически безопасного поведения в природе.
  8. Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
  9. Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей экологической культуры, патриотических чувств и гражданской ответственности.
  10. Появление у детей и родителей общих интересов.
  11. Сплочение детского коллектива.

План реализации проекта

I этап. Подготовительный (информационно-аналитический):

  1. Составление перспективного плана реализации проектной деятельности.
  2. Мониторинг основ экологического воспитания каждого ребенка группы.
  3. Мониторинг детей на тему “Хорошо – плохо”, оценивание поступков героев сказок, мультфильмов и литературных произведений.
  4. Наблюдение и беседы с детьми на темы проекта.
  5. Анкетирование родителей на тему “Методы и способы экологического воспитания” детей старшего дошкольного возраста.
  6. Консультация для родителей: “ Как привить любовь к природе у детей”
  7. Изучение научной литературы и ФГОС по темам экологического воспитания.
  8. Подборка художественной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок по теме проекта.
  9. Подборка музыкальных произведений знаменитых композиторов, детских песен экологического содержания.
  10. Подборка дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих, подвижных игр для реализации проектной деятельности.

II этап. Основной (практический):

“Есть одна планета – сад в этом космосе холодном
Только здесь шумят леса, птиц скликают перелетных.
Лишь на ней увидишь ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!”
Я.Аким

Цель: Воспитываем гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и к окружающему миру в целом.

Формы и методы реализации:

Занятия и разные формы бесед:

  • “Мой любимый город”,
  • “Дом, в котором мы живем”,
  • “Что люблю то берегу”,
  • “Земля заботу любит”,
  • “Растение – земли украшение”,
  • “Лес наше богатство”,
  • “Мы за них в ответе”,
  • “Любимое Черное море”,
  • “Бездомные животные”,
  • “Зимушка – зима”,
  • “Жизнь птиц зимой”,
  • “Заповедники”,
  • “Вода это жизнь”,
  • “Что значит беречь природу”,
  • “Чистый или грязный воздух”,
  • “Огород на окне”,
  • “Весна идет, весне дорогу”,
  • “Комнатные растения”,
  • “Красная книга России”,
  • “Почему исчезают животные и растения”,
  • “Час земли”,
  • “Луговые полевые цветы, ты их не рви, а просто посмотри”.
  • Презентации по темам проекта:
  • “Земля наш общий дом”,
  • “С чего начинается Родина”,
  • “На прогулку в лес”,
  • “Эти удивительные животные”,
  • “Синичкин календарь”,
  • “Они у нас зимуют”,
  • “Час земли”,
  • “Красная книга России”,
  • “Весенние цветы”.

Оформление плакатов и стенгазет.

“МЫ за них в ответе”, “День защиты животных”, “Район, в котором мы живем”, “Как мы отдыхали на черном море”, “Покормите птиц зимой”, “Мы ходили в Зоопарк”.

Рассматривания репродукции картин великих художников.

В этом разделе нам поможет книга М. Петрова “Картины русских художников. Репродукции и описания” (демоматериал с методичкой).

Прослушивание музыкальных произведений.

За помощью при работе с этим разделом можно обратить внимание на методическую разработку Г.В. Шпотова “Роль музыки в экологическом воспитании детей”.

Тематические выставки.

Организация выставок поделок и рисунков по темам проекта в течении всего года.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов, загадок и пословиц:

  • Б.Житков “Что я видел”
  • Ю. Тувим “Овощи”, Я. Тайц “Послушный дождик”, Э. Хогарт “Мафин и его знаменитый кабачок”, А. Амосов “Андрюха”
  • Е. Трутнева “Стало вдруг светлее вдвое…”,
  • И. Соколов-Микитов “Листопадничек” Д/и “Кто чем дышит?”, ““Ботаническое лото”, “Вершки-корешки”, “Разрезные картинки”.
  • Т. А. Шорыгина “Родник”, “Мурзик, иди сюда!”, ““Почтовая голубка”, “Прозрачный невидимка”, “Южный ветерок”, “Зимний лес”, “Зима”, “Когда дубраве лучше живётся”.
  • Н. Рыжова “Вы слыхали о воде?”
  • Е. Серов “Град”
  • А. Барто “Дождь”
  • Г. Ладонщиков “Лёд”, “Что мы видели в лесу”
  • Н. Некрасов “Мороз”
  • Я. Аким “Облака”
  • Н. Михайлова “Пар”
  • И. В. Переверзева “На море”
  • Г. Х. Андерсен “Русалочка”
  • К. Ушинский “История одной яблоньки”
  • К. Паустовский “Тёплый хлеб”
  • В. Бианки “Синичкин календарь”
  • Е. Благинина “Улетают, улетели…”, “Стрижи”
  • С. Маршак “Сыплет, сыплет снег охапками…”

Проведение акций:

  • “Что люблю – то берегу”,
  • “День защиты животных”,
  • “24 октября – Российский день без бумаги” (рисунок на асфальте и работа с бросовым материалом),
  • “Поможем деревьям подготовиться к зиме”,
  • “Моё любимое черное море” (поделки из ракушек и камней),
  • “Покормите птиц зимой”,
  • “Синичкин день”,
  • “Международный день рек. Наша река Москва - чистой быть должна” (Прогулка в парк и уборка сухого мусора по берегу реки),
  • “День земли”,
  • “День подснежников”,
  • “Украсим наш участок”.
  • “Посадка каштанов на территории детского сада и приурочена к Всероссийскому дню посадки леса”.

Организация просмотров тематических мультфильмов, видеофильмов и слайдов:

Мультфильмы: “Бемби”, “Мальчик и земля”, “Это совсем не про это”, “Клад”, “Паровозик из Ромашково”, “Сказка о белой льдинке”, “Рыжая кошка”, “Сказка старого дуба”.

Продуктивная деятельность (экспериментирование, опыты, ручной труд, рисование, лепка, аппликации).

Экспериментирование и опыты:

  • “Из чего состоит почва?”,
  • “Почему дует ветер?”,
  • “Свойства воздуха”,
  • “Свойства воды?”,
  • “Твердая вода”,
  • “Песок влажный и сухой”,
  • “Нюхаем, трогаем, слушаем”.

Различные игры (дидактические, развивающие, имитационные, подвижные, сюжетно-ролевые):

Подвижные:

  • “Ходят капельки по кругу”,
  • “Земля, вода, огонь, воздух”,
  • “Ручеек”,
  • “Кот и птички”
  • “Летает, плавает, бегает”,
  • “Я знаю” (игра с мячом)”,
  • “Воздух, земля, вода” (игра с мячом)”
  • “У меня в огороде” с мячом”,
  • “Мошки и ласточки”,

Дидактические и развивающие:

  • Настольно-печатная игра “Пирамидки” (“Птицы в природе”),
  • “Выбери правильно дорогу”,
  • “Зоологическое лото”,
  • “Ботаническое лото”,
  • “Какая? Какой? какое?”,
  • “Что умеют делать звери?”,
  • “Что это за птица?”,
  • “Где, что растет?”,
  • “Так бывает или нет”,
  • “У кого кто?”
  • Словесные игры:
  • “Я начну, а ты продолжи”,
  • “Хорошо – плохо”,
  • “Закончи предложение”.

Театрализованная деятельность и проведение экологических праздников:

Инсценировки сказок с экологическим уклоном.

  • “Осенины”,
  • “Наши питомцы”,
  • “Зимушка – зима”,
  • “Всемирный день снега” (Спортивный праздник на улице),
  • “Весну встречаем, песни распеваем”,
  • “Как птицы весну встречают”,
  • “День земли”,
  • “Международный день Матери Земли”.

Наблюдение и труд в природе:

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

III этап. Заключительный.

  • Оформление выставки детских работ “Мы любим природу”,
  • Подготовка презентации педагогами группы на тему: “Наши добрые дела”,
  • Проведение отчетного мероприятия с участием родителей “Будем природу мы беречь!”.
  • Награждение семьи придумавшим : “Лучшую сказку про Экологию”