Внеклассное мероприятие "Математическое поле чудес"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: развитие познавательного интереса к математике, развитие логического мышления, творческой активности обучающихся, внимания.

Задачи:

  • показать связь математики с другими предметами;
  • способствовать сближению обучающихся в группе;
  • развивать навыки групповой деятельности;
  • воспитывать уважение к сопернику, стойкость характера, волю к победе, находчивость.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • барабан «Поле чудес»;
  • раздаточный материал.

В игре принимают участие 8  команд по 6 человек (II курс)

Место проведения – актовый зал.

Снаряжение – ум, смекалка, внимание.

Презентация

Приложение

ХОД ИГРЫ

1. Музыкальное вступление

Звучат позывные программы капитал-шоу «Поле чудес».

2. Математическое вступление (стихи)

Ведущие открывают игру следующим стихотворением:

Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе,
Посылаем гром аплодисментов.

3. Условия игры

Добрый день! Сегодня мы с вами поиграем в замечательную игру «Математическое поле чудес»!

Условия игры немного отличаются от  созвучного КАПИТАЛ-ШОУ, которое проходит на 1 канале. Тройки игроков выбираются среди вас, уважаемые участники. Те, кто не попадают в «тройку», участвуют в игре, защищая честь своей группы.

Ваши ответы будет оценивать наше компетентное жюри…

1.   ……………………
2.   ……………………
3.   ……………………

А сейчас просим представиться наши команды. За приветствие вы можете получить максимум 4 балла.

4. Отбор первой тройки игроков

Вопросы отбора первой тройки игроков.

  1. Какие числа употребляются при счете? (натуральные)
  2. Какими бывают современные фотоаппараты? (цифровыми)
  3. Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?      (деление)

5. Игра первой тройки.

Под музыку выходит первая тройка игроков и занимает места у барабана и ведущий просит  их представиться, сообщить  имя, группу.

Задание. Евклид и большинство древнегреческих математиков пользовались этим словом. А мы заменяем его словом  «диагональ». Какой термин использовали ученые до 18 века?

Д

И

А

М

Е

Т

Р

1

2

3

4

5

6

7

«Диагональ» - от латинского «идущий от угла к углу»; «диаметр» – от  латинского «делящий пополам».

6. Игра с командами

Назовите среднее арифметическое:

  • Портфеля и рюкзака                (ранец)
  • Женщины и рыбы                    (русалка)
  • Носка и чулка                           (гольф)
  • Единицы и пятерки                  (тройка)
  • Ежа и змеи                                (колючая проволока)
  • Велосипеда и мотоцикла         (мопед)
  • Трамвая и поезда                      (электричка)
  • Холодильника и вентилятора (кондиционер)

Жюри подводят итоги, за каждый верный ответ 1 балл

7. Вопросы отбора второй тройки игроков

  1. Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей? (пример)
  2. Формулы какого умножения изучают в школьном курсе математики? (сокращенного)
  3. Какой дробный член есть в футбольной команде? (полузащитник)

8. Игра второй тройки

Звучит музыка. Ведущий приглашает вторую тройку игроков к барабану и представляет их.

Задание. В 1637 г. этот известный французский математик ввел новый метод координат, о котором стали говорить как об основателе аналитической геометрии.

Назовите фамилию этого учёного.

Д

Е

К

А

Р

Т

1

2

3

4

5

6

Рене Декарт. Он же ввел общепринятое в настоящее время обозначение степени числа: , ,  ,

9. Игра с командами

Попробуй,  прочитай:    попытайтесь как можно быстрее прочитать группу слов, зашифрованных с использованием цифр, чисел и числовых выражений. Выигрывает самая внимательная, сообразительная и быстрая команда

ГОСП 1

УСТ ΙΙΙ ЦА, 

ПО 2 Л, 

О ЦАНИЕ,

6:2 БУНАЛ, 

МА  ΙΙ+Ι  ЦА,

СМО V-ΙΙ НЫ, 

КАР  99:33  ДЖ

10. Вопросы отбора третьей тройки

  1. Что иногда производят с персоналом предприятия?  (сокращение)
  2. Как называется результат деления чисел?  (частное)
  3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании?  (100)

11. Игра третьей тройки

Звучит музыка. Ведущий приглашает вторую тройку игроков к барабану и представляет их.

Задание. Правильный выпуклый многогранник, одно из платиновых тел, каждая грань которого представляет собой равносторонний треугольник.

И

К

О

С

А

Э

Д

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

12. Игра с командами

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте слова, образованные с помощью  названия  геометрических фигур.

  • ЗА _________  (Процесс заострения предмета)  точка
  • С________ЧАЙ  (Происшествие) луч
  • ТРЕ_____КА  (Старинный форменный головной убор)   угол
  • ГОТ_____ЬНЯ  (Набор чертежных инструментов в футляре) овал
  • Т_____БОЦИТ  (Клетка крови человека) ромб
  • ____А  (Страна)  куб
  • ____НИР  (Подвижное соединение деталей механизмов)  шар

13. Финал

Ведущий приглашает финалистов к барабану и представляет их.

Задание. Науку об измерении расстояний, площадей объемов, свойств различных геометрических фигур греки называли геометрией.

Что означает в переводе с греческого слово "геометрия"?

 З

 Е

 М

 Л

Е

М

Е

Р

 И

Е

   1

   2

  3

   4

  5

 6

  7

 8 

9

 10

Я разрешаю вам открыть любые 4 буквы.                               

14. Суперигра

Игрок называет любые 4 буквы.  (На выполнение задания  1 минута.)

По горизонтали:  Какая часть растения обозначает математический знак?

По вертикали: Этого великого математика называют отцом современной алгебры и родоначальником тригонометрии. Но мало кому известно, что кроме того  во время войны между Францией и Испанией именно он смог расшифровать код, при помощи которого вели переписку испанцы со своими союзниками. Это позволило французам заранее узнавать обо всех действиях врага, которыми тот собирался выиграть войну. Код состоял из более чем 600 символов и его «взлом» в то время считался невозможным

 

В

 

И

К

О

Р

Е

Н

Ь

 

Т

 

15. Игра со зрителями

Мы предлагаем вам ответить на несколько простых вопросов. Ответами могут быть только фразы, связанные с названием геометрических фигур.

А вы, уважаемые участники, внимательно слушайте ответы, в конце вам будет задан вопрос. Правильно ответив на него,  вы можете заработать дополнительные  баллы.

  • Назовите самую известную картину Казимира Малевича? (Черный квадрат)
  • Что появляется под глазами уставшего человека? (круги)
  • Как называют иначе секцию в школе? (кружок)
  • Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (квадрата)
  • Каким бывает и полный дурак, и отличник, и сирота? (круглым)
  • Как называют вторую степень числа? (квадрат)
  • Какую форму имеет черно-белый участок шахматной доски? (квадрата)
  • Как ласково называют значительную сумму денег? (кругленькая)

16. Заключение

Ну а сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

(Жюри объявляет итоги игры со зрителями)