Урок истории для детей с ограниченными возможностями в 9-м классе «Николай II»

Разделы: История и обществознание


Цель: создать у детей образ Николая II, охарактеризовать период правления Николая II, выяснить причины, которые привели к свержению самодержавия.

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся о последнем царе
  • Обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
  • Развивать слухоречевое восприятие и формировать произносительную сторону речи.

Учебное оборудование: доска, иллюстрации, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Какой урок мы сейчас будем проводить? Правильно, урок истории.

2. Целеполагание.

Сегодня мы с вами будем обобщать сведения, которые мы узнали во время последних уроков о последнем русском царе – Николае II.

3. Текущий контроль знаний и умений.

Перед тем, как мы перейдем к нашей теме, давайте ответим на вопросы:

  • Кто такой царь? Царь – глава государства.
  • Каких царей мы с вами изучали? Иван Грозный, Петр 1, Екатерина Великая

Молодцы!

4. Обобщение ранее изученного материала.

Прочитайте тему сегодняшнего урока. Запишите ее в тетрадь.
Слово учителя.

Николай II (Николай Александрович Романов), старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, родился 18 мая 1868 года в Царском Селе.

После своего рождения Николай был зачислен в списки нескольких гвардейских полков и назначен шефом 65-го пехотного московского полка.

Детство будущего царя прошло в стенах Гатчинского дворца. Обучение Николая начались в восемь лет. Его учили править огромной страной – Российской империей.

Словарная работа: Империя - наименование монархических государств, главой которых является император.

Будущий император получил превосходное образование: владел французским, немецким, английским языками, овладел высшими военными и юридическими науками.

- Вспомните, кто из предков Николая II создал Преображенский полк?

В 1891-1892 годах Николай Александрович возглавил Комитет по борьбе с голодом. На помощь голодающим были выделены крупные суммы из государственного бюджета. Так же на эти нужды цесаревич пожертвовал несколько миллионов золотых рублей из собственного наследства.

Будущий русский император женился по большой любви на немецкой принцессе Алисе Гессенской, которая приняла православие и была названа Александрой Федоровной. У будущего императора была очень дружная, образцовая семья. У него было 5 детей.Дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын, цесаревич Алексей. (Запишите).

Николай II очень любил детей, читал им сказки, охотно совершал с ними прогулки. Но любимцев в царской семье был единственный сын. Все в семье обожали маленького Алексея.

2 ноября 1894 года умирает отец Николая - Александр III. Николай подписывает документы о восшествии на престол.

Коронация Николая II состоялась 15 мая 1896 года.

Что такое коронация? (Коронация – восшествие на престол )

Назовите символы царской власти.( Корона, скипетр и держава).

После коронации было назначено народное гуляние на Ходынском поле. Однако, из-за спешки поле не успели выровнять и из-за этого произошла страшная давка, в которой погибло огромное количество простых людей. После этого события Николай II получил прозвище “Николай Кровавый”.

Правление Николая ходило в неспокойное время. Менялась эпоха, в Европе все чаще вспыхивали революционные восстания, нарастало внешне- и внутриполитическое напряжение. Стремительно развивалась наука и техника, что приводило к увеличению количества безработных и ухудшению условий труда.

В период царствования Николая II в России произошли такие события как Русско-Японская война, Кровавое воскресенье и Первая мировая война.
В 1914 году началась Первая мировая война, которую развязала Германия. Эта война стала переломным моментом в судьбе Николая, так как из-за войны в стране все больше нарастали недовольства.

23 февраля 1917 года люди вышли на демонстрацию с лозунгами: “Долой войну!” “Хлеба!”. Демонстрация переросла в шествие против монархии. На сторону народа перешли солдаты и столичный гарнизон.

Словарная работа.

  • Демонстрация - шествие и высказывание своих интересов.

2 марта 1917 года Николай II подписал текст отречения от престола.

Свершилась Февральская революция, к власти пришло Временное правительство. А в октябре 1917 года произошел октябрьский переворот, названный позже Великой октябрьской социалистической революцией.

Словарная работа.

  • Революция – переворот, изменение.

Царскую семью отправили в Сибирь. В Екатеринбурге Николая II с женой и детьми поселили в доме купца Ипатьева, где они провели 53 дня.

Там их держали как узников под охраной и готовились судить.

Из Москвы был дан приказ казнить Романовых без всякого суда и без предъявления обвинений.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года - император, его супруга, их дочери, цесаревич Алексей были расстреляны.

Вместе с царской семьей погибли несколько слуг и врач – они не пожелали расстаться с Романовыми.

В 2002 году Русская Православная Церковь причислила семью Николая II к лику святых.

5. Закрепление материала.

  • Почему Николая II прозвали «Кровавым»?
  • Сколько было детей у императора?
  • Что произошло с царской семьей?

6. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вам понравилось?

7. Итоги урока. Выставление оценок

8. Домашнее задание.