Психолого-педагогическое сопровождение раннего семейного воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


В своей работе мы уделяем большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и нашего образовательного учреждения. Одним из важнейших условий совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых  форм взаимодействия с родителями, просвещения  и обучения семьи.

Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении способствуют  повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к дошкольникам, а так же  дают возможность самосовершенствоваться в работе и самим педагогам.

В процессе реализации нашей работы мы делаем упор на создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи, обеспечивающей единство процесса воспитания дошкольника через освоение родителями системы психолого-педагогических знаний.
Из опыта своей работы можем подчеркнуть, что родители часто не знают, как развивать ребенка в игре. Они опираются на свой опыт и интуицию и часто делают ошибки. Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи с первых дней посещения  ребенком детского сада.

С родителями и детьми, посещающими  группы второго раннего возраста, детского сада проводятся совместные мероприятия, в которых используются игры и упражнения, моделирование проблемных ситуаций, художественно-творческая деятельность, элементы сказкотерапии.
Разработан и реализуется проект «Играем вместе», целью которого, является создание целостной системы взаимодействия всех участников педагогического процесса по оптимизации развития детей, путём личностно-ориентированного подхода, сохранения и улучшения здоровья воспитанников и раскрытия внутреннего потенциала семьи.

Задачи: 

  • внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями; 
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами доо; 
  • привлекать родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;  
  • создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребёнка; 
  • переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с педагогами группы.

Основная идея проекта заключается в создании семейного клуба, в котором могли бы не просто общаться, а интересно и с пользой проводить время участники образовательного процесса нашей группы: дети, их родители (законные представители), педагоги группы (учитель-логопед, воспитатели). В котором родители получали бы не просто консультативную помощь, а воочию могли бы увидеть какие мероприятия и как проводят педагоги, попробовать самим принять участие в этих мероприятиях, а в дальнейшем поделиться собственным опытом и научить других родителей группы тому, чем владеют сами.

Проект «Играем вместе» включает в себя образовательное пространство второй группы раннего возраста и всех участников образовательного процесса – детей, педагогов (психолог, музыкальный руководитель, логопед) и, в первую очередь родителей (законных представителей) наших воспитанников.

Работа проекта планируется по трем направлениям:

1. Просветительская работа с родителями,

2. Обучение практическим навыкам,

3. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми и родителями.

В соответствии с поставленными целями и задачами проект определен в срок одного учебного года.

Один из таких сценариев мероприятия,  предлагаем вашему вниманию.

Семинар-тренинг «Играем вместе»

Количество участников группы: 8-10 родителей.

Продолжительность: 40-60 мин.

Цели: подвести родителей у осознанию важности игры в жизни ребенка; познакомить с особенностями игры детей; дать родителям образцы семейных игр с ребенком;помочь понять ответственность взрослых за выбор детских игрушек.

Ход

1.Знакомство. (родители в музыкальном зале размещаются на стульях полукругом)

Здравствуйте! Я рада вас всех видеть.

Психолог передаёт игрушку поочерёдно каждой маме(папе) он(а) называет себя так, как её(его)  ласково называли в детстве.

Затем они пишут свое имя на бейдже и украшают его.

2. Упражнение-энергизатор «Ветер дует…»

Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру  «Ветер дует..»

Поменяйтесь местами (рядом садится на стул нельзя), те,

  • кто одет в брюки,
  • у кого карие глаза,
  • кто любит кофе,
  • у кого есть зеленый цвет в одежде,
  • у кого есть брат,
  • кто любит свою работу,
  • у кого есть домашнее животное.

Первые несколько раз психолог называет признаки, по которым нужно поменяться, затем убирается один стул и родитель, оставшийся без стула,  придумывает признак сам.

3. Путешествие в «Страну Детства».

Психолог: Когда-то мы все были детьми и верили в чудо! Любили сказки, верили в волшебную силу ковра - самолёта и скатерти-самобранки.

Сейчас мы с вами отправимся в нашу «Страну Детства». Возьмитесь милые девочки и мальчики за руки, улыбнитесь друг другу и закройте глаза. (звучит спокойная музыка)

«Остались позади серые будни, суета повседневности, домашние хлопоты, проблемы на работе. Вы чувствуете, что рядом друзья, становитесь сильнее, свободнее, любое дело вам по плечу. Мы у цели, вот она, страна Детства!!! 
Вы, наверное, забыли, что небо здесь голубее, солнце ярче, трава зеленее, а конфеты слаще» (Родители открывают глаза).
Сейчас мы будем играть с вами в игры, которые вы можете использовать дома со своими детьми.

4. Игра «Чудесный мешочек»

Цель:  познакомить родителей с игрой, направленной на развитие восприятия ребенка.

Родителям предлагается, не глядя, определить, какой предмет находится в мешочке. После проведения игры необходимо объяснить, что трехлетнего ребенка надо предварительно хорошо познакомить с содержанием мешочка (дать потрогать, рассмотреть).Количество предметов должно быть ограничено. Познакомить родителей с вариациями этой игры.

5. Игра «Рисунок одним карандашом»

Цели: познакомить родителей с игрой, направленной на улучшение детско-родительских отношений и развитие творческих способностей детей; показать способ стимуляции их художественной деятельности.

Родителям дается большой лист бумаги и один карандаш. Молча, без обсуждения хода работы, все по очереди рисуют одну картину. По завершении работы выделяются несколько минут на то, чтобы обсудить результат, придумать название и т.д. 

6. Литературная страничка.

Родители рассматривают книги и вспоминают свои любимые произведения, делятся впечатлениями. Проводится литературная викторина.

Родители находят задания в книгах отвечают на вопросы (продолжить детское стихотворение, вспомнить из какой сказки фраза  и т.п.)

7. Упражнение «Придумай игру».

Цель: помочь родителям осознать разрушительное воздействие агрессивных(военных) и безобразных( мутантов, страшных масок, роботов убийц и т.д. ) игрушек на детскую психику.

Инструкция: Родителям раздаются подобные игрушки и обычные игрушки предлагается придумать игру с ними.

После демонстрации игр обсуждаются впечатления от такой игры. Кому было сложнее придумывать игру?

Психолог стремится подвести обсуждение к следующему выводу: выбирая игрушку для ребенка, необходимо учитывать несколько моментов:

  • чему научит эта игрушка и что разовьет у ребенка;
  • ребенок вживается в образ той игрушки, которая у него в руках, эмоционально переживает его, поэтому игрушку нужно выбирать так, чтобы
  • эмоции ребенка были позитивными;
  • игрушка должна соответствовать общепринятым представлениям о красоте. Очень важным момент –внешний вид игрушки.

8 .Жмурки.

Психолог: В наших сердцах, сердцах родителей, всегда живёт детство. Сейчас поиграем в любимую игру детства «Жмурки». 

9. Обратная связь.

Отзывы родителей о проведенном мероприятии.

В конце занятия проходит чаепитие.

  1.  Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями.-2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 123с.
  2. Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней.-Волгоград: Учитель, 2012 -205с.
  3.  Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  4.  Краснова С.Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебное пособие, Изд. 2-е. - Чебоксары: «Новое время», 2011. - 103с.
  5.  Попова Л.Н., М.Н. Гонтаревская, М.О. Кисилева Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. ( Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
  6. Научно-методический журнал «Методист ДОУ», 11/2013
  7. Справочник педагога-психолога. Детский сад, 7/2013