Занятие по развитию речи в средней группе на тему "Зимующие птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении.
  • Формировать понятие “зимующие птицы”.
  • Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, глаголы.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, мяч, рисунок кормушки, макет дерева.

Ход занятия

Дети сидят в группе в это время влетает Сорока, трещит:

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте ребята вместе поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зима, зимующие птицы.

Воспитатель: где живут птицы? (Высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах).

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.

Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.

Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы.

Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья, они питаются семенами, ягодами рябины. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные и питаются они крошками, зернышками и салом.

Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица. Питается очистками, остатками пищи.

Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый...питается крошками.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?

“Черный жилет,
Красный бирет,
Нос как топор,
Хвост как упор”.

Дети: Дятел.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?

Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.

Воспитатель: что умеют птицы (глаголы): ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, драться, насиживать (яйца), петь, сидеть, кормить (птенцов), махать (крыльями), долбить, выклёвывать, строить (гнёзда), вылущивать (семена), рыться, нахохливаться, кружить (в воздухе), взлетать и т.д.

Как кричать некоторые из птиц:

воробьи - чирикают синицы – свистят
голуби - воркуют вороны - каркают и т.д.

Воспитатель: Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы воспитателя)

  • Для чего птице клюв?
  • Для чего птице крылья?
  • Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Физкультминутка: “Летает – не летает”

“Поймай зимующую птицу” Взрослый называет разных птиц, а ребёнок хлопает, если услышит название зимующей птицы: попугай, голубь, кукушка, ворона, сорока, ласточка, воробей, соловей, дятел и т. д.

Закончите предложения:

  • Мы видели в лесу (кого?) – ворону и т.д.
  • Мы любовались (кем?) – синицей и т.д.
  • Мы дали корм (кому?) – воробью и т. д.

Упражнение “Назови ласково” (с мячом).

Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру “Назови ласково”:

  • Снегирь - снегирёк,
  • Синица - синичка,
  • Голубь - голубок,
  • Воробей - воробейчик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.

Дети: Кормушка.

Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

Дети: Люди.

Воспитатель: Для чего они это сделали?

Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.

Упражнение “Каких птиц много на дереве?”

Воспитатель прикрепляет на доску макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. Посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:

  • На дереве много...синиц,
  • На дереве много...дятлов,
  • На дереве много...ворон,
  • На дереве много...снегирей.

Дидактическая игра "Кто лишний?"

Воспитатель (подводится итог занятия):

  • Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
  • Каких птиц вы увидели?
  • Как нужно помогать птицам в зимнее время?

А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, вынесем зерно, пшено и накормим птиц.