Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования (старшая к школе группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

Цель  Дать знание о значении воды в жизни человека, растений и животных, о ее состояниях (жидкое, твердое и газообразное).

Задачи:

  • дать детям представления о том, что планета — Земля - это огромный шар;
  • углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе;
  • научить грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение;
  • чувство ответственности за все живое на Земле;
  • формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
  • развивать любознательность , коммуникативность, ценностное отношение к миру природы.

Материалы:

  • глобус;
  • географическая карта;
  • иллюстрации;
  • два сосуда;
  • вода, молоко;
  • кружки  красного и голубого цвета (для каждого ребенка);
  • термос с горячей водой;
  • два тазика с пластмассовыми рыбками, фантики, бумажки, пластиковые крышечки, 2 шумовки.

Предварительная работа:

  • беседа на тему «Вода в природе и жизни человека»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение художественной литературы К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», Н.Рыжова «Волшебная вода».

Ход занятия

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, что такое природа?

Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

А наука о законах жизни природы называется экология, люди работающие в этой сфере называются экологи.

У Бориса Заходера есть замечательные стихи:

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Вот видите ребята, как все взаимосвязано и несмотря на все наши знания о природе, человек продолжает загрязнять воду и воздух, уничтожать леса, следствием чего происходит исчезновение тысячи живых видов(растений и животных).

И мы не должны оставаться в стороне, мы должны помочь природе, пусть это будет небольшой вклад, в силу вашего возраста, но он будет очень важен.

Будем действовать!
Каждый день помнить: ТЫ В ОТВЕТЕ ЗА НАШУ ПЛАНЕТУ!
Ну, а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу Землю страшно
Вода мутнеет с каждым днем.
А воздух! Сколько грязи в нем?
Когда-то чистый, голубой
Теперь он грязный и больной.
Погибнуть может все живое
Земля, что сделали с тобою?
Пусть знак беды у нас отметит
Больные точки на планете.

Ребята и это действительно правда-наша планета Земля в опасности на ней много больных мест. Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух-его загрязняет дым который выходит из труб в небо, газы от машин. (картинки-иллюстрации) Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, из танкеров, перевозящих нефть, во время аварий, нефть проливается в воду морей и океанов. От этих загрязнений гибнут животные, растения, болеют люди-вот так и загрязняется наша Земля. Гибнет природа.

Сейчас я вам покажу на карте (карта РФ) два места в нашей стране, которые надо спасать.

Ребята, какое самое знаменитое озеро в нашей стране?

Дети: Озеро Байкал.

Воспитатель: Правильно, это очень красивое, глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди пытаются это исправить.

А на юге нашей страны есть Аральское море. Воды в нем с каждым годом становится все меньше и меньше, оно усыхает. Это еще одна проблема над которой люди работают и думают как спасти море.

Этими проблемами занимаются экологи.

По-гречески «экос» — «дом», «логос» — «наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беретесь вновь за дело.

Игра: «Очисти озеро»

Правило игры: Ставится два таза с водой, в них помещаем пластмассовых рыбок и различный мусор (фантик от конфет, пластмассовую ложку, вилку. кусочки бумаги) Задача: взять приготовленную шумовку и вытащить весь мусор. Кто быстрее вытащил, тот и победил.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста еще одно стихотворение. 

Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг,
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них название есть:
Леса, и горы и моря-
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой!
Любимую планету!

Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Как мы назовем модель земного шара?

Дети: Глобус

Воспитатель: Какого цвета наш глобус?

Дети: голубой, коричневый, желтый.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы видите, что голубого цвета больше. Этот цвет символизирует воду: реки, озера, моря и океаны.

Отгадайте загадку:

Я необходима всем-всем-всем.
Одним-что бы плыть
Другим-что бы жажду утолить
Третьим-что-нибудь помыть
А хозяйкам-кушанье варить.

Дети: Это вода.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами привыкли к тому, что вода всегда рядом с нами, и даже не задумываемся о том, для чего она нужна. А вы знаете, для чего нужна вода?

Дети дают ответы.

Воспитатель: Вы правы, вода очень всем нужна, без нее нет жизни на Земле. Она нужна людям, растениям, животным и птицам для жизни, роста и развития. Мы с вами привыкли к тому, что в кране всегда есть вода, а знаете как она туда попадает?

Сперва воду из реки накачивают мощные насосы в большие емкости, затем большие фильтры ее очищают от грязи, и только потом уже чистая вода по трубам попадает к нам в дом.

Вода-одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите узнать какими свойствами обладает вода?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда мы с вами проведем опыты и найдем ответ на наш вопрос.

  • Проверим имеет ли вода форму: нальем воду в разные сосуды.

Вывод: вода приобретает форму сосуда, в котором находится.

  • Нальем немного воды в стакан. Попробуем воду на вкус, понюхаем ее.

Вывод: У воды нет ни вкуса, ни запаха.

  • Положим в стакан с чистой водой кусочек сахара и размешаем его. Сахар растворится. Если положим песок? Он просто осел на дно.

Вывод: Вода растворяет вещества (сахар, соль),но не все(песок)

  • Перед вами два стакана: один с водой, второй с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком стакане она будет видна?

Вывод: Вода прозрачна.

Игровое упражнение «Вода какая?»

Дети: чистая, родниковая, прозрачная, талая, холодная, грязная, водопроводная, колодезная, речная, газированная, морская.

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, скажите на морозе вода во что превращается?

Дети: В лед.

Воспитатель: Правильно, Это твердое состояние воды. Скажите, если мы вскипятим воду, что у нас образуется над поверхностью?

Дети: Пар.

Воспитатель: Правильно, это газообразное состояние воды. А в том виде как мы привыкли видеть воду –это жидкое состояние воды.
Вот как написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери:»У тебя, вода, нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты самое большое богатство в мире. Ты не просто необходима для жизни. Ты сама жизнь»

Сколько времени человек может быть воды?

Если без пищи человек может прожить от двух до шести недель, то без воды всего от одного до шести дней, в зависимости от условий, в которых он будет находиться.

Игра с Водой на внимание (Да – поднять голубой кружок, Нет - красный)

Вопросы:

  • Из речки можно пить воду?
  • Поливать огород?
  • Грязную воду выливать в реку?
  • Пускать кораблики?
  • Ловить рыбу?
  • Бросать в реку камни?
  • Купаться?

Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ответили правильно.

Вначале мы говорили, что на нашей планете много воды. Вспомните  глобус.
Как вы думаете, нужно беречь воду?

Дети: Да

Воспитатель: Как мы это будем делать?

Дети: Нужно не забывать закрывать кран с водой. Если заметили, что кран неисправен сообщить об этом взрослому. Не засорять водоемы, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте вспомним русскую пословицу:  «Не плюй в колодец -пригодится воды напиться.»

А закончить наше занятие я хочу словами великого писателя Михаила Пришвина «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу, значит охранять Родину.»