Открытый урок обществознания по теме «Домашнее хозяйство». 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Методическая цель: показать методику проведения нетрадиционной формы урока с использованием интерактивных технологий и дифференцированного обучения с целью повышения мотивации к учению, формированию активного подхода к процессу обучения, формирования коммуникативной компетентности суворовцев.

Учебные, воспитательные, развивающие цели урока:

  • сформировать знания учащихся об особенностях организации домашнего хозяйства, охарактеризовать семью как экономическую единицу; выяснить сущность, роль и виды семейного бюджета, учить суворовцев составлять семейный бюджет;
  • воспитывать интерес к предмету, воспитывать ответственность, бережливость, экономическую грамотность, понимания важности ведения бюджета для военного;
  • развивать навыки работы с учебником, дополнительным материалом творческие способности учащихся, продолжать работу  по формированию навыков работы индивидуально и в группах, формировать коммуникативную компетентность.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: ролевая игра.

Материальное обеспечение урока:

  • учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание 6 класс,
  • презентация,
  • интерактивная доска,
  • раздаточный материал - практическая работа “Составление семейного бюджета”
  • эмблемы, жетоны - изображение денежного знака “10 рублей”,
  • памятные медали.

Методы работы: аудиовизуальный, исследовательский.

Этапы урока Время Работа обучающихся
1 Организационный момент 1 мин. Рапорт
2 Объявление темы и целей урока. Вступительное слово учителя 4 мин. Запись в тетрадях

Видеофрагмент

3 Семья и домашнее хозяйство 10 мин. Индивидуальная работа суворовцев

Работа в группах

4 Семейный бюджет 10 мин. Разноуровневая

работа в группах

Работа с дополнительным материалом.

Видеофрагмент

5 Физкультминутка 1 мин.  
6 Практическая работа “Составление семейного бюджета” 10 мин. Работа в группах

Представление работы в группах

7 Заключительный этап. Рефлексия. 5 мин. Индивидуальная работа суворовцев
8 Подведение итогов 3 мин. Вручение памятных медалей
9. Задание на самоподготовку 1 мин. Параграф 10

1 уровень - составить кроссворд по теме

2 уровень - придумайте название и вариант ведения хозяйственной книги в семье.

Ход урока

Объявление темы и целей урока.

Учитель: Ребята, посмотрите видеофрагмент и догадайтесь, какая тема нашего урока.

Видеофрагмент

Учитель: Действительно, тема урока - “Домашнее хозяйство”. Давайте вместе определим цели урока!

(ответы суворовцев)

Верно, нам предстоит выяснить, что такое домашнее хозяйство, семейный бюджет, из чего складываются доходы и расходы семей.

слайд – название темы, план урока

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, который будет проходить в форме

сюжетной ролевой игры. Суворовцы разделены на 4 группы – семьи, каждый из которых играет определённую роль. Давайте представимся. Просьба подняться сначала “мамам”, затем “папам”, “детям”, “бабушкам”, “дедушкам”.

( у каждого суворовца – эмблема – роль в семье)

Изучение нового материала.

1. Семья и домашнее хозяйство:

Учитель: Приступим к работе. Нам необходимо выяснить следующие вопросы:

слайд с заданиями

1. Что такое семья?

(Группа живущих вместе близких родственников, связанных кровно-родственными, брачными связями и хозяйственными отношениями.)

2. Что понимается под домашним хозяйством?

(Домашнее хозяйство - все имеющиеся ресурсы семьи, и прежде всего собственность.)

3. Что является собственностью семьи?

(квартира, дом, приусадебный участок, дача, транспортные средства, одежда, мебель и т. д.)

4. Какие роли исполняют члены семьи?

(Мужа, жены, отца, матери, производителя и потребителя.)

Учитель: Сегодня на уроке каждая “семья” имеет возможность увеличить доходы, зарабатывая “деньги”. “Отцы семейств” будут раздавать жетоны - деньги за каждый правильный ответ.

(ответы суворовцев из каждой “семьи” от первого лица)

2. Семейный бюджет:

Учитель: Какие у вас возникают ассоциации с понятием “семейный бюджет”?

(ответы суворовцев)

Учитель: Как возникло слово “бюджет”?

(работа с дополнительным материалом)

Учитель: Из чего складываются доходы семьи?

(каждая группа рассказывает о занятости членов “семьи”, представляет источники своих доходов)

Учитель: Хозяйственная деятельность семьи направлена на удовлетворение потребностей членов семьи и повышение их благосостояния. Успешное осуществление этой задачи связано с умением рационально распорядиться доходами семьи. Какие расходы планирует каждая семья?

(каждая “семья” представляет источники своих расходов)

Учитель: Ребята, как вы думаете, каких расходов больше всего бывает в семье?

(ответы суворовцев)

Учитель: Группа суворовцев нашего взвода при подготовке к открытому уроку получила задание провести социологический опрос “Расходы в семье” среди суворовцев 6 роты и преподавателей, офицеров и воспитателей. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

(выступление суворовцев с использованием диаграммы на слайдовой презентации)

Звучит музыка. Физкультминутка:

(проводит суворовец)

Суворовец: Займемся домашним хозяйством!

  • 1 упражнение: Руки вверх, подтянулись к верёвке - повесили бельё.
  • 2 упражнение: Взяли швабру – вымоем пол.
  • 3 упражнение: Мы в магазине. Наклоняемся влево, вправо – берём продукты и складываем в корзину.

Учитель: Продолжим. Давайте выясним, какие существуют виды семейного бюджета.

(суворовцы используют материал учебника стр. 67)

ответы суворовцев

Учитель: Подведём итог. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным.

Каждая “ семья” получает конверт с заданием (работа в группах)

слайд с заданиями

Учитель: Как поступают семьи, если им необходимо приобрести дорогостоящие товары или услуги?

(ответы первой группы суворовцев)

слайд – основные способы сбережений

Учитель: Ребята, все ли семьи имеют равные доходы?

Что такое прожиточный минимум?

(ответы второй группы суворовцев)

(наименьшее количество жизненных благ, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека.)

Как государство поддерживает малоимущие семьи?

(Семья, у которой доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.)

(суворовцы используют материал учебника стр. 67)

(ответы третьей группы суворовцев)

Учитель: Какой из обязательных расходов является важным и является обязанностью граждан РФ?

(ответы суворовцев)

(Граждане выплачивают налоги. Налоги - обязательный платеж с полученных доходов, который установлен государством.)

Учитель: Зачем граждане России платят налоги?

(Из поступивших налогов формируется бюджет государства, часть средств идет для помощи малообеспеченным слоям населения.)

(ответы четвёртой группы суворовцев)

Учитель: Ответьте, в чьих семьях планируют бюджет? Как правильно планировать семейный бюджет? Давайте узнаем это, посмотрев видеофрагмент.

видеофрагмент

3. Практическая работа “Составление семейного бюджета”.

Учитель: Перейдём от слов к делу. Предлагаю каждой семье составить свой семейный бюджет (Приложение 1)

(работа в группах – “семьях”)

Представление каждой группой семейного бюджета.

Учитель: Как вы считаете, зачем будущему военному необходимо владеть азами ведения домашнего хозяйства и составления семейного бюджета?

ответы суворовцев

4. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель: Наша ролевая игра завершается. Давайте закрепим знания, полученные сегодня на уроке.

слайд - задание “Заполни пропуски”

5. Подведение итогов:

Учитель: Какая семья больше других пополнила свой бюджет?

(подсчёт жетонов)

Выставление оценок. Вручение памятных медалей.

6. Задание на самоподготовку:

  • Параграф 10,
  • 1 уровень - составить кроссворд по теме,
  • 2 уровень - придумайте название и вариант ведения хозяйственной книги в семье