Рефлексивная технология на уроках русского языка как способ формирования метапредметных умений

Разделы: Начальная школа


В современном мире все чаще встречаются ситуации, когда школьники не могут найти себя. Педагогическое сообщество, используя современные образовательные программы, технологии, методы, формирует у детей УУД, способствующие адаптации ребенка в жизни. Этому служат и уроки русского языка.

Возникает вопрос: “Чему же и как учить?” Единого ответа нет, т.к. меняется время, меняются приоритеты в окружающей действительности и образовании, изменился и сам ученик, его ценностные ориентации и мотивы. Современный школьник должен уметь самостоятельно определять цели и задачи собственной жизни, своего обучения, самостоятельно планировать пути их достижения, осознанно выбирать эффективные способы решения жизненных задач, осуществлять контроль и корректировку своей деятельности. Для этого он должен овладеть основами самоконтроля, самодиагностики, самооценки. Одной из эффективных технологий, способной этому научить, является технология рефлексивного обучения: http://nsportal.ru/node/2361784.

С точки зрения дидактики рефлексия может рассматриваться как общеучебное умение, “заключающееся в выделении предмета, его анализе, самоанализе, что является одновременно средством самоконтроля и саморазвития мышления”.

Видов рефлексии много. В начальных классах, на уроках русского языка, можно предложить следующую ее классификацию:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности.

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Рассмотрим подробнее приёмы работы с 2 и 3 видами рефлексии.

Вот так могут выглядеть листы самооценки.

Рефлексия деятельности:

ЦВЕТОГРАММА
Работа по карточке.

“Вставь пропущенную букву”

Запись глаголов под диктовку Индивидуальная работа с материалом учебника Работа в группе

У меня всё получилось; уверенность и спокойствие

У меня были ошибки, но я всё понял и исправил

У меня не получается, мне нужна помощь

Детям выдаётся лист самооценки, на котором прописаны виды деятельности на уроке и предложены фигуры для раскрашивания. После выполнения заданий они закрашивают фигуры выбранным ими цветом в соответствии с самооценкой. В конце урока в зависимости от того, какой цвет преобладает, дети могут дать словесную оценку своей деятельности.

Рефлексия содержания учебного материала:

Умения Результат
1. Умею определять тему, цель, учебные задачи урока

2. Умею определять время глагола.

3. Умею определять части слова, с помощью которых образованы глагольные формы

4. Умею работать в группе ______________________

5. Образуй формы времени глаголов по образцу. Запиши, обозначь части слова, с помощью которых образованы эти формы.

Образец: играть – играл, играю, буду играть

Кричать - _________, ___________, __________

Слышать - _________, ___________, __________

Возможные варианты самооценивания:

а) если ты считаешь, что не знаешь, не умеешь, то поставь крестик в начале шкалы;

б) если хорошо знаешь, умеешь, то твой крестик будет в конце шкалы;

в) если думаешь, что знаний и умений недостаточно, ставь крестик в середине шкалы.

Чем лучше знаешь, умеешь - тем правее по шкале будет крестик.

На уроке русского языка в среднем и старшем звене рефлексия может осуществляться с помощью рефлексивного вопроса и рефлексивной познавательной задачи.

На разных этапах урока задается свой рефлексивный вопрос. Умение задавать такой вопрос – очень важный момент в работе в этой технологии. Так для осознания цели, задач, мотивов собственной деятельности школьник может задать себе следующие вопросы: “Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания? Что я должен научиться делать? Зачем я хочу научиться это делать?” На этапе планирования он может спросить себя: “Что я должен делать? Почему?”

Рефлексивная задача – более конкретный момент в предлагаемой технологии. Она пронизывает каждый вид деятельности на уроке, формирует у школьника умения критически относиться к каждому шагу и умозаключению, постоянно проверять ход собственных суждений, аргументировать собственную позицию. Рефлексивную задачу учитель формулирует сам и добавляет ее к лингвистической задаче.

Например, на уроке по теме “Имя существительное” можно предложить следующие виды рефлексивных задач:

1. Прочитай текст. Найди имена существительные в роли изобразительно-выразительных средств (лингвистическая задача). Объясни, почему ты так считаешь? Обоснуй свое мнение (рефлексивная задача).

2. Прочитай текст. Выпиши из него все имена существительные (лингвистическая задача). Объясни, чем ты руководствовался, выписывая именно эти слова? (рефлексивная задача).

Приведем пример урока с использованием в нем технологии рефлексивного обучения: http://nsportal.ru/node/2562556.

В работе над самооценкой важным моментом является оценивание самого себя по критериям, которые разрабатываются и предлагаются учителем, т. е самодиагностика.Она помогает школьникам определить причины тех или иных ошибок, пробелов в собственных знаниях, умениях, способах деятельности.

Самодиагностика учащихся 6 класса по теме “Синтаксис. Причастный оборот”

Критерий Содержание Ученик Учитель
Знаю / понимаю 1. Что такое причастный оборот            
2. Как обособляется причастный оборот            
3.Когда обособляется причастный оборот            
4.Когда не обособляется причастный оборот            
5.Каким членом предложения является причастный оборот            
Умею / могу 1.Найти причастный оборот в тексте            
2.Определить место причастного оборота в предложении            
3.Расставить знаки препинания в предложении с причастным оборотом            
4.Выделить графически причастный оборот в предложении            

Оценка и самооценка способов учебной деятельности ученика (-цы):

Критерий Содержание Ученик Учитель
Знаю / понимаю 1. Где можно посмотреть, как правильно произносить причастие            
2. Где можно узнать, какое значение имеет причастие: прямое или переносное            
3. Где можно найти дополнительный материал о причастии            
Умею / могу 1. Рассказать, где можно посмотреть, как правильно произносить причастие            
2. Рассказать о роли причастия в качестве изобразительного средства            
3. Рассказать, какую информацию несет словарь фразеологизмов с наличием в нем причастий            

Возможные критерии самодиагностики:

  • 1 – “затрудняюсь (не могу)/ затрудняется (не может)”
  • 2 – “могу/может, приложив усилия”
  • 3 – “могу/может легко, без затруднений”

Предлагаемые таблицы помогут также определить уровень сформированности знаний / умений учащихся.

Показателем высокого уровня знаний и умений по предложенной теме считается совпадение не менее 3 условных знаков (крестиков), поставленных учеником и учителем в третьей колонке (“Могу легко, без затруднений”); продвинутого – не менее 2 знаков в колонке 3 и не менее 2 знаков в колонке 2 (“Могу, приложив усилия”). Норму охарактеризует 1 совпадающий условный знак, поставленный в колонках 2 и 3.

Уровень Показатель (%)
высокий 90-100
продвинутый 75-89
норма 50-74
низкий ниже 50

Совпадение самооценки ученика и оценки учителя покажет ученику, насколько он объективен в оценке собственных знаний, умений. Этот этап в работе по рефлексии станет началом следующего этапа – самокоррекции: школьник оценил себя, провел самодиагностику, теперь он сможет наметить пути устранения ошибок и пробелов в своих знаниях и умениях. В случае затруднений учитель поможет ему в этом.

Работу в данной технологии предлагаем начинать с начальных классов. Она помогает ученику стать субъектом обучения, является эффективным средством его саморазвития и самосовершенствования.

Библиография

  1. Черепанова Л.В. Новые технологии в обучении русскому языку: Языковой портфель школьника: методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2013.
  2. Черепанова Л.В. Методы и приемы развития у школьников рефлексии // Русская словесность. – 2004. - № 8.
  3. Михайлова В.П. Пути формирования лингвистической рефлексии в школе // Пути и средства активизации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях. – М., 2001.