Проектирование гражданской активности студенческой молодежи

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


В статье описаны результаты научно-исследовательской деятельности по проектированию гражданской активности студенческой молодёжи на примере работы Центра молодёжных инициатив, действующего в ГБ ПОУ “Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина”.

Ключевые слова: проектирование; гражданская активность, студенческая молодёжь.

В условиях постоянного преобразования в России ожидания государства и общества связаны с эффективностью деятельности системы образования, подготовкой конкурентоспособных специалистов, формированием единой российской гражданской идентичности. В связи с этим в воспитательной работе актуальна задача по формированию гражданской активности студенческой молодежи, созданию условий и предпосылок для социальной активности личности, гражданина демократического общества, наделенного правами и обязанностями, позволяющими ему свободно развиваться в пространстве гражданского общества. В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении “Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина” созданы все условия для формирования гражданина, способного на основе синергетической системы знаний, умений, навыков и способностей решать различные задачи. Большое внимание уделяется проектированию гражданской активности студенческой молодёжи. Рассмотрим конкретные примеры из опыта работы Центра молодёжных инициатив (ЦМИ), который действует в училище уже более десяти лет. За это время было создано и реализовано множество разнообразных общественно полезных проектов. Работа осуществлялась поэтапно. Первым в проектировании гражданской активности был теоретико-процессуальный (поисковый) этап. Студенты проводили опросы населения, составляли описательные наблюдения, анализировали статистику и т.д. Актуальность проектов определялась путем исследования, выявления социально-значимых проблем. В ходе интериоризационного (преобразовательно-рефлексивного) и экстериоризационного (практикоориентированного) этапов деятельности участники должны были самостоятельно обобщить материал, сформулировать проблему, предложить пути решения. Каждый этап имел свои цели, задачи, и условия выполнения.

Результатом работы стала научная и творческая исследовательская деятельность. Обобщение представлено в виде публикаций и выступления на международной научно-практической конференции в г. Орёл. Многие социальные проекты стали победителями областных и Всероссийских конкурсов. Программа “Единство и взаимодополняемость образования и культуры на примере работы Молодёжного Центра Воронежского областного училища культуры” получила грант I степени в рамках областной целевой программы “Молодёжь (2007-2011 годы)”. По итогам деятельности и в результате победы на конкурсе социальных проектов в областной программе “Арт-Профи Форум” руководитель ЦМИ Ковалёва Наталия Сергеевна и студент Мартынов Денис стали участниками Всероссийского конкурса. Защита социальных проектов проходила в Общественной Палате РФ. Эксперты задавали вопросы, анализировали актуальность и целесообразность проектов, уровень эффективности, масштаб и глубину проработки, конструктивность и конкретность представленных работ. Выступление руководителя проекта “Работа для молодых” Ковалёвой Н.С. было направлено на молодёжную аудиторию. Речь шла о необходимости большей инициативы со стороны студентов, их стремлении к самореализации, расширении возможностей в выборе своего жизненного пути и достижении личного успеха. Студент Мартынов Денис, защищая проект, рассказал о том, что важным моментом является использование такой формы работы как ярмарка инициатив творческой молодёжи, обучение в региональной “Заочной школе социального успеха”. На “круглом столе”, где обсуждались перспективы проектов, Ковалёва Н.С. отметила, что студентов следует рассматривать не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. Проект “Работа для молодых” реализованный всем коллективом преподавателей и студентов на базе Воронежского областного училища культуры занял первое место в номинации “Социальное проектирование”. Эта победа на Всероссийском конкурсе в 2009 году стала стартом для разработки новых идей.

Например, проект “Благоустройство детских игровых площадок” позволил обустроить игровые места на территории Бобровского детского сада № 6, МДОУ. Социальный проект “Такая важная прививка” в рамках Европейской недели иммунизации при содействии Бобровской районной больницы помог информировать население о защитных механизмах человека. Были проведены беседы, тематические познавательные программы для разных возрастных групп населения, конкурс рисунков на тему “Такая важная прививка”. Следующий проект, активными участниками которого стали студенты училища культуры: областной межведомственный проект “Живи долго!”. Активисты ЦМИ проводили социологические опросы, посредством интернета информировали население о проекте, собирали данные о долгожителях, отсняли и смонтировали фильм о ветеране Великой Отечественной войны Касаткине Дмитрии Тихоновиче, который в свои 90 лет являлся активным участником общественной жизни. Встречался с молодёжью, рассказывал о том, как принимал участие в боях под Сталинградом, был инициатором эстафеты “Слава”, которая продолжается в Бобровском районе Воронежской области вот уже 49 лет. Символом эстафеты является шкатулка со священной землёй с Мамаева кургана. Также в рамках проекта “Живи долго” студенты провели акции “Мы за жизнь”, “Будь здоров”, “День пожилого человека”. Совместно с Администрацией Бобровского района и Бобровской районной больницей активисты ЦМИ провели межрайонную акцию “Вместе за здоровьем”.

В ГБ ПОУ “Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина” студенты получают творческие профессии. ЦМИ предоставляет дополнительные возможности для самосовершенствования и самореализации. Результатом творческой деятельности студенческой молодёжи стало создание эстрадных музыкальных групп “Театр одного актера” руководитель студент Воронов Андрей, “Газовая зона” руководитель Преснов Андрей, “Сюрприз” руководитель Скок Алина. Студенты исполняли авторские произведения, снимали клипы, приняли участие в Рок-фестивале в городе Лиски “Нет наркотикам”, концертной программе “Антихеллоуин”, в районном Рок-фестивале в городе Бобров “Наш формат”, в Благотворительном концерте “Доброе сердце”. Посещение концертов, спектаклей является хорошей мотивацией для профессионального совершенствования. Например, в 2016 - 2017 году студенты, обучающиеся по специальности Музыкальное искусство эстрады (по видам), участники ЦМИ посетили концерты американского гитариста – виртуоза итальянского происхождения Стива Вая; Scorpions – немецкой англоязычной рок-группы; Шоу-концерт “Симфонические РОК-ХИТЫ” в исполнении Симфонического оркестра “CONCORD ORCHESTRA” под управлением дирижера Fabio PIROLA; концерт Воронежского молодёжного симфонического оркестра и др. В училище культуры помимо обязательной образовательной программы постоянно проходят мастер-классы от выпускников. В марте текущего года свою программу представил выпускник Щербаков Александр руководитель фолк-группы “Ярилов зной”. Этот творческий проект действительно заслуживает внимания. Это один из самых ярких и интересных фолк-коллективов страны. В 2013 группа стала победителем конкурса “Новая звезда”, в 2015 году победителями конкурса “Новая звезда” на телеканале “Звезда”. Концерты группы – это необычный сплав народного искусства и современной музыки. Примером профессионального исполнительского искусства и гражданской позиции является творчество выпускника Воронежского областного училища культуры Евгения Булочникова, который погиб в чудовищном крушении самолёта Ту-154 под Сочи. Артисту было 29 лет, он пел в хоре ансамбля имени Александрова, был лауреатом международных конкурсов. В настоящее время в училище идёт работа над творческим проектом памяти Евгения Булочникова. В конце апреля пройдет областной конкурс патриотической песни “Святая Россия”.

Театральная направленность в проектной деятельности ЦМИ находит воплощение в постановках молодежных спектаклей. В сентябре 2016 года студенты первого курса уже принимали участие в музыкальной театральной постановке “Золушка”. В ЦМИ действует принцип наставничества. Выпускники училища по специальности Народное художественное творчество (по видам) являлись кураторами театрального проекта. Итогом работы в рамках социального проекта “Отражение души” стал поэтический сборник авторских текстов “СТИХиЯ”. Лучшие стихи студентов Мищенко Татьяны и Сергеевой Валентины опубликованы в 4 выпуске сборника творческих работ “… И чувства добрые я лирой пробуждал…”. О результатах деятельности студенческой молодёжи ГБ ПОУ “Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина” часто пишут в периодических изданиях. Это подтверждает значимость и пользу проектов, реализуемых Центром молодёжных инициатив. Так, например, через районную газету “Звезда” участников проекта “Пусть дети выздоравливают весело” благодарили родители маленьких пациентов педиатрического отделения Бобровской больницы. Стены этого отделения с любовью и заботой молодые люди разукрасили яркими рисунками, используя безопасную краску и акриловый лак, создав сказочный мир для больных детей, чтобы дети выздоравливали весело. Проекты патриотической направленности “Их именами названы улицы нашего города”, “Наши деды”, “Мой герой Бессмертного полка” и многие другие являются неотъемлемой частью проектирования гражданской активности студенческой молодёжи. Много внимания уделяется формированию гражданских компетенций, пропаганде здорового образа жизни, охране экологии, благотворительной деятельности, формированию системы ценностей, проблемам семьи. Например, в октябре 2016 года студенты училища получили сертификат участников в областном форуме социально значимых инициатив, представив на конкурс проект “Усатый нянь”. Цель проекта: формировать представление о нравственных, эмоциональных и волевых качествах характерных для мужского и женского пола. Студентка Мирова Эвелина, защищая проект аргументировала актуальность темы. В рамках проекта проведены мероприятия, которые направлены на формирование гендерной идентичности. Студентка Воронежского областного училища культуры, активистка ЦМИ Кузнецова Людмила в период весенних школьных каникул с 29 марта по 2 апреля 2017 года была в составе команды волонтёров Благотворительного Фонда “Милосердие”. На турбазе “Маяк” был организован выезд для детей из 4-х детских домов города Воронеж и Воронежской области, и детей из приёмных семей. Ребятам была предложена творческая программа для активного и познавательного отдыха по мотивам книги Марка Твена “Том Сойер”. Людмила была наставником одной из групп. Темы, о которых шла речь в ходе смены: дружба, свобода и дисциплина, правда и ложь, влюбленность и кодекс чести.

Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Такие ученые, как Г.Б. Голуб, В.В. Сериков, И.С. Фишман отмечают, что для успешного развития проектной деятельности требуется положительная мотивация. [1]. Для студентов училища культуры творческий стиль деятельности является наиболее приемлемым. Именно поэтому, молодые люди, с большим интересом самостоятельно выбирают направление своей проектной работы. Партнерами в реализации социальных проектов, разработанных студенческой молодёжью под руководством преподавателей, стали: Областной молодёжный центр города Воронеж, Государственное казенное учреждение Воронежской области “Центр занятости населения Бобровского района”, Администрация Бобровского муниципального района, БУЗ ВО “Бобровская РБ”, досуговые центры Воронежской области, коммерческие организации. Финансовую поддержку в реализации проектной деятельности оказали нефтяная компания НЕФТЕПРОМСНАБ, ОАО “Геркулес”, ЗАО “Аккорд”, ОАО Завод растительных масел “Бобровский”.

Студенты, активно участвующие в работе Центра молодёжных инициатив стали значительно увереннее, самостоятельнее. Они действительно конкурентоспособны.

Литература.

1. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: метод. Пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы/ Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова; под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 176 с. – ISBN 5-9507-0328-6: 87