Урок новых знаний "Устаревшие и новые единицы лексики"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познакомить студентов с лексическим запасом русского языка, расширить знания о группах слов с точки зрения их происхождения и употребления.
  • Усвоить содержание основных лексических понятий: неологизмы, историзмы, архаизмы, опознавать их, толковать лексическое значение слова, различать активный и пассивный словарный запас.
  • Развивать навыки работы с лингвистическими словарями.
  • Воспитывать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Планируемые результаты: 

Предметные: знание понятий: неологизмы, историзмы, архаизмы, владение основными лексическими понятиями, умение толковать лексическое значение слова, определять их роль в художественном тексте.

Личностные: мотивация учебной деятельности, умение проводить самооценку учебной деятельности, осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные: поиск информации, её преобразование, извлечение необходимой информации из текстов и словарей, анализ собственной работы.

Тип урока: изучение нового материала. 

Метод: частично-поисковый.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация, учебник : Русский язык под ред. Н.А.Герасименко. М., 2016., видеоролик из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», словари, раздаточный материал. 

Ход урока 

1. Организационный момент.

Преподаватель приветствует учащихся и обращается к командиру группы:

– Ваше сиятельство, дозвольте узнать, кто из отроков и барышень сегодня

отсутствует на нашем уроке?

Преподаватель фиксирует отсутствующих в журнал и продолжает:

– Россия… восемнадцатый век. Эпоха Петра Великого. У нас в гостях герои книги А.Н. Толстого «Петр Первый».

(Студенты разыгрывают сценку из книги А.Н. Толстого «Петр Первый»).

(Действующие лица: писец Иван Васков, дьяк, подьячий Петр). 

Дьяк сидит на лавке, в дремоте. Писец. Иван Васков переписывает с листа бумаги в книгу, озвучивая текст : «…по указу великих государей сделано немецкое платье в хоромы к нему, великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, а к тому делу взято товаров у генерала у Франца Лефорта: две цевки золота, – плачено один рубль, 13 алтын, 2 деньги, да девять дюжин пуговиц по шести алтын дюжина, да к исподнему кафтану – 6 дюжин пуговиц по два алтына, 4 деньги дюжина, да шелку и полотна на 10 алтын, да накладные волосы – три рубля ».

Дунув на муху, Васков поднял веки: – Слышь, Петруха, а « волосы накладные» как писать – с прописной буквы али с малой? Напротив сидящий подьячий, подумав, отвечает: – Пиши с малой. – Волос у него, что ли, нет своих, у младшего государя – то?– А ты – смотри – за такие слова… – Васков захихикал.– Петруха, куда же он эти волосы навесит? – На это его государева воля, куда захочет, туда и навесит. А будешь еще спрашивать, дьяку пожалуюсь.

Дьяка тоже одолели мухи. Вынув платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду: – Э-эй, спите!– лениво прикрикнул он.– Разве вы писцы, разве вы подьячие? Страху нет на вас, бога забыли, шпыни ненадобные…Вот выдеру весь приказ батогами, – будете знать, как работать с бережением…Гром вас порази племя иродово…Вяло взмахнув платком, дьяк опять задремал.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Преподаватель:

– Ребята, я вижу удивление на ваших лицах. А все потому, что слова обращения к вам и слова, которыми пользовались наши артисты, были уместны в петровскую эпоху и давно вышли из повседневной жизни людей.

– Какие слова из сценки вам не знакомы?

– Употребляем ли мы их в повседневной жизни? (Нет, потому что ушли в прошлое размеры этих денежных единиц, предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают).

(Студенты просматривают ролик из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).

– Какие предметы вызвали удивление у царя?

– Как вы думаете, о каких словах именно мы будем сегодня говорить на уроке?

(После высказываний учащихся учитель дополняет и конкретизирует цель урока).

Тема урока: Устаревшие и новые единицы лексики.

Язык — явление развивающееся. Сменяются исторические эпохи — меняется и язык. Именно в лексике отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Эволюция языка тесно связана с историей и культурой народа и выражается новыми словами, новыми значениями слов, новыми оценками того значения, которое заключено в известных словах.

III. Проверка усвоения материала прошлого урока. 

  1. Назовите раздел русского языка, который мы изучаем? (Лексика).
  2. Что такое лексика? (Все слова языка).
  3. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология).
  4. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека).

ΙV. Изучение нового материала.

Приложение 1

1. Словарная работа. По лексическому значению определить название слов. 

Первая группа слов:

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
  2. Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. (Амбар)
  3. Как в старину дом назывался? (Изба)
  4. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)
  5. Низкая обувь распространенная на Руси в старину. (Лапти)
  6. Одно из высших сословий в России. (Дворяне)
  7. Деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды. (Лохань)
  8. Приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с загнутым концом. (Кочерга)
  9. Тяжелый, блестящий и кругленький у дружинников для защиты от врага…(Щит).
  10. Как в старину называли глаза? (Очи).

Вторая группа слов:

  1. Небольшой видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма. (Трейлер)
  2. Направление, течение, тенденция. (Тренд)
  3. Форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений. (Дресс-код)
  4. Человек, добровольно занимающийся за свой счет безвозмездной общественно полезной деятельностью. (Волонтер)
  5. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-либо. (Прогресс)
  6. Программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления. (Компьютер)
  7. Огромный магазин, с большим выбором товара. (Супермаркет)

Третья группа слов: 

  1. Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо)
  2. Летом греет, зимой холодит. (Солнце)
  3. Красная девица в зеркало глядится. (Заря)
  4. Не огонь, а жжется. (Мороз)
  5. Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)

Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. За каждый правильный ответ поставьте балл. Подсчитайте баллы. 

Преподаватель.

Лексика с точки зрения происхождения слов делится на активную и пассивную. Активная лексика – слова, активно употребляемые в нашей повседневной речи. К пассивному запасу относятся слова, отдаленные от человека наших дней временем их существования, распространения. Это устаревшие слова – историзмы и архаизмы, а также новые – неологизмы.

О лексическом происхождении этих слов можно сказать словами Горация: «Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, – так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие».

Приложение 2

Историзмы называют предметы и явления, ушедшие в прошлое: вицмундир («форменный фрак чиновника»), опричнина («в царствование Ивана IV– часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством»).

Архаизмы – собственно устаревшие слова для наименований понятий, действий, явлений, ныне существующих и известных. Вместо них используются синонимы, другие слова, с иным ударением, составом звуков: ланита-щека, длань-рука, выя-шея и т.д.

Иногда устаревшие слова начинают жить новой жизнью, приобретая новое лексическое значение. Например, в 1946 г. обрели новую жизнь ранее устаревшие слова министр, министерство. Так, сравнительно недавно утратили оттенок архаичности слова: лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917 года ХХ века они рассматривались как историзмы).

В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для придания повествованию приподнятости, торжественности.

Неологизмы – это новые слова («нео» – новый, «логос» – слово (греч.)). Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов и возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью различных способов словопроизводства, например, сложением: сахарозаменитель.

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков, например, дизайнер – «художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью».

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превращаются в самостоятельные слова – омонимы, например, ключ (у замка) и ключ (родник).

2. Заполните таблицу «Активный и пассивный словарный запас», используя слова диктанта.

Приложение 3 

Активный и пассивный словарный запас 

Активный словарь

Пассивный словарь

.

Историзмы:

 

Архаизмы:

 

Неологизмы:

 

Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. За каждый правильный ответ поставьте балл. Подсчитайте баллы.

3. Объяснение значение слова: аналог

(От др.– греч. ἀνάλογος − соответственныйсоразмерный) — объект (техническое решение) того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков. – К какой группе слов отнесем слово аналог и почему? (Неологизм).

Не всегда появление новых слов связано с появлением новых предметов и явлений. Иногда по воле мастеров рождаются слова, которые живут в их произведениях. Такие слова называются окказионализмами (от лат. оccasionalis – «случайный»): Из фабричной марки – две стрелки омолнили телефон (М.). И река в тебе кипела бурнопламенная!
(Ф. Глинка о Москве).

Сведения о значении единиц пассивного запаса, а также об отдельных устаревших или новых значениях известных слов можно получить в толковых словарях.

ΙV. Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения.

Преподаватель.

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с различными пластами русской лексики, рассматривая ее с точки зрения значения происхождения и употребления.

1. Работа со «слепой» схемой. Заполнить пустые графы таблицы.

Приложение 4

2. Самостоятельная работа с текстом. Выписать фразы с устаревшими словами, объяснить их значение при помощи словарей.

Приложение 5

  • Ах, боярыня красотою лепа, червлена губами, бровями союзна.
  • Были демоны, мы этого не отрицаем, но они самоликвидировались.
  • Где живете? В палатах.
  • Молви еще раз.
  • Отведай ты из моего кубка.
  • Ты пошто боярыню обидел?
  • Царь и великий князь всея Руси, челом бьет.
  • Я извиняюсь, но что это все холоп, да холоп, что это за слово такое?
  • Каковы хоромы?
  • Так выпьем же за кибернетику!

3. Самостоятельная работа с текстом газеты «Аргументы и факты». Выпишите неологизмы из статьи «Ваш виртуальный тренер». 

Приложение 6

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?

– Какие слова в лексической системе относятся к историзмам, архаизмам, неологизмам? В чем различие между ними?

– Могут ли устаревшие слова вернуться в современный язык?

– Где можно встретить устаревшие слова?

– С какой целью авторы используют устаревшие слова?

– В случае затруднения кто придет к вам на помощь?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 132, стр. 62