Обсуждение книги Роберта Кормье "Шоколадная война". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Оформление доски и оформление тетради (см. Приложение)

Урок является продолжением цикла уроков по внеклассному чтению произведений современной литературы зарубежных авторов (вспомнить, о чем рассказывается в уже рассмотренных произведениях: Лоис Лоури “Дающий”, Тод Штрассер “Волна”, другие произведения - список определяется учителем).

Вспомним содержание прочитанных произведений. Что их объединяет? Назовите ключевые слова, ассоциации с которыми возникают при сопоставлении этих книг (связать с нравственными и общественными проблемами). Например, единство, коллектив; личность, индивидуальность; совесть, сочувствие; выбор человека; свобода; насилие, жестокость и др.

В любое время в любом обществе эти понятия очень важны. Не исключение и мы – и наше общество, и наше время.

Обсудим книгу “Шоколадная война” с точки зрения проблемы свободы – проблемы нравственной и философской.

Записать тему урока.

Чтобы вспомнить содержание книги, выполним следующее задание: в тетради письменно сформулировать в виде одного предложения, о чем повесть (можно отразить как сюжет, так и идею). Например, книга о том, как молодой человек пытался следовать своим принципам и к какой трагедии это привело; книга о том, имеет ли право человек на свое мнение; книга о том, как важна и как нелегка бывает свобода выбора; книга о том, на что может пойти коллектив-толпа, если кто-то не согласен с общим мнением и т.п. (зачитать получившиеся варианты).

Итак, будем формулировать то, над чем заставляет задуматься книга Р.Кормье. (см. на доске и в тетради 4 столбика – приложение)

І. В чем проявляется свобода человека?

(см. содержание произведения)

Первый тезис уже записан в квадрате: “Свобода проявляется в независимости, в отсутствии ограничений”.

Рассказать о позиции Джерри (он решил не продавать шоколадные конфеты, сохранить независимость суждений, проявил стойкость в отстаивании своей позиции. Привести примеры, пересказать соответствующие эпизоды).

Но не только Джерри Рено отстаивает свою независимость. Для некоторых свобода – это просто отсутствие всяких ограничений, всяких рамок.

Для кого? Рассказать. Например:

- поведение Арчи и других Стражей, которые оказывали психологическое давление, а иногда и просто издевались над учениками и учителями (см. их задания).

- Эмиль Янза – гроза школы, мастер доставать учителей и учеников (см. шантаж его со стороны Арчи).

- Позиция брата Леона, который преследует свои цели и решает свои проблемы за счет других (хочет продвинуться по службе и решить финансовые проблемы и фактически заставляет школьников продавать конфеты – по 50 коробок за 2 $)

Можно ли об этих героях сказать, что они “потревожили вселенную”? Да, но это иногда страшно, жестоко.

ІI. Кто является жертвами в этой ситуации – с конфетами – и вообще в школе?

В первую очередь – Джерри Рено. Как над ним издевались?

- телефонные звонки;

- испорченный плакатик;

- изрезанные спортивные тапочки;

- спрятанная акварель;

- толкнули на лестнице;

- жестокий удар во время игры в футбол;

- бросали камни в стену дома;

- бойкот. Оцените эти действия. Почему в финале Джерри хотел сказать: “Не тревожь вселенную”?

Учителя:

- брат Юджин (история с кабинетом и партами) – уволился;

- брат Жак (издевательство с фразой “окружающая среда).

Стручок. Чувствует себя предателем. Зная, что ему “приписали” 23 коробки, он побоялся протестовать: “Что они с нами делают? ... Они зло”. Он перестал ходить в школу “из-за болезни”, ушёл из футбольной команды.

Оби, секретарь Стражей. Он не выносит Арчи, про себя его ругает, но вслух – нет, пляшет под его дудку: “Если ему (Арчи) хорошо, то и нам хорошо”.

Брайан, казначей в истории с конфетами. Он рассуждает о том, что важнее – личность или коллектив. Понимает, что Рено в одиночку противостоит школе, Стражам – всем без исключения. Однако решает наплевать на всё и забыть, лишь бы не связываться с братом Леоном. Его кредо – “личное выживание”.

Вспомним слова Арчи: “Потому что мы все скоты” (а ведь многие хотели считаться порядочными!)

Таким образом, ученики в этой атмосфере – настоящие жертвы: они превращаются в безразличных, равнодушных, порой жестоких людей, в трусов и предателей. О них Джерри говорит: “Что они сделают с миром, когда покинут Тринити?”

Итак, сформулируйте тезис, то есть тот вывод, к которому читатель приходит, читая о жертвах ситуации. Как соотносится свобода личная и свобода окружающих?

Например, “никто не имеет права утверждать свою свободу за счет других”.

ІІІ. Так что же значит – “потревожить вселенную”? Какие есть варианты?

Вселенную можно расшатать и разрушить. Это страшно. Тем более чудовищно гордиться этим, как Арчи: “Он успешно обвёл вокруг пальца и Рено, и Леона, и Стражей, и всю эту жалкую школу. Я могу охмурить кого угодно. Я - Арчи”. Он уверен в своей правоте и в том, что ничего не изменится.

Можно ничего не делать, как большинство ребят и учителя в школе Тринити.

Можно совершить поступок. Какой поступок совершает Джерри – оценить (например, он поступает смело, мужественно).

Какова цена такого выбора? Цена очень высока! Устраивается боксерский поединок, где бойцам, Джерри и Янзе, предстояло драться так, как пожелают зрители, которые назначают удары. Джерри избит Янзой до полусмерти.

Стоит ли тогда совершать этот поступок? Может, лучше “не тревожить вселенную”? Здесь надо вспомнить реакцию Стручка, который предпочел отойти в сторону, не вмешиваться. Ему очень тяжело. “Он не чувствовал себя паршиво. Не чувствовал себя предателем. Не чувствовал себя жалким трусом. Но если он ничего этого не чувствовал, почему всю дорогу до шкафчика у него лились слёзы?”

Сделаем вывод – сформулируем тезис: какова цена смелого выбора – цена отстаивания свободы? Например, “человек иногда платит очень высокую цену за право быть свободным”.

IV. Итак, складывается ситуация, когда человек может засомневаться, идти ли ему по пути отстаивания независимости. И куда этот путь может завести?

Ради чего все-таки стоит “тревожить вселенную”? Пусть ты страдаешь, а иногда цена защиты свободы, цена “вклада” во вселенную очень высока. Но есть люди, которые способны на эту жертву ради высоких целей, ради защиты нравственных принципов, нравственных ценностей.

О каких ценностях может идти речь? Например, справедливость, милосердие, совесть, честь, помощь нуждающемуся и т.п.

Сделаем и запишем вывод-тезис: ради чего “тревожить вселенную”? Например, “свобода человека должна опираться на нравственные ценности”.

В итоге на доске появляются выводы по книге.

V. Итак, мы вместе, обсудив содержание книги, пришли к таким выводам (см. записи) и ответу на вопрос, над чем книга заставляет задуматься.

Напишите одно предложение в виде девиза, правила жизни по итогам наших рассуждений. Например:

- никогда не забывай, что ты не один в этом мире, что тебя окружают люди!

- свобода – важная вещь в жизни человека;

- насилие и жестокость недопустимы и т.п.

VI.

Если позволит время, можно проголосовать за ту книгу, которая понравилась больше всего (на доске написаны названия – прикрепить магнитики, стикеры и т.п.)

Рекомендации для дальнейшего чтения.