Система дидактических игр и ее эффективность в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В работе с детьми мной была разработана серия экологических игр по темам:

1. Многообразие растительного мира (овощи – фрукты, комнатные растения, деревья и кустарники, плоды и семена, взаимосвязи, существующие в природе).

2. Многообразие животного мира (домашние и дикие животные, рыбы, птицы, насекомые, взаимосвязи, существующие в природе).

Хотелось бы заметить, что представленные в работе  дидактические игры – это лишь небольшая часть системы использования дидактических игр как одного из средств экологического образования детей дошкольного возраста.

При изучении темы «Многообразие растительного мира» я стремилась сформировать у детей представления о растениях как о живых существах, об органах и функциях растений; о стадии роста и развития растений; о том, как растения приспосабливаются к сезонным изменениям; закреплять умения детей классифицировать растения по месту произрастания (растения цветника, леса, луга, огорода, комнатное растение). Формировала такие понятия как: «трава», «кустарники», «деревья», «живое и неживое».

При изучении темы «Многообразие животного мира», учила детей классифицировать животных по группам: звери, птицы, рыбы, животные домашние, дикие. Закрепляла знания об особенностях поведения, о жизни в среде обитания; приспособленность к сезонным изменениям; способы защиты от врагов; учила определять стадии роста, развития животных; устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных. Формировала понимание значения и места живых существ в природе, основных направлениях природоохранной деятельности человека.

Многообразие растительного мира

Вершки и корешки

Первый вариант

Дидактическая задача. Закрепить умение составлять целое растение из частей. Обобщить знания об овощах и фруктах.
Игровые действия. Поиск своей пары.

Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры. Во время прогулки воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой - вершки (ботву).  Все «вершки» и «корешки» перепутались. По сигналу: «Раз, два, три - свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.

Второй вариант

«Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны встать так, чтобы ботва и корень составляли одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.

Съедобное - несъедобное

Перед началом прочитать сказку «Мужик и медведь».

Дидактическая задача. Продолжать учить детей выбирать растения, используемые в питании. Закрепить понятия: съедобные – несъедобные растения, ядовитые, лекарственные.

Правила. Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.

Оборудование. На столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (свекла, морковь, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.)

Ход игры. Воспитатель выбирает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой - медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю - ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять рис. Осенью я возьму себе корешки».

Детки на ветке

Дидактическая задача. Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.

Игровые действия. Поиск своей пары.

Правило. Искать пару можно только после сигнала.

Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой овощи («деток»). По сигналу «детки, найдите свои «ветки»!» - каждый ищет свою пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и его товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.

Правильность подбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускаются). Если пара выполнила задание правильно.

При повторении дети меняются листьями и плодами.

Овощи, фрукты

Дидактическая задача: Уточнить и закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Ход игры. Дети делятся на две равные команды. Команды садятся на стулья напротив друг друга. Дети одной команды, передовая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Кто повторит название два раза, или ошибется, начинает сначала. Выигрывает тот, чья команда быстрей и без ошибок назовет овощи или фрукты.

Магазин «Семена»

Содержание знаний. Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, помидор, капуста и др.). Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью»). Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы – цветоводы.

Дидактическая задача. Группировать растения по месту произрастания и использованию в быту, описать предметы и найти их по описанию.
Правила. Директор должен разложить семена по их отделам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).

Оборудование. Вывеска с рисунками и надписями: «Семена овощей», семена в спичечных коробках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).

Ход игры. Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам, продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастает, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать ее покупателю.

Директор (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.

Угадай растение по описанию

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило.Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2 – 3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.

Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывает об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на траву»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание даётся в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть всё то, о чём говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?», показывает растение, дети, если знают, называют его.

Можно предложить ребятам найти в групповой комнате растение, похожее на описанное.

Найти растение по названию

Первый вариант

Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.

Игровое действие. Поиск названного растения.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты, среди многих других, то игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.

Второй вариант

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет, но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

Все по домам

Дидактическая задача. Найти целое по его части.

Игровое действие. Поиски своего «дома» по определенному признаку.

Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу воспитателя.

Оборудование. Листья 3-4 деревьев (по количеству детей).

Ход игры. Педагог раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким –нибудь деревом. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. «Все по домам!» Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание. Ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подбежал.

Загадайте, я отгадаю

Дидактическая задача. Описать предмет по вопросам взрослого.

Игровое действие. Загадывание загадки воспитателю.

Правило. Называть задуманное дерево нельзя.

Ход игры. Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку – описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» затем интересуется формой, плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.

Кто где живет

Дидактическая задача. Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Игровое действие. Убежать от лисы.

Правило. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.

Ход игры. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете зайчиками и белочками, а кто-то один из вас – лисой. Белочки ищут растение, на котором укрыться, а зайчики – под которым могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев нет дома, они прячутся в кустах. Выбирают водящего – лису. Дают ему шапочку – маску лисы. Всем остальным детям – шапочки маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - Белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам. Кто неправильно выполнит задание, лиса тех ловит.

Путешествие

Первый вариант

Дидактическая задача. Найти дорогу по названиям знакомых растений.

Правило. Направление рукой не показывать, ориентиры называть точно.

Ход игры. Игру проводят во время прогулки по парку или лесу. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущими. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо назвать два-три знакомых дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть на право. Оттуда направиться к двум большим березам. Поравнявшись с ними, опять повернуть на право. За орешником будет полянка для прогулок.

Второй вариант

Игру проводят так же, только дорогу у любимой полянке найти самую короткую. Объяснить ее всем детям.

Третий вариант

Содержание знаний. Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки.

Дидактическая задача. Описать внешний вид растений и найти их по описанию.

Правило. Описывать растения – ориентиры, не говоря, как они называются.

Ход игры. Игру проводят в лесу. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3-4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу.

Можно выбрать двух ведущих, два путешествия, а дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.

«Одуванчик» (экологические игры Н.А. Рыжовой)

Вариант 1

Дидактическая задача: Дать представление о разных частях (строении) растения и их функциях.

Оборудование: Комплект карточек 15шт. для дидактических игр.

Многие дети пяти-шести лет не имеют представления о том, что такое растение в целом и из чего оно состоит. Некоторые дошкольники, например, называют одуванчиком только соцветие растения, а растение с бутоном или только с листьями и стеблем одуванчиком уже не считают. Большинство детей также не знают, что корень тоже является частью растения. В их представлении растение- это только надземная часть. Работа с предлагаемым комплектом карточек позволяет ликвидировать такие пробелы в знаниях дошкольников. Кроме того, она помогает на конкретном примере дать ребенку понятие о целом и его частях, о сезонных изменениях в организме растения, о природных факторах, воздействующих на него и помогающих ему расти и размножаться.

См. Приложение рисунок 1, рисунок 2

Ход игры

Жил на свете Одуванчик. Были у него листья-ручки, которые он тянул к солнышку». (Прикрепляем к стенду карточки № 9 и 11.)

Вопрос детям: «Что еще было у Одуванчика?»
Если дети отвечают: «Цветок», воспитатель располагает над карточкой № 9 карточку № 3 и спрашивает, правильно ли составлен «Одуванчик». Получилось неправильно, поэтому воспитатель задает следующий вопрос-подсказку: «На чем растет цветок?» (прикрепляем карточку № 3 над карточкой № 2, карточку № 9 убираем) — и одновременно объясняет: «Еще у нашего Одуванчика было тоненькое тельце-стебелек, на котором держалась головка цветов». Воспитатель обращает внимание детей на то, что «головка» Одуванчика на самом деле не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу. Затем это можно показать на экскурсии или прогулке.

Напомним детям: когда они нюхают цветок одуванчика, нос у них становится желтым. «В цветках одуванчика есть желтый порошок, мелкий, как пыль. Поэтому он называется «пыльца». А еще в цветах есть вкусный сок - нектар. Прилетит пчела попить вкусный сок (меняем карточку № 3 на карточку № 6) и испачкается в желтом порошке. Потом полетит искать вкусный сок на другом одуванчике, отряхнет там желтый порошок-пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками - парашютиками. (Меняем карточку № 6 на карточку № 7.) Постарел наш Одуванчик, стал седым».

Вопрос детям: «Как вы думаете, для чего семенам Одуванчика нужны такие пушинки-парашютики?» Выслушав ответы, заключаем: подует ветер (прикрепляем рядом с одуванчиком карточку № 12), разлетятся парашютики с семенами по белу свету. Полетают-полетают, а потом опустятся на землю, и вырастут из них новые одуванчики - детки нашего Одуванчика (показываем карточку № 8). Составив Одуванчик из карточек (за исключением карточки № 1), задаем вопрос: «Чего еще не хватает нашему Одуванчику? Может, мы что-нибудь забыли?» Подсказка: «Откуда Одуванчик берет пищу, что держит его в земле?» (Прикрепляем под карточкой № 2 карточку № 1.) «У Одуванчика есть большой толстый корень, в нем он «запасает» пищу. А еще есть много маленьких корешков. С их помощью он сосет из земли воду и «пищу». Корень «держит» Одуванчик в земле».

В заключение анализируем рисунок Одуванчика в целом, указывая, из каких «частей» сложен одуванчик и какую роль они выполняют в жизни растения.

Задание детям: сложить одуванчик из своих карточек самостоятельно. Можно это сделать и с помощью воспитателя, который называет по очереди «части» одуванчика, а дети выбирают их из имеющихся карточек. Можно предложить детям нарисовать одуванчик с цветами и семенами и выделить на рисунке все части растения, о которых рассказал воспитатель. Пусть дети вспомнят другие растения и сами скажут, видели ли они у этих растений цветки, корни. Можно обратить внимание ребят и на комнатные растения.

Вариант 2

Цель работы с карточками: дать представление о сезонном развитии растения, о его связях с окружающей средой.

Этот вариант игры рассчитан на несколько занятий. Предложите детям понаблюдать за одуванчиком, который растет во дворе детского сада или возле их дома. Можно предложить им нарисовать рисунки по своим наблюдениям, зарисовать одуванчик в разное время года.
Занятие проводится в форме рассказа, по ходу которого воспитатель меняет на стенде карточки и задает детям вопросы.

Рассказ: Однажды весной Валера и папа пошли на огород. Папа взял с собой большую лопату, а Валера маленькую. И только начали они копать, как Балерина лопатка уперлась во что-то твердое. Он позвал папу. «Это - корень одуванчика, - объяснил папа. - Он мешает расти на огороде другим растениям, надо выкопать его из земли». «Папа, - попросил Валера,- давай оставим корешок. Это будет мой одуванчик, я буду смотреть, как он растет». «Ну ладно, один оставим, тем более что он на краю огорода», - не стал возражать папа и продолжил копать землю. А Валера решил для своего одуванчика сделать забор из палочек, чтобы не потерять его из виду. Теперь он знал, что в земле есть корень одуванчика. (Прикрепляем к стенду карточку № 1.) Через несколько дней папа с сыном опять пришли на огород, на месте корешка уже зеленели листочки. (Прикрепляем карточку № 9.) Валера очень обрадовался, что его одуванчик начал расти, а папа ему объяснил, что весной начинают расти все растения, потому что греет солнышко. (Прикрепляем карточку № 11.)

Прошло еще несколько дней, и Валерина семья в полном составе пришла на огород. Мальчик сразу бросился к своему одуванчику. Он опять не узнал его: кроме листьев, у одуванчика вырос стебелек, на верхушке которого сидел цветочный бутон. (Прикрепляем карточку № 4 над карточкой № 2.) Валера поискал другие одуванчики и увидел, что многие из них уже открыли свои желтые головки. «А мой почему закрыт?» — огорчился он. «Не унывай, уже немного осталось ждать», - заверила мама. И она оказалась права. Через день, когда Валера сам прибежал в гости к одуванчику, он увидел красивую желтую головку. (Меняем карточку № 4 на № 3.) Цветок был раскрыт навстречу солнцу, к нему летели пчелы, они садились на него, что-то искали, довольно жужжали и улетали. (Меняем карточку № 3 на № 6.) У некоторых пчел на ногах были желтые шарики. Валера нагнулся и понюхал цветок. Нос у него тут же стал желтым, как ножки у пчел, но он этого не заметил. «Мама, мой одуванчик расцвел!» - закричал мальчик с порога, вернувшись домой. «Я это -сразу поняла, - улыбнулась мама, - у тебя нос желтый». «Почему?» - Валера вытер нос, отчего его ладошка тоже стала желтой. «Потому что у тебя на носу особый цветочный порошок. Он очень мелкий, как пыль, поэтому называется пыльцой, - объяснила мама. - Пчелы ищут в цветках одуванчика особый вкусный сок - нектар, который для них приготовлен. А когда пьют вкусный сок, могут испачкаться, как ты испачкался в желтом порошке». «Ну и что?» - недоумевал Валера. «А то, что ты меня недослушал, - недовольно поморщилась мама. — Пчелы попьют сок на одном цветке, испачкаются в его порошке-пыльце, полетят на другой цветок - тоже сладкий сок пить. А порошок с их лапок упадет на этот цветок, и через некоторое время на месте цветка появится семя-парашютик». «Только бы мне не прозевать, когда появятся эти парашютики», - подумал Валера.

Прошло несколько дней, солнышко грело все жарче, а дождика не было и не было. Балерин одуванчик наклонил головку, уронил листик на землю, совсем плохо ему стало без воды. Но вот наконец солнышко закрыла большая туча (меняем карточку № 11 на карточку № 14) и пошел долгожданный дождь. Умылся одуванчик, напился, стал опять красивым и сильным. Наступило лето, и Валера обнаружил, что его одуванчик опять изменился. Поседел одуванчик, постарел. {Вместо карточки № 3 ставим карточку № 7.) Вместо цветов появились у него семена, пушистики-парашютики. Однажды подул сильный ветер (прикрепляем карточку № 12), и полетели семена-парашютики в разные стороны. «Мам, наш одуванчик стал совсем лысым, ни одного волоска-парашютика на голове не осталось», - засмеялся Валера, когда увидел, что одуванчик в который раз изменился. «Зато у него теперь много деток вырастет в других местах, - заметила мама и, улыбнувшись, добавила: - Особенно на нашем огороде». (Прикрепляем карточку № 8 вместо карточки № 7.) Потом Валера уехал к бабушке, а одуванчик остался один. Летом он стал опять похож на себя весеннего, потому что у него остались только листья. (Убираем карточки № 8 и 2, прикрепляем карточку № 9.) Правда, листья стали побольше и потемнее. К осени они увяли, пожелтели, упали на землю. Вернулся Валера домой, сразу побежал проведать одуванчик. А там опять один корешок в земле остался, крепко сидит. «Теперь он опять стал очень толстым, таким же, как ранней весной», - сказала мама. «Он что - толстеет?» - удивился Валера. «Конечно, корешок может толстеть и худеть, - подтвердила мама. - После того, как парашютики улетели, корешок начинает толстеть - запасать пищу на зиму. Для этого ему нужна пища, которая находится в земле. Мы с тобой запасаем на зиму картошку в подвале, помидоры в банках, а одуванчик запасает пищу в своем корне. Чем больше запасы - тем толще корень. Если жучки разные подземные не сгрызут осенью, то к весне из этого корешка появится новый стебелек, новые листочки. А чтобы листочки-цветочки могли расти, корешок отдает им всю еду, которую с осени припас. И чем больше становятся листья, стебель, тем больше худеет его корень. Летом он совсем худеньким бывает. Запасов в нем почти не остается». «Как и у нас в погребе, мы ведь к лету тоже все съедаем», - добавил Валера. «Конечно, - согласилась мама, - похудеет корешок, разлетятся парашютики-семена по белу свету, он начнет опять толстеть, пищу для будущего одуванчика запасать. И так каждый год».

«Значит, мой одуванчик на следующий год опять вырастет?» — обрадовался Валера. «Да, все повторится. Зиму он проведет под снегом (прикрепляем карточки № 10 и 1), а весной на этом месте вырастет красивый одуванчик, очень похожий на твой первый. Потому что такая жизнь у одуванчиков. И не только у них, но и у других растений», - закончила свой рассказ мама.

Закрепление материала

Вопросы:

а)  Что нужно для того, чтобы вырос одуванчик?

б) Как менялся одуванчик (весной, летом, осенью, зимой)?

Дети выполняют задание при помощи карточек.

Вариант 3

Объединяет цели и задачи предыдущих вариантов.

Составляем одуванчик из карточек, проговаривая по ходу работы, из каких частей он состоит и для чего они нужны. Объясняем, что необходимо одуванчику для роста.

Солнышко: одуванчик начинает расти, когда становится тепло, а в листьях одуванчика есть специальные зеленые «зернышки», в которых только на солнышке может «готовиться» особая пища для одуванчика (по ходу рассказа появляются соответствующие карточки) (карточка № 11).

Ветер: разносит легкие семена одуванчика. А чтобы они могли летать, у семян есть специальные парашютики-пушинки. Если бы у одуванчика были не семена-парашютики, а семена в ягодах, они были бы тяжелыми, и ветер не смог бы их унести (карточка № 12).

Пчелы и другие насекомые: переносят пыльцу с одних цветов на другие; без этой желтой пыльцы-порошка не могут появиться семена (карточка № 6).

Дождь: одуванчик должен пить воду, его поит и дождик, и подземная вода, иначе он засохнет. Напомним детям, что и комнатные растения мы постоянно поливаем, чтобы они не засохли (карточка № 14).

Почва: это «живая земля», в ней растет корешок одуванчика, он крепко держит одуванчик в земле и «кормит» его. Чем богаче земля-почва, тем больше еды для одуванчика (карточка № 1).

Снег: зимой снег укрывает землю белым одеялом, под которым корешку одуванчика не холодно. Если бы снега не было, корень мог бы погибнуть от сильных морозов, «замерзнуть» (у него ведь нет теплой шубы и варежек, как у нас), и из него уже не выросли бы листья и цветы (карточки № 10 и 15).

Обратим внимание и на то, что цветущий одуванчик изменяется в течение суток, он бывает разным ночью и днем. (Для объяснения материала карточки № 1, 2, 3, 11 выставляем на стенд. Затем карточку № 11 заменяем на карточку № 13.) Солнышко исчезло, наступила ночь. Что будет с цветком одуванчика? (Меняем карточку № 3 на № 5.) Цветок закрылся. Почему? Ночью не летают пчелы, не переносят порошок-пыльцу с цветка на цветок, он и закрывается, «спит». А когда появляется солнышко, цветы раскрываются. Закрываются и открываются цветы одуванчика в одно и то же время. Кроме того, цветы одуванчика закрываются и в дождливую погоду. (Если мы карточку № 13 заменим на карточку № 14, то одуванчик не изменится.)

Использование комплекта карточек для проверки знаний

Варианты заданий:

  1. Сложить из разных карточек одуванчик и назвать его части.
  2. При помощи замены карточек показать, как изменяется одуванчик в разное время года. (Карточки может менять воспитатель, а ребенок должен соответствующим образом менять внешний вид одуванчика.)
  3. Показать, как выглядит одуванчик днем и ночью, в солнечную и дождливую погоду.
  4. Сложить из карточек одуванчик и разложить вокруг него картинки, изображающие то, что нужно одуванчику, чтобы он мог расти. Объяснить, для чего нужны одуванчику солнце, ветер, земля-почва, пчелы, снег, дождь (вода).

Более сложное задание: воспитатель изготавливает карточки с изображением другого растения и просит ребенка выполнить задания, которые он выполнял по комплекту «Одуванчик».

Правильно выполненные задания означают, что дети усвоили, из каких частей состоят одуванчик и другие растения, как одуванчик изменяется (развивается) в течение года и какие условия нужны для его существования.

Многообразие животного мира.

Угадай, какой ты зверь

Дидактическая задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Оборудование. Картинки с изображением животных.

Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.

Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребёнку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель закрепляет на спину ребёнка картину с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенности его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он. Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».

Назови меня

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных; развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.

Игровое действие. Имитация повадок животных.

Игровое правило. Имитировать повадки животных молча.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям загадать любого представителя фауны (каждому по отдельности). Затем они по очереди изображают животного, пытаясь как можно точнее передать характерные особенности его поведения с помощью мимики и жестов.

Игру можно усложнить, предложив 2 – 3 детям изобразить одно животное.

Хищник-добыча

Дидактическая задача. Упражнять детей устанавливать связи «хищник-добыча».

Игровое действие. Пойманным считается то животное, которым питается данный хищник. Начинать салить можно только по сигналу воспитателя.

Ход игры. Воспитатель выбирает 2 детей и предлагает каждому из них назвать любое известное им животное – хищника. Остальным участникам игры раздает картинки с изображением разных животных. По сигналу воспитателя «хищники» ловят свою «добычу», например лиса ловит зайца, утку, суслика и т.д. Побеждает тот, кто поймает больше «своей добычи. По мере усвоения правил количество хищников можно увеличить до 3 –5.

Мы спрятались

Дидактическая задача: Подвести детей к установлению взаимосвязи между особенностями внешнего вида объектов природы и приспособлением к окружающей среде (защитная окраска и маскировка); продолжать развивать визуальное восприятие.

Оборудование. Различного рода поделки и игрушки небольших размеров.

Игровое действие. Поиск предметов спрятанных воспитателем.

Игровые правила. Дети начинают поиск и заканчивают его по сигналу воспитателя. Во время поиска нельзя обозначать найденный предмет словом или действием.

Ход игры. Игра проводится на природе. Воспитатель вдоль тропинки (40-50 шагов) располагает до 10 предметов (птица, белая и серая мыши, бумажная бабочка, банан, цветок и др.), таким образом, чтобы один из них почти слились с природным окружением, а другие выделялись на общем фоне (количество предметов не называется). Воспитатель предупреждает детей: увидев предмет, они должны идти дальше, ни словом, ни жестом не давая знать, что они что-то увидели. По сигналу дети один за другим через определенные интервалы продвигаются по тропинке и, дойдя до ее конца, шепотом говорят воспитателю, сколько предметов обнаружили и какие именно.

Если никто не увидел всех предметов, можно назвать их количество и предложить поиграть еще раз.

После игры целесообразно обсудить с детьми значение маскировочной окраски животных и предложить им назвать мелких представителей фауны с защитной окраской.

Для усложнения игры рекомендуется увеличить количество предметов (до 15-20) и подбирать все менее заметные на общем природном фоне предметы (например, мелких искусственных насекомых).

Заяц

Дидактическая задача. Познакомить детей с одним из самых обычных животных нашей фауны, показать, что даже близкие виды различаются не только внешне, но и условиями обитания.

Содержание и методика. Воспитатель предлагает детям узнать из загадки, о ком будет идти разговор на занятии:

И ушаст, и глазаст,
И путаться горазд.
Заберется в куст
И спит, кочерыжку съест – и сыт. (Заяц)

После того как дети отгадают загадку, можно вспомнить сказки о зайце. Спросите у детей, какой у зайца характер в сказках. Потом можно рассказать детям о зайцах.

- У нас есть два вида зайцев: заяц-беляк и заяц-русак. Беляки живут в лесах. Летом они серые, а зимой – белые. Русаки по размеру крупнее, обитают на открытых местах. И зимой и летом у них рыже-серый мех.

Летом зайцы едят траву, а зимой, когда снег глубокий, их кормом становятся ветки кустарников, кора деревьев, в малоснежные зимы – всходы озимых. Заходят зайцы и в сады полакомиться вкусной корой и груш.

Зайчата рождаются с ранней весны, когда снег ещё не сошёл, и до осени. В день рождения они меньше, чем ладонь человека, но у них густая шёрстка; они хорошо видят и, даже могут бегать, а трёхдневного зайчонка поймать очень трудно. Растут зайчишки очень быстро. Если рядом нет мамы, то их накормит любая зайчиха.

Зайцы быстро бегают и прыгают. Задние ноги у них гораздо длиннее передних. Когда заяц бежит, то впереди остаётся большой след от задних ног, а потом два маленьких следа от передних.

У зайчиков много врагов из тех, кто любит полакомиться их вкусным мясом. Это и лисы, и волки, и собаки, и хищные птицы, и охотники. Одно спасение у зайцев – быстрые ноги. Охотников к ним привлекает не только вкусное мясо, но и лёгкий тёплый мех.
Воспитатель предлагает игру “Охотники и зайцы”.

На игровой площадке чертят 4 – 5 линий на расстоянии примерно 1 см одна от другой. Каждый заяц становится около своей линии. Охотники стоят за спинами зайцев на расстоянии 3 – 4 м. По сигналу педагога зайцы скачут то вправо, то влево через линию, удаляясь от охотников. Охотники стараются попасть в них мячом. Подстреленный заяц выбывает из игры. Затем зайцы и охотники меняются ролями.
Советы педагогу: За несколько дней до занятия прочитайте детям сказки о зайцах. Очень хорошо, если во время занятия вы прочитаете рассказы о зайце К.Д. Ушинского, С. Покровского или Г. Скребицкого.

Предложите детям рассказать стихи о зайчике, разучите загадки о нём.

Лисица

Дидактическая задача. Познакомить детей с наиболее распространённым зверем нашей фауны. Показать значения лисиц в природе и в хозяйстве человека.

Содержание и методика. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Хвост пушистый,
Мех золотистый, в лесу живёт,
А в деревне кур крадёт. (Лисица)

После того как загадка отгадана, воспитатель рассказывает: Красивый зверь лисица, но если проведает, что есть по близости птичник, то не упустит случая поживиться лёгкой добычей. Тогда и охотники не теряются, поджидают плутовку с собаками. Но не так-то просто – взять лисицу. Недаром у всех народов во всех сказках лису называют. Как? – спрашивает воспитатель.

Хитрая, плутовка, Лиса Патрикеевна, - отвечают дети.

За что же она прослыла такой, - интересуется воспитатель, и после предположений детей рассказывает: При преследовании лисица отличается удивительной способностью уходить от погони, запутывать следы, пускаться на всевозможные уловки, чтобы обмануть собак. При опасности она прячется в первой попавшейся норе и уходит от норок. Интересы и повадки у лисицы, когда она добывает пищу. Питается преимущественно мелкими грызунами: полевками и мышками. Зимой прислушивается лисица к их писку под снегом, делает грациозные прыжки, быстро роется в снегу. Зайцев добывает реже, так поймать зайчишку не так уж просто, нужно за ним погоняться. Не упустит лисица случая полакомиться птицей, когда та кормиться на земле.

Очень ценится мех лисицы даже когда повадится она на птичник, то убытки от неё с лихвой окупятся, если есть в тон деревне хороший охотник с собаками.

Воспитатель предлагает детям игру: “Лиса, охотник и куры”.

По согласию или по считалке выбирают охотника, лису и петуха. Остальные дети – куры. Они вместе с петухом гуляют по двору, машут крыльями, клюют зёрнышки и говорят “ко-ко-ко”. Петушок тоже занят, но поглядывает в сторону лисы. По тихому знаку воспитателя, лиса начинает подкрадываться к курам. Заметив их, петушок кричит “ку-ка-ре-ку”. Это сигнал для кур бежать на насест (гимнастическую стенку, скамейку и т.п.) Там они в безопасности. Петух помогает курам, он садится на насест последним. Лиса старается осалить, и кур, и петуха. Охотник стоит на расстоянии 4 – 5 м от насеста. Он старается осалить лису мячом. Если лиса осалена, выбирают нового охотника и лису из захваченных кур. Если же лису осалить не удалось, пойманные куры присоединяются к охотнику. Он отдаёт им один мяч. Каждый имеет лишь одну попытку осалить лису.

Советы педагогу. За несколько дней до занятия почитайте детям сказки о лисе, покажите им картинки. Предложите выучить стихи и загадки.
Роль петушка следует предложить мальчику, который часто ссорится с детьми. Пусть учится помогать им.

Придумай загадку

Дидактическая задача. Учить детей подмечать характерные признаки растений и животных и узнавать их по описанию.

Содержание и методика. Педагог предлагает детям придумать загадки, например, о цветах, о деревьях, бабочках, рыбах, чтобы дети могли отгадать их. Когда в эту игру играют впервые, нужно привести примеры придуманных детьми загадок: “Ушки длинные, хвостик маленький, сам серенький пушистенький, любит морковку и капусту” (заяц), “Белые лепесточки, жёлтая серединка, листики похожи на укроп” (ромашка).
Если у детей будут получаться хорошие загадки, задание можно усложнить: придумать загадки сразу на два чем-то связанных живых объекта. Например, “Один серенький, другой пушистенький, когда доволен,  мурлычет, другой серенький, с длинным хвостиком, серенького пушистенького боится” (кошка и мышка) или  “Полосатенький жучок очень любит есть листья того растения, клубни которого мы любим  есть сами” (колорадский жук и картофель).

Советы педагогу. Если дети затрудняются самостоятельно придумывать загадки с хорошими признаками, можно дать им небольшие картинки. Пусть дети, глядя на них, составляют загадки, отмечая все важные признаки.

На что нужны мыши

Дидактическая задача. Объяснить детям, что природа – это великое единство всего существующего в ней. Показать, что не бывает очень вредных животных, что нельзя оценивать значение животных только с  точки зрения пользы или вреда для человека.

Содержание и методика. Педагог читает рассказ Л. Н. Толстого “На что нужны мыши”: “У меня был молодой сад. Весной я пошёл смотреть свои яблони и увидел, что мыши кругом объели их корни, так что вокруг каждой яблони кора была съедена, как белое кольцо. Яблони были хорошие и свежие. На всех были цветочные почки. Все бы они цвели и дали бы плод, а теперь я знал, что они пропадут,  потому что сок в деревьях ходит по коре, как в человеке кровь ходит по жилам. Мне было жако смотреть на мои яблони, и я пошёл  домой, и рассказал деду своё горе, и как бы я побил всех мышей на свете, если бы моя сила была. А дед сказал мне: Если бы твоя сила была побить мышей, то знаешь, кто бы тебя пришёл просить за них? Я сказал: Некому просить за них, они некому не нужны. А дед сказал: - Первые пришли бы кошки и стали бы просить за мышей. Они сказали бы: “Если бы тетерева и куропатки и тоже просили бы тебя не убивать мышей. Они сказали бы: “Если ты сожжёшь мышей, нам будет есть нечего”. Потом пришли бы лисицы и тоже просили. Они сказали бы: “Без мышей нам надо будет красть кур и цыплят”. После лисиц пришли бы тетерева и куропатки и тоже просили бы тебя не убивать мышей. Я удивился: зачем куропаткам и тетеревам мышей, но дед сказал: - Им мыши нужнее всего на свете. Они не едят их, но если ты мышей погубишь, лисицам будет есть нечего, они разорят куропачьи и тетеревиные гнёзда. Все мы на свете друг другу нужны”.

Прочитав рассказ, воспитатель спрашивает у ребят:

-Так плохие мыши или хорошие?

Воспитатель выслушивает ответы детей и говорит о том, что в природе нет ничего абсолютно вредного или полезного. Мыши являются кормом очень многих животных. Они быстро размножаются и таким образом поддерживают свою численность на высоком уровне. Человеку мыши могут причинять вред не только тем, что питаются запасами продуктов, заготовленных человеком. Однако эту проблему можно решить с помощью домашней кошки.

Воспитатель предлагает детям игру “Кошки и мышки”.

По согласию или по считалке дети выбирают кошку или мышку. Все, кроме кошки и мышки становятся в круг и берутся за руки.  В одном месте круг не замыкается. Это свободный проход для кошки. Мышка может вбегать в круг и через ворота, и под руками стоящих в кругу. Дети специально поднимают для этого руки, стараясь пропустить её. Кошка тоже может, если успеет, но дети стараются её не пропустить. Из круга  и в круг она свободно пробегает только через ворота.

В начале игры дети идут по кругу и все вместе говорят:

Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький,
Сядет, умывается, лапкой вытирается,
Песенки поёт. Дом неслышно обойдёт,
Притаится Васька-кот, серых мышек ждёт.
Н. Френкель

После слова “ждёт” кошка начинает ловить мышку. Когда мышка поймана, эти роли получают другие дети. Во время хоровода кошка сидит в центре круга и исполняет движения согласно тексту. Если кошка долго не может поймать мышку, воспитатель просит детей сделать ещё одни ворота или, похвалив мышку, что она очень шустрая, выбирает новых кошку и мышку.

Как солнышко лису кормит

Дидактическая задача. Учить детей быть отзывчивыми, со всей ответственностью выполнять поручения других людей, активно сопереживать, стремиться выручать другого из беды.

Дать представления детям о простейшей пищевой цепи: трава – травоядное – хищник. Объяснить величайшее значение воды, воздуха, солнечного света и тепла для всего живого на Земле. Показать, что все пищевые связи в природе начинаются с зелёных растений, роль которых чрезвычайно велика. Учить детей быть благодарными всему живому сущему на Земле.

Игровой материал к занятию. На этом занятии мы предлагаем показать “Спектакль игрушек” по сказке “Как Алёнка пасла гусёнка”, разработанный З. М. Богуславской и Е.О. Смирновой.

Для такого спектакля нужно приготовить соразмерные, но небольшие игрушки: гусь, лиса, кукла – девочка Алёнка;  сделать простые декорации-рисунки: лес, трава; приготовить игрушечные деревья, домики.

Кроме того, нужен обычный стол, покрытый до самого пола плотной тканью, желательно тёплых нейтральных тонов. Он будет служить сценой и одновременно скрывать все предметы, приготовленные для спектакля. Необходимые игрушки удобно держать в коробке, которую не должны видеть дети.

Содержание и методика. Воспитатель рассказывает: Зеленеет на лугу травушка-муравушка шёлковая. Это тёплые дожди напоили землю, и она стала отдавать свои живительные соки каждому семени, каждому зёрнышку. Это яркое солнышко пригрело первые росточки, и они потянулись к нему, разрослись, становясь с каждым днём всё зеленее, выше и гуще. Радуется свежей травушке всё живое вокруг: и кузнечики, и бабочки, и жучки, и уточки, и кролики, и зайчики, и лоси, и олени, и косули, и зубры.

После этого вступления  выводит на сцену главный персонаж сказки – девочку Алёнку (куклу в белорусском национальном костюме). Алёнка здоровается с детьми и знакомиться с ними: «Я – Алёнка, живу вместе с мамой в этом доме. Недалеко от сюда лес,  в котором, в котором водятся разные звери. А это мой гусёнок Дорофейка. Мне его подарила бабушка. Посмотрите, какой он красивый, какие у него красивые перышки! Дорофейка очень любит щипать травку и искать в ней разных букашек. Смотрите, как ему хорошо гулять на этом зеленом лугу».
Воспитатель передвигает гусенка, изображая, что он все дальше и дальше уходит от Аленки. Аленка зовет к себе Дорофейку и объясняет детям, что она боится, когда он уходит от нее далеко. В лису живет хитрая лиса. Она может незаметно подкрасться, схватить гусенка острыми зубками и утащить к себе в нору. Там его съест, даже косточек не оставит.

Бабушка рассказывала, - продолжает Аленка, - как у нее лиса утащила и маленького утенка.

Ребята, вы не посмотрите за Дорофейкой, чтобы с ним ничего не случилось. Мне так хочется поиграть немножко, я скоро вернусь. Если вдруг придет лиса, гоните ее и зовите меня. Хорошо?

Дети соглашаются. Не успела Аленка уйти, как на сцене появляется лиса. Она крадется к гусенку. Детям представляется  возможность его спасти: позвать Аленку или самим прогнать лису, что они, конечно, и делают. Аленка прибегает на их крик, прогоняет вместе с ними лису и говорит детям:

Как хорошо, что вы вовремя меня позвали! Спасибо вам, ребята! Еще не много – и лиса схватила бы Дорофейку. Они, лисы, только и думают о том, где раздобыть разжиревших на зеленой траве курочку, уточку, гусочку.

В это время из-за сцены слышен голос Аленкиной мамы. Она зовет ее гусенка домой. Аленка прощается с детьми. Спектакль окончен.
Воспитатель спрашивает у детей: От чего гуси такие большие, жирные и вкусные вырастают, что они такое едят? Траву, зерно, - отвечают дети.

Воспитатель подтверждает это и говорит, что не только гуси живут исключительно за счет растительной пищи, таких животных и птиц очень много. Она спрашивает: Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им, что это растительноядные. Можно также спросить, каких еще растительноядных животных они знают. Все вместе называют: что это и зайцы, и олени, и утки, и козы и многие другие. Раскормятся они на зелени и становятся желанной добычей разных хищников. После этого можно спросить: А каких животных называют хищниками?

Воспитатель объясняет детям, что те звери и птицы, которые питаются мясом других животных. В спектакле гусенком мечтает поживиться лиса. Она хоть может есть ягоды и травы, но очень немного, и сыта от них не бывает, поэтому и охотится на разных растительноядных: мышек, полевок, уточек, гусочек, различных пташек. На лису тоже есть охотники. Это прежде всего волки, медведи, крупные хищные птицы, которые хоть и не питаются только лисами, но и мимо не пройдут если добыть ее в лесу окажется не трудно.

В природе все начинается с солнышка, которое послала на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, все былинки, все кустики и деревца. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они взросли на земле-матушке и дали пищу всем растительноядным животным. Те в свою очередь дали пищу для мелких хищников, которыми питаются крупные по размерам хищные звери и птицы, такие, как волк, рысь, тигр и др. Этим никто не страшен, кроме охотника с ружьем.

Так природа кормит своих детей, посылая солнечный свет и тепло на увлажненную и родниками землю, взращивая на ней питательные корма для всех растительноядных. Будет много травы, станет много мышей, полевок, уток, гусей, а значит и много корма для тех, кто питается небольшими животными. Станет много разных мелких хищников, будет вдоволь пищи для крупных хищных зверей и птиц.

Все в природе не случайно, все взаимосвязано и подчинено разумному порядку, при котором травы получают тепло (энергию) от солнца, отдают его травоядным, а те в свою очередь хищникам. В начале каждой пищевой цепочки – растительный корм, а в конце – крупные хищные животные: трава – гусь – лиса, ветки деревьев – лось – волк и т.д. Но  без солнечного тепла и света, без воздуха и влаги растения не растут.
Чтобы узнать, понятно ли детям, о чем шла речь, возьмите карточки с картинками солнца, дождя, травы, деревьев, зайцев, уток, гусей, кур, лосей, оленей, волков, лисиц, рысей, ястребов, и предложите им сделать пищевые цепочки из картинок.

Для объяснения цепей питания можно использовать также материал занятия «Верные помощники земледельца». Он поможет объяснить не только цепи питания выедая, начинающиеся с живых растений, но и цепи разложения, которые начинаются с мертвой органики (отмерших частей растений, экскрементов и трупов животных). Для объяснения цепи разложения удобный пример – дождевой червь: опавшие листья – дождевой червь – птица – лиса. Пищевые цепи выедания и разложения начинаются по-разному. В цепи выедания второе звено всегда занимает растительноядные животные, а в цепи разложения – всегда сапрофит, т.е. животные, питающиеся мертвой органикой. В конце цепей выедания и разложения всегда хищник.

Рыбка, рыбка, где ты спишь

(настольно-печатная игра Н.А. Рыжовой).

В ходе игры дети учатся собирать разрезные картинки с изображением фрагментов рыб и продолжать предложение «У рыбки есть... (голова, глаза, рот, чешуя, плавники, хвост, жабры и т.д.)», находить картинки с изображением различных водоемов (пруд, река, море), с помощью вопросов составлять коротенькие рассказы о рыбках. В игровой набор входят разрезные картинки с изображением разных рыбок и вырезанные по контуру изображения рыбок-образцов, контурные не раскрашенные рыбки, карточки с загадками, карточки с изображением пейзажей (горы, лес, пустыня, пруд, река, море).

Собери рыбку

См. Приложение рисунок 3

Педагог выкладывает перед детьми части двух разных картинок, показывает рыбку-образец и предлагает собрать картинку, выбрав нужные части, и продолжить предложение «У рыбки есть...». Каждый играющий называет один признак.

Вариант игры для детей от 5 лет

Педагог выкладывает перед детьми части трех (и более) разных картинок и предлагает без опоры на образец собрать из них картинки.
Затем можно спросить детей, знают ли они названия этих рыб.

Каждый, правильно назвавший рыбку, получает рыбку-образец.

Старшим дошкольникам, как и малышам, можно предложить продолжить предложение «У рыбки есть...». Но в отличие от малышей каждый следующий игрок должен сначала воспроизвести признаки, названные перед ним, а затем дополнить словесную цепочку: «У рыбки есть голова, глаза - и плавники»; «У рыбки есть голова, глаза, плавники - и чешуя» и т.д.

Этот вариант игры может служить введением к другим играм с рыбками.

См. Приложение рисунок 4

Где живет рыбка?

Ведущий раскладывает перед детьми небольшие картинки с изображением леса, луга, реки, пруда, горы и предлагает выбрать те изображения, которые могут служить «домом» для рыбки. Играющим предлагается продолжить предложение: «Рыбка живет в... (реке, пруду, море)». Каждый раз педагог подчеркивает: рыбке для жизни нужна вода. Вода есть в реке, в пруду, в море.

Вариант игры для детей от 4 лет

Педагог показывает детям рыбку, предлагает сказать, как она называется, и выбрать картинку, на которой может находиться рыбкин «дом». Это должен быть водоем.

Когда дети освоят этот уровень игры, можно давать короткую справку: окунь - морская рыба. Он живет в море. Акула - тоже морская рыба. Где она живет? Морские рыбы не боятся соленой морской воды.

Но есть рыбы, которые любят воду без соли, или пресную воду. Такие рыбы называются пресноводными. Они живут в реках, озерах, прудах.

См. Приложение рисунок 5

Щука - пресноводная рыба. Где она может жить? Может она жить в море?

Для «опознания» рыб и запоминания их названий можно использовать загадки.

Вариант для детей от 5 лет

На предшествующих этапах дети должны познакомиться с названиями рыб и их внешним видом.

Перед детьми раскладываются карты с изображением водных бассейнов: на одной нарисовано море, на другой - река (озеро). Каждый играющий получает по три-четыре рыбки. (Рыбок можно брать самостоятельно, но, к примеру, с закрытыми глазами.)

См. Приложение рисунок 6

Играют парами или мини-командами. По жребию определяют игрока (команду), делающего первый ход. Он говорит: «Это такая-то рыбка. Она любит соленую морскую воду и живет в море». Или: «Это такая-то рыбка. Она не любит соленую воду. Она любит пресную воду и живет в реке или в озере». Если утверждение верно, ведущий (взрослый или ребенок-«знаток») разрешает поселить рыбку в подходящий водный бассейн и дает за это игроку бумажную фишку. Затем ход делает другой игрок. В конце игры подсчитывают количество полученных очков. Если ошибок в ходе игры не было, игрокам (командам) можно предложить дополнительное соревнование  отгадать загадки. Можно предложить играющим загадать загадки о водных обитателях. (Если дети не первый раз играют в игру, они рано или поздно эти загадки запомнят.)

Эту игру (при наличии больших карт и крупных контурных изображений) можно использовать во время экологических праздников и досугов по природоведению. В сложных или спорных случаях можно просить «помощь зала»: загадки могут загадывать присутствующие в зале взрослые, отдавая свои голоса той или иной команде.

В качестве решающего тура игры можно предложить командам составить короткий рассказ по своей «заселенной» картинке.

Для выявления победителей можно задать командам дополнительные вопросы.

1. Какие еще животные живут в морях?
2. Какие еще животные живут в реках и озерах?
3. Что значит выражение «рыба-хищник»?
4. Что значит выражение «нехищная рыба»? Можно ли сказать, что такая рыба травоядная? Разве в море или в озере есть трава?

Подсказки

Треска, тунец, форель (лосось), камбала, акула — морские рыбы.

Щука, речной окунь, красноперка, карась — рыбы пресноводных водоемов.

Из перечисленных рыб нехищными являются сазан, красноперка, карась.

См. Приложение рисунок 7.