Урок письма и развития речи на тему "Слова, отвечающие на вопросы: «что делает?»; «что делают?»"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: продолжать упражнять учащихся в постановке вопросов: что делает?; что делают? к словам; выделять слова-действия; развивать восприятие, воображение, речь учащихся, навыки грамотного письма; воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие, аккуратность при работе в тетради.

Ход урока

Организационный момент. Игра с перебрасыванием мяча “Составь предложение”.

Презентация.

Цель: развитие фразовой речи, развитие внимания, быстроты мыслительных операций. Учитель бросает мяч кому-либо из детей, произнося слово. Ребёнок, поймав мяч, произносит с этим словом предложение и бросает мяч обратно учителю.

Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю.

Повторение. Чтение стихотворения. 2 слайд

Кот поёт, глаза прищуря.
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

Прочитайте выразительно стихотворение.

Найдите в этих предложениях слова, отвечающие на вопрос “кто?”, “что?”, выпишите их на доске. К каким предметам мы задаём вопрос “кто?” или “что?”. Проверка – 3 слайд

Сообщение темы урока. 4 слайд

- Ребята, сегодня мы отправимся в страну Речь, в гости к одному из её жителей. Кто он, мы узнаем, пройдя все задания на нашем пути.

Ребята, на прошлых уроках мы начали изучать слова, которые обозначают действия предмета. На этом уроке мы продолжим эту работу.

- Угадайте, на чем отправимся в страну Речь? 5 слайд

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу и колёсами стучу, вмиг всех вас туда домчу. (Поезд.) наш поезд набирает ход, отправляемся в путь.

Пальчиковая гимнастика. “Семья”. 6 слайд

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!

Минутка чистописания. 7 слайд

Мы отправились в путешествие на поезде. К поезду что прицепляют? Правильно, вагоны. Пропишите в тетради красиво слово “вагон”.

Работа по теме урока.

Остановка “Думай и пиши”. Работа по карточке. Нужно заполнить правильно таблицу.

  • Прочтите слова-действия: строит, дует, чирикает, растёт, прыгает.
  • Подберите к данным словам, подходящие по смыслу слова-предметы: морковь, заяц, мастер, ветер, воробей.
  • На какой вопрос отвечают эти слова-действия? “Что делает?” Назовите их.
  • На какой вопрос отвечают слова-предметы? “Кто?” или “Что?” Назовите их.

Заполняем таблицу.

В пути мы утомились, пора и отдохнуть.

Физкультминутка. 8 слайд

“Песенка капели”

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.

Кап, кап, я – капель,
У меня в марте (хлопают в ладоши)
На весеннем тепле (гладят по плечам)
Капельки поспели.
Кап, кап – на скамью,(топают ногами)
Детям на игрушки.
Кап, кап – воробью (показывают руками на макушку)
Прямо по макушке.
Работа по учебнику.

Наше путешествие продолжается. Следующая остановка – учебная. Читаем глазками задание.

Как называются выделенные слова? Какой вопрос поставим к этим словам?

Записываем предложения, в скобках ставим вопрос. Подчеркиваем двумя чертами слова, которые обозначают действие.

Гимнастика для глаз

Обводим глазками весеннее солнышко, пусть оно подарит тепло и здоровье вашим глазкам.9 слайд

- Остановка “Повторение и закрепление”. Мы много дорог сегодня проехали, выполнили различные задания, слушаем это. Слайд 10

Назовите, кто это? Выберите слова-действия, отвечающие на вопрос “что делает?”. Корова (жуёт, мычит, стоит, лежит, идёт).

Назовите, что это? Выберите слова-действия, отвечающие на вопрос “что делают?”. Санки (возят, несутся, скользят).

Какие слова отвечают на вопросы “что делает?”, “что делают?”. Слова – названия действий.

- Молодцы! Вы верно отвечали на вопросы, выполняли задания, старались аккуратно писать в тетради. Вот и открылись ворота в замечательную страну РЕЧЬ и её жителям – словам. Слайд 11 Для вас жители страны, приготовили слова: спасибо за урок; ты старался; молодец; умница; хорошо; ты можешь лучше; будь внимателен... (Ученикам раздать карточки со словами). Прочтите внимательно слова на карточке и кому-то из вас в следующий раз нужно будет постараться быть внимательнее и лучше на уроке.

Итог урока.

- Заканчивается наше путешествие! С какими словами мы продолжали сегодня работать? Назовите вопросы, которые мы задавали к этим словам. Посмотрите, на столах у вас лежат разноцветные солнышки, выберите солнышко, соответствующее вашему настроению.

Оценки за урок. Спасибо всем! Урок окончен.